Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа
Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих тенденций в сфере занятости выделяю основные задачи:
- рассмотреть государственную политику в области занятости и трудоустройства граждан;
- изучить деятельности государственной службы занятости;
Введение
Глава 1. Деятельность государства в области занятости
1.1.Понятие и формы занятости
1.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства в Р.Ф
Глава 2.
2.1. Методы регулирования государственной политики в области занятости
2.2. Направления государственной политики в области занятости
2.3. Принципы государственной политики в области занятости
Заключение
Список литературы.
В последние годы в государственной политике начинают применяться менеджериальные методы, методы по технологиям РR. К последним, думается, можно отнести практику так называемого «социального трипартизма» или социального партнёрства, т.е. генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами как выразителями социально-трудовых интересов наемных работников, об условиях оплаты, охраны и стимулирования труда, а также по многим другим социальным вопросам в масштабах государства. Их отличительной особенностью является подробное изложение в специальных разделах основных целей, принципов и методов согласованной деятельности правительства, профсоюзов и работодателей в области государственной политики в сфере занятости. На региональном уровне метод трипартизма дополняется генеральными соглашениями между администрацией, работодателями и профсоюзами краев, областей, городов Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и уп-равления / Под ред. Л.В.Сморгунова. -- М: «Российская полити-ческая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - С. 74..
Социальное партнерство профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 361. .
Таким
образом, ключевые направления государственного
регулирования занятости
Механизм
государственного регулирования занятости
и рынка труда, включает три группы
методов: экономические методы, организационные
методы, административно-
2.2. Направления государственной политики в области занятости
Факты конкретной экономической
действительности показывают, что в
странах с развитой рыночной экономикой
практически уже несколько
С начала 60-х гг. регулирование рынка труда
становится одним из важнейших направлений
деятельности многих государств, на которое
затрачивается, например, в Канаде, 2—3%
ВВП. 1962 год в США стал как бы рубежом в
развитии государственного регулирования
подготовки и использования трудовых
ресурсов в этой стране. Затем было разработано
несколько специализированных программ
по подготовке и трудоустройству рабочей
силы. Это программа "Новые возможности",
которая осуществляет профессиональную
подготовку молодежи с 1964г., первая со
времен Великой депрессии по созданию
рабочих мест в государственном секторе.
К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены
основные направления государственного
вмешательства в сферу занятости, призванные
смягчить остроту проблем, возникших на
рынке труда. Это программы, во-первых,
стимулирования роста занятости и увеличения
числа рабочих мест; во-вторых, подготовки
и переподготовки рабочей силы; в-третьих,
содействия найму рабочей силы и, в-четвертых,
социального страхования безработицы,
т. е. выделения средств на пособия по безработице.
Приоритетность выбора того или иного
направления и их сочетание зависят от
конкретной ситуации на рынке труда.
Кроме того, существует комплекс мер косвенного
регулирования рынка труда: это налоговая,
денежно-кредитная, амортизационная политика
государства. Меры косвенного регулирования
рынка рабочей силы одновременно являются
и мерами общеэкономического регулирования.
Они воздействуют на занятость через общеэкономическую
конъюнктуру[10].
В настоящее время идет активный поиск
моделей регулирования рынка труда. Определение
основных направлений, форм и методов
регулирования рынка труда сдерживается
неопределенностью конечных целей реформирования
экономики, отсутствием окончательной
стратегии экономического развития. Тем
не менее, уже сейчас становление и развитие
рынка труда предопределили пересмотр
трудового законодательства в вопросах
найма и увольнения, ликвидации нерентабельных
предприятий, а также разработку мер содействия
эффективному использованию рабочей силы
и защите от безработицы, усилению социальных
гарантий.
Практика показывает, что нет и не может
быть единой политики, проводимой на рынке
труда. Общероссийский рынок труда выступает
как совокупность региональных и локальных
рынков с их специфическими проблемами,
поэтому большое значение имеет региональное
регулирование процессов распределения
и использования рабочей силы. Изучение
этих процессов и отечественной практики
показывает, что рынок труда не может развиваться
без самостоятельности региональных и
местных органов управления в решении
вопросов эффективного использования
имеющихся кадров с учетом особенностей
региона или отрасли, оказания помощи
при трудоустройстве и переподготовке,
расширения определенных льгот и компенсации
сверх установленного минимума и др.
Как показывает опыт развитых стран, жесткая
централизация сковывает развитие разнообразных
и комплексных форм регулирования занятости,
мешает своевременному учету специфических
проблем отдельных отраслей и регионов.
Учитывая многообразие региональных рынков,
модель регулирования российского рынка
труда должна исходить из многовариантности
их форм и методов.
Очевидно, что решение проблем безработицы
требует комплексного подхода, сочетания
макроэкономической политики с мерами
на уровне микроэкономики, общегосударственных
действий — с местными инициативами. Центральные
органы государственной власти должны
были бы выступить гарантом обеспечения
единого для всех регионов страны минимума
социальных гарантий, права на профподготовку
и переподготовку, на получение социальных
компенсаций при высвобождении и вынужденной
безработице. Передавая функции местным
органам, занимающимся непосредственно
трудоустройством и социальной защитой
безработных, государство должно гарантировать
соблюдение законов и нормативных актов,
регулирующих рынок труда. Особую значимость
приобретают такие проблемы, как создание
новых организационных структур занятости
и рынка труда, выбор средств и методов
регулирования занятости, соотношения
государственных и частных инициатив,
централизации и децентрализации в этой
области.
2.3. Принципы
государственной политики в
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Основные принципы государственной политики в области занятости — это главные ее направления, отражающие суть законодательства об обеспечении занятости населения Российской Федерации. Они закреплены в ст. 5 Закона о занятости населения и являются внутриотраслевыми принципами трудового права, т. е. принципами института обеспечения занятости. Ими являются:
1) развитие трудовых
ресурсов, повышение их мобильности,
защита национального рынка
2) обеспечение равных возможностей всем гражданам Росси-и в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;
3) поддержка трудовой
и предпринимательской
4) создание условий,
обеспечивающих достойную
5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
7) координация мер
по занятости с деятельностью
по другим направлениям
8) поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и
9) предупреждение
массовой и сокращение
10) координация в
этой области деятельности
11) обеспечение занятости
малочисленных народов и
12) сочетание самостоятельности
органов государственной
13) международное
сотрудничество в области
Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и право применении норм по обеспечению занятости.
Информация о работе Деятельность государства в области занятости населения