Финансовый анализ ОАО Лукойл

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы – определить сущность прибыли, провести ее анализ и разработать проект совершенствования планирования прибыли на предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать)

Фонд потребления используется на финансирование материального стимулирования работников предприятия и на социальные нужды. Так, в частности, из этого фонда могут оплачиваться: премии, не связанные с производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилейными датами и т.д.); материальная помощь; санаторно-курортные путевки, медикаменты и лечение работников предприятий; дивиденды держателям акций предприятия.

Резервный фонд создается  для покрытия непредвиденных расходов, вызванных стихийными действиями. Размеры  этого фонда должны соответствовать  учредительным документам.

 

2. Анализ деятельности предприятия

2.1 Характеристика  деятельности организации

 

Разработка проекта  совершенствования планирования прибыли  на предприятии будет осуществляться на примере ОАО «Лукойл».

Целью деятельности ОАО «Лукойл» является получение прибыли путем насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

Компания Лукойл существует на рынке с 1991 года. 25 ноября 1991 года вышло Постановление Правительства РСФСР №18 о создании нефтяного концерна «ЛангепасУрайКогалымнефть», который впоследствии был преобразован в Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». В 1994 году начались первые приватизационные торги и торговля акциями Компании на вторичном рынке. В этом же году ЛУКОЙЛ вошел в свой первый международный проект - приобрел 10% участия в разработке крупнейшего в азербайджанском секторе Каспия нефтяного месторождения Азери-Чираг-Гюнешли.

В сентябре 1999 года ЛУКОЙЛ приобрел 100% акций ОАО «КомиТЭК». Эта сделка дала возможность ускорить реализацию проектов Компании по освоению значительных запасов углеводородов  в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Также в 1999 году ЛУКОЙЛ приобретает контрольный пакет акций Одесского нефтеперерабатывающего завода на Украине, покупает нефтехимическое предприятие «Саратоворгсинтез», а также становится главным акционером болгарского нефтехимического предприятия «Нефтохим» в Бургасе. В этом же году ЛУКОЙЛ начал разведочное бурение на севере Каспийского моря. В течение нескольких лет Компания открыла в этом районе 8 крупных месторождений нефти и газа и 10 перспективных нефтегазовых структур.

В 2005 году ЛУКОЙЛ и ConocoPhilips создали совместное предприятие для разработки нефтегазового месторождения Южное Хыльчую в Ненецком автономном округе. Проектом 2009 года стало обустройство месторождения им. Юрия Корчагина на Каспии. Начало 2010 года было ознаменовано подписанием в Багдаде контракта об оказании услуг по разработке и добыче на месторождении Западная Курна-2. В первой половине 2011 года ЛУКОЙЛ завершил сделку по приобретению у компании ERG 11% участия в совместном предприятии по управлению нефтеперерабатывающим комплексом ISAB, расположенным в районе города Приоло (Сицилия).  В апреле 2012 ЛУКОЙЛ и РОСАТОМ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

ЛУКОЙЛ расширяет сеть АЗС в Западной Европе. Компания LUKOIL Belgium N.V. подписала соглашение с Verolma Group о приобретении 46 автозаправочных станций в Нидерландах и 13 АЗС в Бельгии.

С 1 июля все нефтеперерабатывающие  заводы ЛУКОЙЛа в России перешли  на производство автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, соответствующих только классу 5 (Евро 5). Выпуск бензинов класса 4 (Евро 4) с этого момента прекращается.

В сентябре ЛУКОЙЛ в составе  Национального нефтяного консорциума  начал добычу ранней нефти на месторождении  Хунин-6 в Венесуэле.

 ЛУКОЙЛ сегодня - это:

  • 2,2% общемировой добычи нефти;
  • компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;
  • компания №4 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти;
  • 16,6% общероссийской добычи нефти и 17,7% общероссийской переработки нефти;
  • крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой в 2011 году более 133 млрд долл. и чистой прибылью более 10 млрд долл.

