Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе рассмотрен договор транспортной экспедиции.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика договора транспортной экспедиции ……………4
2. Виды договоров транспортной экспедиции …………………………..….9
3. Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции ….….12
4.Ответственность экспедитора и клиента в случае нарушения договора..15
Заключение …………………………………………………………………...18
Библиографический список …………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

Договор транспортно-экспедиционного  обслуживания – тот же вид договора об обеспечении доставки груза, но заключаемый на длительный срок. Организации, которая регулярно отправляет партии грузов, выгодно стать абонентом транспортной компании, так как годовое обслуживание предусматривает скидки и соответственно снижение затрат на перевозку.

Договор о доставке груза до места  нахождения перевозчика

Возможны  также варианты договора о получении  груза от перевозчика в пункте назначения и дальнейшей доставке его  получателю.

Предположим, вы самостоятельно заключили договор  с железной дорогой на перевозку  грузов и в договоре с клиентом взяли на себя обязательства по доставке груза непосредственно на его  склад. Однако отсутствие подъездных железнодорожных путей к складу (это весьма распространенная ситуация, так как такими путями оборудованы лишь бывшие и ныне действующие крупные государственные предприятия, базы и склады) и ограниченные транспортные ресурсы (например, объем товара – 20-футовый контейнер, а у вас из автотранспорта – лишь "ЗИЛ" грузоподъемностью 3,5 т) накладывают серьезные трудности на исполнение взятых обязанностей.

В такой  ситуации оптимальный выбор –  заключение договора с крупной транспортной компанией, которая имеет филиал в том регионе, куда вы отправляете  товар. В обязанности экспедитора  в данном случае будет входить: загрузка транспортного средства на складе грузоотправителя, доставка груза до станции отправления железной дороги и сдача его перевозчику, а также приемка на станции назначения, доставка и выгрузка на складе конечного получателя. В качестве клиента в этой модели могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от условий поставки, определенных сторонами в договоре.

Договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах

Такие договоры заключаются небольшими компаниями, которые специализируются на каком-либо одном виде деятельности, например, погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении грузов и их охране в пути следования или таможенном оформлении и т. п. Несмотря на то, что в каждом конкретном случае договор может называться по-разному, но квалифицироваться он будет как договор об оказании услуг, связанных с процессом перевозки груза. Такие договоры могут быть как разовыми, так и длящимися, с подписанием отдельного документа-приложения на каждую заявку клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции

 

Основной  обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. В их число входят:

  • организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • проверка соответствия количества и качества груза заявленным в документах параметрам;
  • погрузка и выгрузка груза;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза и др.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту  экспедиторский документ, а также  представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Согласно  статье 805 ГК РФ, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено  договором. При этом в соответствии со статьей 403 ГК РФ он не освобождается  от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях. Особо в Законе отмечено, что экспедитор не имеет права заключать от имени  клиента договор страхования  груза, если это прямо не предусмотрено  договором транспортной экспедиции.

В Законе также указаны условия, при которых  экспедитор вправе отступать от указаний клиента, но только в интересах последнего и с обязательным его уведомлением о произведенных действиях в  течение суток. Возможно это в  случае, если указания клиента неточны  или неполны либо экспедитор по независящим  от него причинам не имел возможности  запросить согласие клиента на отступление  или получить ответ в течение  суток.

При заключении договора необходимо иметь ввиду, что  согласно статье 3 Закона, экспедитор, если это предусмотрено договором, имеет все основания удерживать находящийся в его распоряжении груз вплоть до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. А вот ответственность за порчу груза вследствие его удержания экспедитором в таких случаях несет клиент.

Клиент  обязан уплатить причитающееся экспедитору  вознаграждение, а также возместить понесенные им в связи с исполнением  договора расходы и издержки. Сроки, форма и порядок уплаты всех этих сумм стороны также указывают  в договоре.

Закон оставляет  право выбора вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки  различными видами транспорта за клиентом. Однако если клиент отказывается от этого  права, экспедитор может самостоятельно определить все условия, но исходя из интересов клиента.

Экспедитор  вправе проверять достоверность  представленных клиентом документов, а также информации о свойствах  груза, условиях его перевозки и  иных сведений, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных  договором транспортной экспедиции. Само собой, что непосредственной обязанностью клиента является своевременное  представление экспедитору и  полной достоверной информации, и  необходимых для прохождения  таможенного, санитарного и других видов государственного контроля документов. Содержание такой информации, перечень представляемых клиентом документов и порядок их представления целесообразно описать в договоре.

Но экспедитору  следует иметь в виду, что договор  этот является консенсуальным. Эта, на первый взгляд, теоретическая характеристика, может иметь серьезные практические последствия в ходе судебного  разбирательства по предъявленным  претензиям. Так, например, имел место  иск клиента к транспортно-экспедиционной компании о взыскании убытков, вызванных  невыполнением обязательств по договору транспортной экспедиции. В ходе расследования  удалось выяснить, что экспедитор взял на себя обязательство за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку  грузов, принадлежащих клиенту, по территории Российской Федерации. В соответствии с условиями договора клиент своевременно подал заявку на экспедирование груза, которая была принята экспедитором к исполнению. Однако несколько позже  экспедитор отказался от ее выполнения, сделав соответствующую запись на бланке заявки. В результате клиент был  вынужден самостоятельно доставлять груз в пункт назначения. Арбитражный  суд установил факт нарушения  экспедитором своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, и взыскал убытки с экспедитора  в пользу клиента.

