Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:41, курсовая работа
Цели курсовой работы – определить сущность прибыли, провести ее анализ и разработать проект совершенствования планирования прибыли на предприятии.
2.2 Анализ формирования прибыли
Основным источником формирования денежных доходов ОАО «Лукойл» является выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с учетной политикой ОАО «Лукойл» выручка отражается по мере оплаты продукции, выполнения работ, оказания услуг. Выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.
Под моментом определения выручки
от реализации и признания полученной
прибыли принимается
Одним из основных показателей финансово-
В процессе анализа прибыли отчетного периода изучается общее её изменение по сравнению с планом и предыдущим периодом, а также по отдельным составляющим. В процессе анализа следует учитывать, что на величину прибыли отчетного периода влияют как внешние факторы, так и внутренние, важную роль играет учетная политика:
– использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств, что приводит к росту себестоимости и уменьшение прибыли;
– выбор методов оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство, что также влияет на себестоимость;
– выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов;
– изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;
– выбор метода определения выручки от реализации продукции
– определение состава косвенных расходов и метода их распределения.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную массу.
За счет выручки от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов, выполнения работ, оказания услуг предприятие возмещает производственную себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, управленческие и коммерческие расходы. Таким образом, формируется финансовый результат от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, ОАО «Лукойл» получает доходы от внереализационной деятельности, которые увеличивают общий финансовый результат деятельности предприятия. Расходы по внереализационной деятельности вычитаются из суммы доходов от этой операции. Общий финансовый результат представляет собой прибыль отчетного периода (до налогообложения).
Рост прибыли способствует укреплению
финансового положения
Механизм формирования прибыли в ОАО «Лукойл» может быть представлен следующим образом:
Выручка от реализации работ в действующих ценах без косвенных налогов – полная себестоимость работ с учетом управленческих и коммерческих расходов – прибыль (убыток) от реализации работ ± прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов ± прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов = прибыль (убыток) отчетного периода предприятия.
При проведении анализа финансовых результатов определяются факторы изменения прибыли от реализации объемов нефтепродуктов и выявляются резервы роста прибыли.
В процессе аналитической работы необходимо учесть влияние всех основных факторов на изменение прибыли.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
Исследование структуры
Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
Изучение в обобщённом виде динамики
изменения показателей
Таблица 2 – Формирование бухгалтерской прибыли в ОАО «Лукойл» за 2010–2011 гг. тыс. руб.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+ / -) |
Темп роста % |
1. Выручка от реализации
товаров, работ услуг (за |
35 041 423 |
35 106 995 |
+65 572 |
100,19 |
2. Себестоимость продаж |
13 582 622 |
13 750 501 |
+167 879 |
101,23 |
3. Коммерчески расходы |
649 269 |
680 340 |
+31 071 |
104,79 |
4. Управленческие расходы |
13 751 734 |
14 674 534 |
+922 800 |
106,71 |
5. Прибыль (убыток) от продаж |
7 057 798 |
6 001 620 |
-1 056 178 |
- |
6. Внереализационные доходы |
3 454 388 |
21 960 710 |
+18 506 322 |
400 |
7. Внереализационные расходы |
12 401 458 |
32 248 753 |
+19 847 295 |
635, 73 |
8. Прибыль (убыток) отчётного периода |
140 037 510 |
242 637 070 |
+102 599 560 |
173, 27 |
Из данных табл. 2 видно, что балансовая прибыль в 2011 году существенно увеличилась по сравнению с 2010 годом на 65 572 тыс. руб. или на 0, 19%. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.
Увеличению балансовой прибыли способствовало:
Увеличение прибыли от реализации на 102 599 560 тыс. руб. или на 73,27%.
Отрицательное влияние на величину
балансовой прибыли повлияло: превышение
абсолютного изменения
В связи с тем, что прибыль от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов занимает наибольший удельный вес в структуре бухгалтерской прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет большое значение для выявления резервов роста всей бухгалтерской прибыли.
Дивидендная политика ОАО «Лукойл» основывается на балансе интересов Компании и ее акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренними документами.
В соответствии с "Положением о дивидендной политике ОАО «Лукойл», принятым в 2003 году, Совет директоров Компании при определении рекомендуемого Общему собранию акционеров размера дивиденда (в расчете на одну акцию) исходит из того, что сумма средств, направляемая на дивидендные выплаты, должна составлять не менее 15% чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности ОАО «Лукойл» по ОПБУ США.
Цели Компании
в области дивидендной
Рис 3. Дивиденд на обыкновенную акцию, рубли
Рис.4 Дивидендная доходность, %
Рис. 5 Доля дивидендов в чистой прибыли, %
Рис.6 Выплаты дивидендов
Для совершенствования формирования, распределения и использования прибыли руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.
В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
Рассмотрим несколько мероприятий по увеличению прибыли подробно:
При увеличении добычи углеводородов до 200 млн барр., что на 0,4% выше уровня начала 2010г. Чистая прибыль ОАО «ЛУКОЙЛ» вырастет до 3,789 млрд долл., что на 7,7% больше, чем за первые три месяца 2010г., Выручка за тот же период вырастет на 19% - с 29,626 млрд долл. до 35,261 млрд долл.
При расширении сети АЗС ОАО «ЛУКОЙЛ» приведет к ежегодной дополнительной прибыли. Большую часть прибыли АЗС «Лукойл» зарабатывают на продаже нефтепродуктов. Выручка от продажи нетопливных товаров и услуг приблизительно вырастет в 4, 8 раза и достигнет 9, 4 млрд руб.
В условиях рыночной экономики
значение прибыли огромно. Стремление
к ее получению ориентирует
Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.
Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в деятельности предприятия. Необходимо осуществлять крутой поворот в интенсификации производства, переориентировать предприятие на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста.
В условиях перехода к
рыночной экономике очень важны
мероприятия научно-
Помимо этого, необходимо
создать организационные
Специалисты по менеджменту полагают, что наиболее эффективным моментом работы организации является продуманное действие его руководителей. Квалифицированное действие руководства дает возможность направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности. [10]