 

В октябре 2005 года Президент  РФ Владимир Путин наградил Президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова орденом  «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие топливно-энергетического комплекса России.

В 2010 году группа специалистов ЛУКОЙЛа награждена премией Правительства РФ в области науки и техники за разработку и реализацию системы инновационных организационно-методических решений и технологий, обеспечивающих комплексное вовлечение в освоение невостребованных запасов и ресурсов нефти и газа. Президент РФ Дмитрий Медведев наградил Президента ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие нефтегазового комплекса и многолетний добросовестный труд. [11]

 

2.2 Анализ экономического состояния деятельности предприятия

 

Проведем анализ экономического состояния  организации на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках представленных в приложении 1 и 2 курсовой работы.

Анализ основных показателей деятельности предприятия за три смежных года представлены в таблице 2.1.

Значения стр5. и стр.6 таблицы 2.1 позволяют определить изменения (прирост  или уменьшение) значений показателей отчетного периода по отношению к предыдущему, рассчитываемых в %.

Показатель выручки от продажи  товаров отражается по стр.010 в Отчете о прибылях и убытках.

Показатель валовой прибыли  отражается по стр.029 в Отчете о прибылях и убытках и рассчитывается как разница между выручкой от продажи товаров и себестоимостью изготовленной продукции.

Уровень валовой прибыли рассчитывается как отношение валовой прибыли  периода к выручке от продажи  товаров за тот же период.

Прибыль от продаж отражается по строке 050 в Отчете о прибылях и убытках и находится вычитанием из валовой прибыли управленческих и коммерческих расходов. [3]

Рентабельность продаж (Рп) рассчитывается по формуле:

 

Рп = ,

 

где Пр – прибыль от продажи,

Вр – выручка от продажи товаров.

 

Таблица 1.

Основные показатели деятельности предприятия

Показатели

Годы

Изменение, %

2009

2010

2011

2010/

2009

2011 /2010

1

2

3

4

5

6

Выручка от продаж тыс. руб.

536 708 067

35 041 423

36 106 995

-93,5

3,04

Валовая прибыль, тыс. руб.

107 513 811

21 458 801

21 356 494

-80,04

0,5

Уровень валовой прибыли, %

20,03

61,24

59,15

205,8

-2,4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

44 907 745

7 057 798

6 001 620

-84,3

-14,96

Рентабельность продаж, %

8,3

20,14

16,62

142,65

-17,48


 

Данные таблицы 1 показывают, что в рассматриваемом периоде выручка компании ОАО «Лукойл» от продаж в 2010 году уменьшилась на 501 666 644 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом (или на 93,5 %).

Изменение величины выручки в 2011 г. составил - 1 065 572 тыс. руб. по сравнению с показателем прошлого года.

В системе экономического анализа  важное место занимает оценка экономической  эффективности предприятия и  его финансового состояния. Из таблицы видно, что в 2010 году предприятие сработало достаточно эффективно: рентабельность продаж увеличилась с 8,3 до 20,14 %. Однако рентабельность за 2011 год уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 17,48% и составила 16,62% .

Валовая прибыль компании в 2010 г. уменьшилась на 80,04% то есть составила 21 458 801 тыс. руб., что на 0,5 % больше показателя 2011 года.

Анализ прибыли предприятия  охватывает как факторы ее формирования, так и распределения. Задачами анализа  финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли, оценка резервов дальнейшего роста прибыли.

Для анализа и оценки уровня и  динамики показателей финансовых результатов  деятельности предприятия составляется следующая таблица (табл. 2.2), в которой  использованы данные отчетности предприятия.

 

Таблица 2

Анализ динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия, тыс. руб.

