Философия человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:19, реферат

Краткое описание

1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы - люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии "красного гиганта" и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?

Файлы: 1 файл

эссе о филке.docx

— 30.38 Кб (Скачать)

Итак, вернемся к античности: в наилучших философских интерпретациях общества используют концепцию идей и концепцию форм, а также представления  о добродетелях человека.

В средние века философское  понимание общества основывается, как  и следовало ожидать, на философии  абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин уже в IV веке дает философскую  интерпретацию обществу. Он различает "град небесный" и "град земной". Все в граде земном, что противоречит граду небесному, Августин критиковал, а смысл истории видел в  движении града земного к совершенству града небесного.

Разумеется, в ходе истории  ее христианская интерпретация приобретала  все большее многообразие. Современные  православная, католическая, протестантская интерпретации общества во многих отношениях отличаются друг от друга. В православии  настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (соборность); в католицизме расстояние между обществом и Богом увеличивают ("мы и Он"); в протестантизме во главу угла ставят личностное отношение к Богу ("я и Ты"). Однако во всех трех случаях град земной интерпретируется как вторичный по отношению к граду небесному. Показательно в этой связи следующее утверждение В. С. Соловьева: "Сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего общественного мира...".

Итак, мы в очередной раз  видим, что многие однажды выработанные философские интерпретации не исчезают бесследно, а возобновляются, иногда почти буквально, в последующих  веках, в том числе в наши дни.

В Новое время философия  приводит к концепциям равноправия  членов общества и общественного  договора. В христианстве постулировался договор народа с Богом (завет  и означает договор). Теперь договор  понимается как необходимость, осмысленная  в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди перебьют друг друга (Т. Гоббс). В общественном договоре заключен суверенитет народа и его  нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было, считал Ж. -Ж. Руссо. Общественный договор - это признак гражданского общества. Общественный договор, гражданское общество - это все творения человека разумного, а значит, и философии о нем. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность (Дж. Локк).

Другая нововременная концепция общества принадлежит К. Марксу. Люди в обществе "склеены" общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.

У истоков новейших философских  интерпретаций общества мы находим  самого цитируемого социолога Макса  Вебера. Согласно Веберу, в основе социологического знания лежит интерпретация социального  действия. Социальное действие обладает смыслом, которым не обладает действие в природе. Для понимания этого  смысла необходима соответствующая  интерпретация. Здесь-то и необходима философия. Вебер четко выделяет свою главную мысль: всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование смысла социальных действий людей. Добавим к этому, что в наши дни для этих целей используют новейшие философские направления - феноменологию, герменевтику, постмодернизм, аналитическую философию.

Что такое общество, согласно феноменологам, герменевтикам, постмодернистам, аналитикам? Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания (Э. Гуссерль), понимающее бытие-в-мире (М. Хайдеггер), свободный практический и творческий выбор (М. Фуко), жизнь людей согласно их речевым актам (Дж. Остин).

Итак, в качестве обобщения  всего предыдущего можно взять  за основу следующее определение  общества. Общество - это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Информация о работе Философия человека и общества