Деятельность государства в области занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих тенденций в сфере занятости выделяю основные задачи:
- рассмотреть государственную политику в области занятости и трудоустройства граждан;
- изучить деятельности государственной службы занятости;

Оглавление

Введение
Глава 1. Деятельность государства в области занятости
1.1.Понятие и формы занятости
1.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства в Р.Ф
Глава 2.
2.1. Методы регулирования государственной политики в области занятости
2.2. Направления государственной политики в области занятости
2.3. Принципы государственной политики в области занятости
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Рынок труда курсач.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

В последние годы в государственной  политике начинают применяться менеджериальные методы, методы по технологиям РR. К последним, думается, можно отнести практику так называемого «социального трипартизма» или социального партнёрства, т.е. генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами как выразителями социально-трудовых интересов наемных работников, об условиях оплаты, охраны и стимулирования труда, а также по многим другим социальным вопросам в масштабах государства. Их отличительной особенностью является подробное изложение в специальных разделах основных целей, принципов и методов согласованной деятельности правительства, профсоюзов и работодателей в области государственной политики в сфере занятости. На региональном уровне метод трипартизма дополняется генеральными соглашениями между администрацией, работодателями и профсоюзами краев, областей, городов Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и уп-равления / Под ред. Л.В.Сморгунова. -- М: «Российская полити-ческая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - С. 74..

Социальное  партнерство профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 361. .

Таким образом, ключевые направления государственного регулирования занятости следующие: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование  рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера  оплаты труда; функционирование государственных  служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости  социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий  по безработице; государственное участие  в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.

Механизм  государственного регулирования занятости  и рынка труда, включает три группы методов: экономические методы, организационные методы, административно-законодательные методы. Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие: программно-целевой метод, нормативный метод, балансовый метод, социальная партнёрство.

 

 2.2.  Направления государственной политики в области занятости

Факты конкретной экономической  действительности показывают, что в  странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий  как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного  регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими  структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к  качеству трудовых ресурсов. Стихийный  рынок труда уже не обеспечивал  своевременного приспособления структуры  предложения рабочей силы к изменению  структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при  одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость  тесной увязки политики занятости с  социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью  развития человеческих ресурсов. 
 
 
С начала 60-х гг. регулирование рынка труда становится одним из важнейших направлений деятельности многих государств, на которое затрачивается, например, в Канаде, 2—3% ВВП. 1962 год в США стал как бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов в этой стране. Затем было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Это программа "Новые возможности", которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964г., первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе. 
 
К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования безработицы, т. е. выделения средств на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда. 
 
Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру[10]. 
 
В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования рынка труда сдерживается неопределенностью конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий. 
 
Практика показывает, что нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др. 
 
Как показывает опыт развитых стран, жесткая централизация сковывает развитие разнообразных и комплексных форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических проблем отдельных отраслей и регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского рынка труда должна исходить из многовариантности их форм и методов. 
 
Очевидно, что решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий — с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Передавая функции местным органам, занимающимся непосредственно трудоустройством и социальной защитой безработных, государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особую значимость приобретают такие проблемы, как создание новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения государственных и частных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.

 

2.3. Принципы  государственной политики в области  занятости

 

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость.

Основные принципы государственной политики в области  занятости — это главные ее направления, отражающие суть законодательства об обеспечении занятости населения Российской Федерации. Они закреплены в ст. 5 Закона о занятости населения и являются внутриотраслевыми принципами трудового права, т. е. принципами института обеспечения занятости. Ими являются:

1) развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности,  защита национального рынка труда;

2) обеспечение равных  возможностей всем гражданам  Росси-и в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;

3) поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, содействие развитию  их способностей к производительному, творческому труду;

4) создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

5) обеспечение социальной  защиты в области занятости,  проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

6) сочетание местных  мер с централизованными в области занятости;

7) координация мер  по занятости с деятельностью  по другим направлениям экономической  и социальной политики, включая  социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;

8) поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места;

9) предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

10) координация в  этой области деятельности государственных органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;

11) обеспечение занятости  малочисленных народов и народностей с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности и исторически сложившихся видов их занятости;

12) сочетание самостоятельности  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

13) международное  сотрудничество в области занятости,  включая вопросы труда российских  граждан за рубежом и иностранных граждан в России.

Указанные принципы государственной политики в области  занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и право применении норм по обеспечению занятости.


Информация о работе Деятельность государства в области занятости населения