Финансовый анализ ОАО Лукойл

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы – определить сущность прибыли, провести ее анализ и разработать проект совершенствования планирования прибыли на предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ формирования  прибыли

 

Основным источником формирования денежных доходов ОАО «Лукойл» является выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с учетной политикой  ОАО «Лукойл» выручка отражается по мере оплаты продукции, выполнения работ, оказания услуг. Выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.

Под моментом определения выручки  от реализации и признания полученной прибыли принимается календарный  месяц, в котором на основании  соответствующих документов выручка  от реализации и прибыль должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Одним из основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности торговой организации  ОАО «Лукойл» является прибыль от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов. Основным источником для изучения прибыли предприятия является Ф №2 «отчет о прибылях и убытках».

В процессе анализа прибыли  отчетного периода изучается  общее её изменение по сравнению  с планом и предыдущим периодом, а также по отдельным составляющим. В процессе анализа следует учитывать, что на величину прибыли отчетного периода влияют как внешние факторы, так и внутренние, важную роль играет учетная политика:

– использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств, что приводит к росту себестоимости и уменьшение прибыли;

– выбор методов оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство, что также влияет на себестоимость;

– выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов;

– изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;

– выбор метода определения выручки от реализации продукции

– определение состава косвенных расходов и метода их распределения.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в  денежную массу.

За счет выручки от  переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов, выполнения работ, оказания услуг предприятие возмещает производственную себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, управленческие и коммерческие расходы. Таким образом, формируется финансовый результат от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, ОАО «Лукойл» получает доходы от внереализационной деятельности, которые увеличивают общий финансовый результат деятельности предприятия. Расходы по внереализационной деятельности вычитаются из суммы доходов от этой операции. Общий финансовый результат представляет собой прибыль отчетного периода (до налогообложения).

Рост прибыли способствует укреплению финансового положения организации, позволяет развивать производственно-техническую  базу организации, привлекать дополнительные инвестиции и увеличивать доходы работников нефтяной компании.

Механизм формирования прибыли  в ОАО «Лукойл» может быть представлен  следующим образом:

Выручка от реализации работ в действующих  ценах без косвенных налогов  – полная себестоимость работ с учетом управленческих и коммерческих расходов – прибыль (убыток) от реализации работ ± прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов ± прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов = прибыль (убыток) отчетного периода предприятия.

При проведении анализа финансовых результатов определяются факторы  изменения прибыли от реализации объемов нефтепродуктов и выявляются резервы роста прибыли.

В процессе аналитической работы необходимо учесть влияние всех основных факторов на изменение прибыли.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов  исследование:

Изменений каждого показателя за текущий  анализируемый период («горизонтальный  анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).

Исследование структуры соответствующих  показателей и их изменений («вертикальный  анализ» показателей).

Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).

Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем табл. 2 используя данные отчётности предприятия из формы №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Формирование бухгалтерской прибыли в ОАО «Лукойл» за 2010–2011 гг. тыс. руб.

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+ / -)

Темп роста %

1. Выручка от реализации  товаров, работ услуг (за минусом  НДС)

35 041 423

35 106 995

+65 572

100,19

2. Себестоимость продаж

13 582 622

13 750 501

+167 879

101,23

3. Коммерчески расходы

649 269

680 340

+31 071

104,79

4. Управленческие расходы

13 751 734

14 674 534

+922 800

106,71

5. Прибыль (убыток) от  продаж

7 057 798

6 001 620

-1 056 178

-

6. Внереализационные  доходы

3 454 388

21 960 710

+18 506 322

400

7. Внереализационные  расходы

12 401 458

32 248 753

+19 847 295

635, 73

8. Прибыль (убыток) отчётного  периода 

140 037 510

242 637 070

+102 599 560

173, 27


 

Из данных табл. 2 видно, что балансовая прибыль в 2011 году существенно увеличилась по сравнению с 2010 годом на 65 572 тыс. руб. или на 0, 19%. Таким образом, наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

Увеличению балансовой прибыли  способствовало:

Увеличение прибыли от реализации на 102 599 560 тыс. руб. или на 73,27%.

