Финансовое состояние предприятия, методы его оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе проведения анализа финансового состояния предприятия разработать меры по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить теоретические основы анализа финансового состояния;
– рассмотреть и дать характеристику приемам и методам оценки финансового состояния предприятия;
– изучить основные показатели финансового состояния предприятия;
– дать характеристику предприятия «Крым-Каскад»;
– проанализировать основные показатели финансовой деятельности предприятия;
– определить основные пути улучшения финансового состояния предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………… 5
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………… 7
1.1. Сущность, направления и задачи финансового состояния предприятия…………………………………………………………………. 7
1.2. Характеристика приемов и методов оценки финансового состояния предприятия…………………………………………………………………. 11
1.3. Характеристика основных показателей финансового состояния предприятия………………………………………………………………..... 16
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «КРЫМ-КАСКАД»…………………………………….. 23
2.1. Характеристика предприятия «Крым-Каскад»………………………. 23
2.2. Анализ основных показателей финансовой деятельности предприятия…………………………………………………………………27
2.3. Основные пути улучшения финансового состояния предприятия…. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА № 1.doc

— 995.00 Кб (Скачать)

– расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточными финансовыми показателями: финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, рентабельности;

– сравнительный  анализ значений  финансовых коэффициентов  с общепризнанными и среднеотраслевыми  нормативами и анализ изменений финансовых коэффициентов для выявления тенденций или ухудшения хозяйственной деятельности;

– оценка положения  предприятия на рынке ценных бумаг;

– подготовка заключения о финансовом состоянии предприятия  на основе результатов финансового анализа [2, с. 7-9].

 

1.2. Характеристика приемов и методов оценки финансового состояния предприятия

Для проведения анализа  и оценки финансового состояния  предприятия используются определенные подходы, методы и инструменты. При  этом каждый из них обладает соответствующими информационными, визуальными, обобщающими ил аналитическими возможностями. Традиционная практика анализа финансового состояния предприятия выделяет определенные приемы и методы его осуществления.

На рисунке 1.3 выделено шесть основных приемов анализа:

 

 

Рис. 1.3. Приемы финансового анализа

 

Горизонтальный (часовой) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с соответствующим показателем за предыдущий период [3, c. 334]. Применяется для оценки развития явлений и процессов, которые характеризуют деятельности предприятия во времени (динамики). В процессе финансовый анализ можно использовать построение одномерных и многомерных рядов динамики. В процессе анализа показателей по рядам динамики вычисляются и используются следующие характеристики величин: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютное значение одного процента прироста.

Вертикальный (структурный) анализ – дает возможность определить структуру итоговых показателей с оценкой воздействия каждой позиции на результат в целом. Структурный анализ используется для всех показателей, которые имеют аддитивные модели расчета (активы, собственный капитал, обязательства, затраты, доходы и финансовые результаты) [4, с. 40-41].

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с соответствующим показателями по  нескольким предыдущим периодам и определение тренда – основной тенденции динамики показателей, очищенной от воздействия индивидуальных особенностей отдельных периодов [3, c. 334].

В качестве инструментария для анализа финансового состояния широко используются различного рода коэффициенты. Это относительные показатели, которые выражают отношения одних абсолютных величин к другим. Финансовые коэффициенты применяются не только для оценки состояния отдельных финансовых показателей, но и для выявления их динамики, тенденций, сравнения с нормативными значениями.

Наиболее простым является метод сравнения, когда финансовые показатели отчетного периода сопоставляются либо с плановыми, или же с соответствующими данными за предыдущее время (базисными) [5, с.74].

Факторный анализ – определение воздействия отдельных факторов на результирующий показатель детерминированных или стохастических приемов исследования.

Метод финансового анализа – это комплекс научно- методических инструментов и принципов исследования финансового состояния предприятия.

В экономической теории и практике существуют различные  классификации методов экономического анализа и финансового анализа  в частности. Так можно выделить формализованные и неформализованные методы (рис. 1.4).

В процессе финансового  анализа широко используются и традиционные методы экономической статистики (средних  и относительных величин, группировки, графический, индексный), а также  математически-статистические методы (корреляционный анализ, дисперсный анализ метод главных компонентов) [3, c. 335].

 

Рис. 1.4. Методы финансового анализа

 

Также нужно отметь такой  метод, как использование трансформационных инструментов, которые направлены на превращение отчетности в более удобную для восприятия форму (агрегирование статей, трансформация в формы отчетности в соответствии международным стандартам и т.д.). Они не несут аналитической функции и прямо не ведут к каким-либо выводам и предложениям. Приемы трансформации отчетности, которые используют официальные индексы инфляции, иностранные валюты и оценки экспертов, призваны, в первую очередь, обеспечить сравнение данных  разных отчетных документов [4, с.38].

Использование видов, приемов  и методов анализа для конкретных целей определения финансового состояния в совокупности создает методологию и методику анализа. Финансовый анализ осуществляется с помощью разных моделей, которые дает возможность структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями (рис. 1.5) [3, c.335-336]:

 

Рис. 1.5. Модели финансового анализа

 

Источниками информации для проведения анализа и оценки финансового состояния предприятия  является официальная финансовая отчетность, утвержденная приказом Министерства финансов Украины №87 от 31.03.1999 г., в связи с переходом к новым стандартам бухгалтерского учета. Она включает следующие основные документы:

1. Баланс (стандарт №2, форма 1).

2. Отчет о финансовых  результатах (стандарт №3, форма 2).

3. Отчет о движении  денежных средств (стандарт №4, форма 3).

4. Отчет о собственном  капитале (стандарт №5, форма 4).

Основной целью финансовой отчетности является предоставление ее пользователям полной, правдивой  и непредвзятой информации о состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Информация, которая отражается в финансовых отчетах, должна быть доходчива и рассчитана на однозначное толкование. Ее уместность, доходчивость и достоверность должны способствовать правильному принятию решений юридическими и физическими лицами по тому или оному вопросу финансовой деятельности предприятия [6, c.89].

 

 

1.3. Характеристика основных  показателей финансового состояния  предприятия

 

Общая оценка финансового  состояния предприятия основывается на целой системе показателей, характеризующих структуру источников формирования капитала и его размещения, равновесия между активами предприятия и источниками их формирования, эффективность и интенсивность использования капитала, платёжеспособность и кредитоспособность предприятия, его инвестиционную привлекательность и т.д. С этой целью изучается динамика каждого показателя, проводятся сопоставления со средними и нормативными значениями по отрасли [7].

Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, состоит из пяти основных блоков параметров (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Показатели, характеризующие финансовое состояние

Ликвидность предприятия  определяется наличием у него ликвидных  средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы. Для оценки платежеспособности и ликвидности могут быть использованы следующие основные приемы (рис. 1.7):

 

 

Рис. 1.7. Приемы проведения оценки платежеспособности и ликвидности предприятия [9].

Для оценки ликвидности  в краткосрочной и долгосрочной перспективе рассчитывают следующие показатели (табл. 1.1):

Таблица 1.1

 

Оценка ликвидности  в краткосрочной и долгосрочной перспективе [7]

 

Наименование показателя

Определение

Формула расчета

Норматив

Общий показатель ликвидности

Применяется для  комплексной оценки ликвидности баланса в целом

>1

Коэффициент абсолютной ликвидности

Является наиболее жёстким критерием ликвидности  организации. Показывает, какая часть  краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости  погашена немедленно за счет денежных средств

0,2 - 0,35

Коэффициент быстрой  ликвидности

Показывает  прогнозируемые платежные возможности  организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами

0,6-0,8


 

Оценка финансовой устойчивости предприятия

Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа определить финансовые возможности организации на длительные перспективы, которые от структуры ее капитала; степени взаимодействия с кредиторами и инвесторами; условий, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники финансирования. Финансовая устойчивость – это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность [10, с.243-245].

Анализ деловой  активности

Анализ деловой  активности (оборачиваемости) позволяет проанализировать эффективность основной деятельности предприятия, характеризуемую скорость обращения финансовых ресурсов в течении отчетного года. Данный вид анализа осуществляется путем расчета следующих показателей: оборачиваемости запасов, оборачиваемости кредиторской задолженности, оборачиваемости собственного капитала, оборачиваемости мобильных активов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 

Прибыль – это  выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный  капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами процессе этой деятельности. Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из внутренних причин банкротства [8, c.159].

 

 

 

 


 







 



 

 

 

Рис. 1.8. Распределение прибыли

 

Как видно из рисунка 1.8 прибыль разделяется на экономическую и бухгалтерскую.

Частью бухгалтерской  прибыли является нормальная прибыль, которая приходится на затраты предпринимательского ресурса, а экономическая прибыль разделяется на ренту, процентные отчисления на вложенный в производство капитал и чистую прибыль.

После вычитания из прибыли налоговых отчислений в бюджет страны, а также отчислений в благотворительные и иные фонды, после расчета с кредиторами, вкладчиками (инвесторами), а также арендодателями (владельцами земельных ресурсов, зданий, сооружений и т.д.), остается величина так называемой чистой прибыли.

Чистая прибыль  распределяется на нужды фирмы: обучение персонала, охрана окружающей среды, накопление капитала для реализации будущих нужд, отчисления во внутренние социальные фонды. Кроме этого, в состав чистой прибыли входит величина дохода собственников фирмы [12].

Для повышения  эффективности работы предприятий  первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли.

Эффективность формирования и использование прибыли  предприятия можно охарактеризоваться помощью следующих коэффициентов:

  1. Коэффициент К1, который характеризует рентабельность текущих издержек, т.е. сколько прибыли приходится на 1 грн. затрат:

      

                                          (1.1)

  1. Коэффициент доходности авансовых вложений К2, который характеризует сколько прибыли приходится на 1 гривну, вложенные в основные средства предприятия:

                               (1.2)

  1. Коэффициент валовой прибыли К3, который показывает, эффективно ли используется материальные ресурсы и рабочая сила в процессе осуществления производственно0коммерческой деятельности:

                                                     (1.3)

  1. Коэффициент К4 операционной прибыли, который характеризует прибыль от операционной деятельности на каждую гривну выручки:

                                                 (1.4)

  1. Коэффициент окупаемости собственного капитала К6, определяет прибыльность и доходность предприятия, к который вложено некоторый собственный капитал [13, c. 324-326]:

                                                                  (1.5)

Рентабельность

Понятие рентабельности означает прибыльность или доходность производства и реализации всей продукции (работ, услуг) или отдельных ее видов; доходность предприятий, учреждений, организаций как субъектов хозяйственной деятельности; прибыльность разных отраслей экономики.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками  финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. показатели рентабельности продукции;

Информация о работе Финансовое состояние предприятия, методы его оценки