Показатели

Годы

Изменение, %

2009

2010

2011

2010/

2009

2011 /2010

Прибыль от продаж

44 907 745

7 057 798

6 001 620

-15,7

-14,96

Прочие доходы

6 564 294

3 454 388

21 960 710

-52,6

535,7

Прочие расходы 

14 984 322

12 401 458

32 248 753

-17,24

160,04

Прибыль до налогообложения 

53 962 446

142 412 782

251 131 318

163,91

76,34

Чистая прибыль отчетного периода 

45 147 922

140 037 510

242 637 070

210,17

73,27


 

Данные табл. 2 показывают, что в 2011 г. организация получила прибыли от финансовой хозяйственной деятельности в размере 6 001 620 тыс. руб., что на 14,96% меньше величины прибыли прошлого года (в 2010 году она составила 7 057 798 тыс.руб). Но благодаря прочим доходам, величину показателя чистой прибыли увеличилась, остающейся в распоряжении предприятия на 73,27% и составило 242 637 070 тыс руб. (в 2010 году этот показатель был равен 140 037 510 тыс.руб).

Прочие расходы в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли на 160,0 %.

Таким образом, проанализировав основные показатели деятельности, рекомендуем  руководству предприятия принять  во внимание такие варианты увеличения прибыли, как рост прибыли от реализации, путем увеличения объема реализации товаров; реализация не используемых основных фондов повлечет увеличение прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, что в свою очередь положительно отразиться на величине прибыли; так же возможно вложение средств в ценные бумаги, что, конечно, требует большой осторожности и анализа.

Проведем теперь анализ рентабельности. [1]

Рентабельность более полно, чем  прибыль отражает окончательные  результаты хозяйствования, так как  ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность

Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Рентабельность продаж (Рп) рассчитывается по формуле:

 

Рп = ,

 

где Пр – прибыль от продажи (стр.050 ф.№2),

Вр – выручка от продажи товаров (стр.010 ф.№2).

Рентабельность затрат (Рз) рассчитывается по формуле:

 

Рх = ,

 

где П – чистая прибыль (стр.190 ф.№2),

Зр – затраты, связанные  с реализацией товаров (стр.030 ф.№2).

Она показывает, сколько  предприятие получило прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Еще одним важным показателем  рентабельности деятельности предприятия  является рентабельность активов.

Коэффициент рентабельности активов (Ра) рассчитывается как отношение валовой прибыли (П) к величине активов (А):

 

Ра = %,

 

где А – сумма активов  предприятия (стр.300 ф.№1).

Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько  эффективно используются ресурсы организации.

Собственников интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала.

Рентабельности собственного капитала:

 

Рск = ,

где СК – величина собственного капитала организации (стр.490 ф.№1);

Данный коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.

Фондорентабельность:

 

Роф = ,

 

где ОФ основные фонды  организации (стр.120 Ф.№1)

Рентабельность собственных  оборотных средств:

 

Рсос = ,

 

где СОС – собственные  оборотные средства организации (стр.490 Ф.№1-стр.590ф.№1-стр.190ф.№1)

Ресурсорентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к ресурсам организации, которые находятся стр.120 ф.№1+стр.290 ф.№1

Представим расчеты показателей  рентабельности фирмы «Норма»  за последние два года в табл. 3.

 

Таблица 3.

Показатели рентабельности

Коэффициенты

Расчет коэффициентов

Изменение

2010 г.

2011 г.

Рентабельность продаж

7 057 798 /35 041 423 * 100 = 20,14

6 001 620 / 35 106 995 * 100 = 17,1

- 15,1

Рентабельность активов пр-я

7 057 798 / 1 182 371 977 *100 = 5,9

6 001 620 / 989 296 897 * 100 = 0,6

- 99,9

Рентабельность собственного капитала

7 057 798 / 426 609 436 * 100 = 1,7

6 001 620  / 519 204 589 * 100 = 1,2

- 29,4

Фондорентабельность

7 057 798 / 490 887 390 * 100 = 1,43

6 001 620 / 481 427 192  * 100 = 1,24

- 13,3

Рентабельность собственных оборотных  средств

7 057 798 /498 409 507 * 100 = 1,4

6 001 620  /700 944 785 * 100 = 0,85

- 39,3

Информация о работе Финансовый анализ ОАО Лукойл