Срок, на который заключается договор, определяется прежде всего потребностями клиента – разовая ли это перевозка или идет поток грузов. Например, вы можете заключить договор транспортной экспедиции сроком на один год, где будут зафиксированы лишь основные права и обязанности сторон. А на каждую конкретную доставку составлять приложение или заявку с описанием того, что везем, куда, когда и кому.

 

 

 

 

4. Ответственность экспедитора  и клиента в случае нарушения

Договора

 

Согласно  статье 803 ГК РФ, за неисполнение или  ненадлежащее исполнение экспедитором прописанных в договоре обязанностей он несет ответственность перед  клиентом по общим правилам, установленным  главой 25 ГК РФ. То есть общим основанием ответственности является не вина экспедитора, а обычный предпринимательский  риск. Однако есть и исключения из этого  правила: если экспедитор сумеет доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то размер и основания его ответственности  будут определяться правилами, предусмотренными действующим законодательством.

Что это  означает на практике? Что ответственность  за невыполнение обязательств по перевозке  всегда носит ограниченный характер. Конечно, вы сможет взыскать прямой ущерб, причиненный повреждением либо гибелью  груза, но вот никак не упущенную  выгоду. В некоторых ситуациях, например, за невыполнение заявки грузоотправителя перевозчик уплачивает лишь исключительно  неустойку (штраф), но не возмещает убытки. Кроме того, уставы и правила всех отраслей транспорта предусматривают  достаточно большое число случаев, при которых перевозчик освобождается  от ответственности. Для клиента  это, безусловно, отрицательная сторона  договора транспортной экспедиции.

Закон "О  транспортно-экспедиционной деятельности" содержит расширенный и более  подробный перечень оснований ответственности  экспедитора перед клиентом. Так, за утрату (если груз не выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока  доставки), недостачу или повреждение  груза после его принятия экспедитор обязан возместить клиенту реальный ущерб, если не докажет, что произошло  это вследствие обстоятельств, которые  он не мог предотвратить. Ущерб в  зависимости от условий договора возмещается в размере объявленной или действительной стоимости груза. Действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца. При ее отсутствии стоимость считается по средней цене на аналогичный товар.

Отдельным пунктом можно предусмотреть  возврат экспедитором уплаченного  клиентом вознаграждения. Наряду с  возмещением реального ущерба и  возвращением клиенту уплаченного  ранее вознаграждения экспедитор также  обязан возместить клиенту упущенную  выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по его вине.

Из статьи 9 Закона можно узнать, что экспедитор обязан возместить убытки, причиненные  клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено  договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло  вследствие обстоятельств непреодолимой  силы или по вине клиента.

Законодательно  предусмотрено ограничение ответственности  экспедитора при осуществлении  им международных перевозок, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или  повреждение груза явились результатом  действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой. Это правило  появилось в законе не случайно. Оно призвано оградить клиентов и  прежде всего потребителей от недобросовестности некоторых экспедиторских фирм.

Чтобы упростить  порядок возмещения убытков, причиненных  клиенту экспедитором, можно использовать механизм страхования экспедируемых  грузов. В таком случае после выплаты  возмещения клиенту страховая компания в порядке регресса предъявит  иск экспедитору и возьмет  все судебные хлопоты на себя.

Но и  экспедитор имеет возможность застраховать свои риски, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент  также несет ответственность  перед экспедитором, перечень оснований  которой хоть и ограничен, но зафиксирован в Законе и не может изменяться договором.

Таковыми  основаниями могут послужить:

  • причинение убытков экспедитору в связи с неисполнением обязанностей по предоставлению информации. Например, вполне уместно требовать возмещения в полном объеме убытков, понесенных экспедитором в связи с отсутствием информации об опасных свойствах груза;
  • необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором. В этом случае уплачивается штраф в размере 10% суммы этих расходов;
  • несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов. При этом взыскивается неустойка в размере 0,1% суммы вознаграждения и расходов экспедитора за каждый день просрочки (но неустойка не может быть больше указанной суммы вознаграждения).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора виновная сторона обязана  возместить другой стороне вызванные  отказом убытки и уплатить штраф  в размере 10% суммы понесенных ею затрат.

Что касается процессуального оформления требований, возникающих в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением договора транспортной экспедиции, следует обращать внимание на следующие моменты:

  • для коммерческих организаций и предпринимателей Закон предусматривает обязательную досудебную процедуру урегулирования – предъявление претензий к экспедитору в письменной форме, которая должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее получения;
  • срок исковой давности для таких требований составляет один год.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции