Финансовая стратегия предприятия: содержание, порядок разработки стратегии, ее реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

Теория финансовой стратегии предприятия исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, подготовки и ведения стратегических финансовых операций. При разработке финансовой стратегии нужно учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия. Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового рынка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……......3
1. Финансовая стратегия предприятия………………………………...……...4
1.1. Виды финансовых стратегий……………………………………....4
1.2.Функции, задачи……………………………………………..….......5
1.3. Процесс разработки финансовой стратегии.……………………...7
1.4. Внедрение финансовой стратегии с целью увеличения финансовых результатов. ……………………………………………………….……10
1.5. Место финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия
……………………………………………………………………………11
2. Анализ финансовой стратегии……………………………………………...13
2.3.Финансовый учет ………………………..………………………….14
2.4. Управленческий учет ………………….…………………………...14
Заключение………………………………………………………………………18
Список используемой литературы…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

ZFK-110 GLAZKOVA.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

 

    1. Внедрение финансовой стратегии с целью увеличения финансовых результатов

 

В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании – это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Без тщательно сформулированной стратегии деятельность организации теряет смысл, утрачивает конкурентоспособность, ведет к внутреннему застою и ухудшению результатов. Кроме того, действия отдельных подразделений, отделов, групп и менеджеров должны представлять собой единое скоординированное целое, если компания стремиться достичь поставленных целей, так что высший менеджмент обязан согласовать работу всех подразделений компании – НИОКР, производства, маркетинга, обслуживания клиентов, кадров, информационных технологий, финансов.В системе стратегического управления выделяют обычно три основных вида стратегий – корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц). Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия – максимизацию благосостояния его собственников. Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Стратегия хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей – обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу.; Стратегический набор предприятия; Совокупность различных видов стратегий предприятия представляет собой его «стратегический набор»

 

1.5.Место финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия

 

В настоящее время  финансовая деятельность компании во всех ее формах не может сводиться только к удовлетворению финансовых потребностей, определяемых необходимостью управления отдельными видами оборотных активов, замены выбывающих внеоборотных активов или текущего их прироста в связи с происходящими изменениями объема хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число компаний осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации целей общего его развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает финансовая стратегия. Актуальность разработки финансовой стратегии предприятия определяется рядом условий. Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью предприятия, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к  возможным изменениям факторов внешней среды, приводит к тому, что финансовые решения отдельных структурных подразделений предприятия носят разнонаправленный характер, приводит к возникновению противоречий и снижению эффективности финансовой деятельности в целом.3

Еще одним из условий, определяющих актуальность разработки финансовой стратегии предприятия, является переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы финансовой деятельности, особенности формирования и распределения финансовых ресурсов. Разрабатываемая финансовая стратегия позволит заблаговременно адаптировать финансовую деятельность предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.

Результаты  исследования известного ученого деятеля И.А. Бланка показывают,  что при разработке финансовой стратегии предприятия целесообразно выделять следующие доминантные сферы (направления) развития финансовой деятельности:

· Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия.

· Инвестиционная стратегия.

· Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия.

· Стратегия повышения  качества управления финансовой деятельностью  предприятия

 

  1. Анализ финансовой стратегии

 

Стратегический финансовый анализ Разработка основных элементов  стратегического набора в сфере финансовой деятельности предприятия базируется на результатах стратегического финансового анализа. Стратегический финансовый анализ целесообразно проводить в разрезе внешней финансовой среды непрямого и непосредственного влияния, внутренней финансовой среды. Конечным продуктом стратегического финансового анализа является модель стратегической финансовой позиции предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его финансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер финансовой деятельности. Особенностью осуществления стратегического финансового анализа является то, что он является не только ретроспективным, но и прогнозным, т.е. оценивает перспективное состояние финансового потенциала предприятия под воздействием возможных изменений отдельных факторов и условий. Это определяет необходимость использования специальных методов проведения такого анализа, которые составляют основу его методического аппарата.

 

2.1.Финансовый учет

 

Основой любых финансовых расчетов, финансового анализа, финансового стратегического и текущего планирования являются данные финансовой отчетности, основой которой, в свою очередь, являются данные финансового учета, более известного в нашей стране как бухгалтерский учет. Задача учета — точное выявление финансовых результатов деятельности предприятия за определенный отрезок времени и на определенную дату.4

В финансовом учете предусмотрен метод начисления, то есть определение  финансового результата по отгрузке продукции, выполнению работ независимо от факта и даты оплаты. Как и предусмотрено международными нормами, хотя и за определенными исключениями, что вытекает из структуры работ и рисков. Основным недостатком такого учета является обслуживание интересов составления официальной финансовой отчетности в установленные государством сроки. Результатом такой направленности является его неоперативность и практическая ненужность для управления. Но кто мешает сделать его оперативным?

 

2.2. Управленческий учет

 

управленческий учет, который оперативно должен обслуживать цели экономического управления деятельностью предприятия. При этом в литературе описывается достаточно много схем и образцов организации управленческого учета (Management accounting) по «западным моделям». В целом, ничего плохого в изучении западного опыта нет, но рассматривать и создавать управленческий учет изолированно, как третий вид учета (бухгалтерский, он же финансовый; учет для целей налогообложения, он же налоговый; и учет для целей управления, он же управленческий учет) более, чем нерационально. Ко всякому делу следует подходить прагматично, и прежде, чем его начинать, следует подсчитать затраты и сравнить с источником их покрытия.