Отрицательное влияние на величину балансовой прибыли повлияло: превышение абсолютного изменения внереализационных  расходов над абсолютным изменением внереализационных доходов на 1 340 973 тыс. руб.

 В связи с тем, что прибыль  от переработки, сбыта и реализации нефтепродуктов занимает наибольший удельный вес в структуре бухгалтерской прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет большое значение для выявления резервов роста всей бухгалтерской прибыли.

 

 

 

 

 

2.3 Дивидендная политика

 

Дивидендная политика ОАО  «Лукойл» основывается на балансе интересов Компании и ее акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренними документами.

В соответствии с "Положением о дивидендной политике ОАО «Лукойл», принятым в 2003 году, Совет директоров Компании при определении рекомендуемого Общему собранию акционеров размера дивиденда (в расчете на одну акцию) исходит из того, что сумма средств, направляемая на дивидендные выплаты, должна составлять не менее 15% чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности ОАО «Лукойл» по ОПБУ США.

 

Цели Компании в области дивидендной политики:

  • признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности Компании;
  • повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли.

Рис 3. Дивиденд на обыкновенную акцию, рубли

Рис.4 Дивидендная доходность, %

Рис. 5 Доля дивидендов в чистой прибыли, %

Рис.6  Выплаты дивидендов

 

 

 

 

3. Пути совершенствования формирования, распределения и использования прибыли

 

Для совершенствования  формирования, распределения и использования прибыли руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.

На каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В общем плане эти  мероприятия могут быть следующего характера:

    • увеличение выпуска продукции;
    • улучшение качества продукции;
    • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
    • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
    • увеличение добычи полезных ископаемых;
    • расширение рынка продаж и др;
    • рациональное расходование экономических ресурсов;
    • снижение затрат на производство;
    • повышение производительности труда;
    • ликвидация непроизводственных расходов и потерь;
    • повышение технического уровня производства.

 

 

 

 

Рассмотрим несколько  мероприятий по увеличению прибыли  подробно:

  1. увеличение добычи полезных ископаемых.

При увеличении добычи углеводородов до 200 млн барр., что на 0,4% выше уровня начала 2010г. Чистая прибыль ОАО «ЛУКОЙЛ»  вырастет до 3,789 млрд долл., что на 7,7% больше, чем за первые три месяца 2010г., Выручка за тот же период вырастет на 19% - с 29,626 млрд долл. до 35,261 млрд долл.

  1. расширение рынка продаж.

При расширении сети АЗС ОАО «ЛУКОЙЛ» приведет к ежегодной дополнительной прибыли. Большую часть прибыли АЗС «Лукойл» зарабатывают на продаже нефтепродуктов.  Выручка от продажи нетопливных товаров и услуг приблизительно вырастет в 4, 8 раза и достигнет 9, 4 млрд руб.

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако, экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен.

Несмотря на то, что  прибыль является важнейшим экономическим  показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность  его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в деятельности предприятия. Необходимо осуществлять крутой поворот в интенсификации производства, переориентировать предприятие на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста.

В условиях перехода к  рыночной экономике очень важны  мероприятия научно-технического характера. Важнейшим фактором повышения эффективности производства был и остается научно-технический прогресс (НТП). До последнего времени НТП протекал, по сути, эволюционно (в стране в целом). Недостаточно стимулировалась разработка и внедрение мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально технологиям, перевооружение на основе новейших достижений науки и техники. Коллектив предприятия, его руководители главное внимание уделяют материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, что предприятию нужно уделять должное внимание развитию производства на перспективу и направлять необходимые средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции (работ, услуг).

Помимо этого, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации  для творческого труда работников. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создают предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечить внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка, дисциплины, стабильности трудовых коллективов.

Специалисты по менеджменту  полагают, что наиболее эффективным  моментом работы организации является продуманное действие его руководителей. Квалифицированное действие руководства  дает возможность направить в  нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности. [10]

Информация о работе Финансовый анализ ОАО Лукойл