Для этого и существует учетная политика, чтобы не создавать  новый вид учета и организовывать лишние учетные рабочие места (и так их много), поскольку это накладные расходы в прямом смысле. Нужно организовать ведение финансового учета таким образом, чтобы результаты деятельности стало возможным выводить каждый день. Для этого нужно немного: организовать ежедневную передачу всех документов обо всех хозяйственных операциях в бухгалтерию и обеспечить их ежедневную бухгалтерскую обработку на основе принятых в стране методологических принципах. Теоретическую концепцию, принятую всеми высокоразвитыми странами, можно определить так: финансовый учет необходим для исчисления финансовых результатов хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия. Вопрос: противоречит ли он целям управленческого учета? Нет. Поскольку управленческий учет и должен служить тому, чтобы эффективность управления деятельностью предприятия увеличивалась, но эффективность деятельности построена на выяснении финансового результата. Вся проблема только в том, что финансовый результат нужен для управления не через месяц или квартал после окончания производства, а день в день. Но методы подсчета результата должны быть именно те, которые применяются в бухгалтерском учете и определены государством. 5

 

 Сегодня в финансовом  учете практически нет различий  при использовании метода начисления между нашей страной и экономически развитыми странами. Система начисления (accrual accounting system) понимается во всем мире одинаково, причем сущность ее в признании доходов и расходов в те периоды, когда эти факты имели место, а не тогда, когда были получены денежные средства. Таким образом, движение денежных средств не приводит к признанию доходов. Система включает в себя два приема:

констатацию — признание  доходов в момент их получения  и расходов в момент их возникновения;

 трансформацию счетов  — преобразование сальдо счетов пробного баланса в целях получения информации, необходимой для заполнения отчетных форм.

 

 В условиях движения  в сторону Европы, ЕС, с целью  включения в свободную мировую  экономику надо серьезно задуматься  над снижением себестоимости продукции, работ, услуг, а не над обоснованием цены. К вступлению в ВТО отечественные предприятия должны быть внутренне готовы, иначе мировой рынок их проглотит. Уже сегодня видно, что значительную часть товаров, несмотря на высокие таможенные пошлины, транспортные расходы, дешевле привезти, чем произвести в своей стране, и можно выгоднее продать. Более того, качество произведенных товаров не только известных брендов, но и неизвестных китайских, турецких и польских производителей оказывается выше, чем у национального производителя. А все это вместе и есть конкурентоспособность товара, как продукта труда, и предприятия. Поэтому сегодня надо обеспечить такой учет, чтобы каждый день, а не через месяц или два после производства продукции руководство знало результат от этого производства, и не всего по предприятию, а по каждому виду произведенного товарного продукта могло выяснить, насколько этот продукт конкурентоспособен, и как можно повысить эту конкурентоспособность. Сегодня призывы поддержать своего производителя, не подкрепленные соответствующим качеством и ценой товара, повиснут в воздухе.

 

 Управление уже  требует организации учетной  работы по географическим и  хозяйственным сегментам отчетности  или центрам ответственности.  А значит, необходима разработка четкой учетной политики в интересах предприятия, с использованием всех законодательных возможностей, выбора амортизационной политики, изменений кадровой политики. К сожалению, не все сегодня осознали эту необходимость, гром еще не грянул.

 

 Нельзя судить о показателях результативности деятельности по данным налоговых деклараций, хотя стремление к уменьшению суммы налогов для бизнеса является нормальным. Но не только налогами живет предприятие. И не их размер влияет на себестоимость продукции и цену. Важно не только получить прибыль, но и, прежде всего, вернуть вложенный капитал, то есть начислить амортизацию так, чтобы обеспечить не только простое, но и расширенное воспроизводство, причем в условиях инфляции и при немонетарности основных средств как активов.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, успех  финансовой стратегии предприятия  гарантируется при взаимоуравновешивании  теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и  финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия  разрабатываются на основе выводов  финансового анализа предприятия по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия (построение прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках).

В зависимости от внешних  условий реализации того или иного  варианта генеральной финансовой стратегии  ежеквартально разрабатывается  оперативная финансовая стратегия  с учетом финансовых показателей, достигнутых  в предшествующем квартале. При необходимости может быть разработана стратегия достижения частных целей как на год, так и на квартал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы

 

  1. Финансы и кредит_под ред Ковалевой А.М_Уч пос_2005 -512с
  2. Финансовый менеджмент: теория и практика/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2007 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  3. А.В. Куранова - Управление финансами. - М.: Приор-издат, 2010. - 176 с
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. М. «Финансы и статистика»,2008
  5. Скоун Т. Управленческий учет/Пер. с англ. под ред. Н.Д.

Эриашвили. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.

  1. Финансы и кредит,_под ред Ковалевой А.М_Уч пос_2005 -512с
  1. 2Финансовый менеджмент: теория и практика/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2007 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  1. 3 А.В. Куранова - Управление финансами. - М.: Приор-издат, 2010. – С-120
  1. 4 Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. М. «Финансы и статистика»,2008
  1. 5 Скоун Т. Управленческий учет/Пер. с англ. под ред. Н.Д.

Эриашвили. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.


Информация о работе Финансовая стратегия предприятия: содержание, порядок разработки стратегии, ее реализация