Центральный Банк России, его задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 23:29, контрольная работа

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля .

Оглавление

1. Центральный Банк России, его задачи и функции 3
2. Сущность, формы и виды страхования 8
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 31.06 Кб (Скачать)

Содержание

1. Центральный  Банк России, его задачи и функции 3

2. Сущность, формы и виды страхования 8

Список  использованной литературы 14

 

 

1. Центральный  Банк России, его задачи и функции

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.  Статьей 75 Конституции  Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии  и в качестве основной функции – защита и обеспечение  устойчивости рубля . Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным  законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" целями деятельности Банка  России являются: защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации  и обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования платежной  системы.

Ключевым элементом правового  статуса Банка России является принцип  независимости, который проявляется  прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся  к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления. Независимость  статуса Банка России отражена в  статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации  не обладает правом законодательной  инициативы, однако его участие в  законодательном процессе, помимо издания  собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим  лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка  России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том  числе в международных судах, судах иностранных государств и  третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или  если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные  организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные  организации принимают на себя такие  обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка  России, согласованному с Президентом  Российской Федерации); направляет и  отзывает представителей Государственной  Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также  рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики и годовой отчет Банка  России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального  банковского совета Государственная  Дума вправе принять решение о  проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной  деятельности Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады  Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении  годового отчета и основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции  Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение  устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

    - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

     - утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

    - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    - устанавливает правила проведения банковских операций;

    - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

    - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

    - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

    - устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

    - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");

     - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

     - осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом ;

     - является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

     - осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. Сущность, формы  и виды страхования

 

Страхование представляет собой  отношения по защите имущественных  интересов физических и юридических  лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Материальным воплощением  экономической категории страховой  защиты является страховой фонд –  совокупность выделенных (зарезервированных) натуральных запасов материальных благ. Исторически первой организационной  формой материального воплощения экономической  категории страховой защиты был  натуральный страховой фонд.

Появление денег освободило страховой фонд от массы технических  неудобств, связанных с натурально-вещественным его содержанием, открыло перед  ним новые возможности. Прежде всего  благодаря денежной форме, в которой  также стал создаваться страховой  фонд, его ресурсы могли быть быстро превращены в любую потребительную стоимость, необходимую для возмещения возникшего ущерба. Денежная форма  страхового фонда позволила ему  превратиться из элемента, обслуживающего внутриотраслевой хозяйственный оборот, в средство воздействия и гарантии развития межотраслевого хозяйственного оборота.

Осознанная человеком  и обществом в целом необходимость  страховой защиты формировала страховые  интересы, через которые стали  складываться определенные страховые  отношения. Содержание страховых отношений охватывало образование и использование ресурсов страхового фонда независимо от конкретной формы его организации. По мере развития общества эти отношения получили гражданско-правовое закрепление, что в свою очередь позволило регулировать их правовыми методами.

Мощным импульсом к  организации страховой защиты стали  общественное разделение труда, развитие ремесленного производства и выделение  торговли в самостоятельную отрасль. Рост городов, развитие ремесленного производства, торговли, особенно международной торговли, связанной с повышенным риском и  использованием денежных ссуд, требовали  надлежащего страхового обеспечения. В этой связи кредит и страхование  были тесно взаимосвязаны. Страхование  имущества заемщика, передаваемого  кредитору под обеспечение ссуды (морские займы), вызвало к жизни  выделение из числа кредиторов, и  в первую очередь ростовщиков, особую группу профессионалов – страховщиков, или андеррайтеров, в руках которых  сосредоточивались ресурсы страхового фонда. Оперативное управление ресурсами  страхового фонда со стороны страховщиков объективно требовало от них оценки страхового риска, опиравшейся на анализ фактов и обстоятельств, их накопление, обобщение и систематизацию.

Таким образом, экономическая  сущность страхования состоит в  создании денежных фондов за счет взносов  заинтересованных в страховании  сторон и предназначенных для  возмещения ущерба у лиц, участвующих  в формировании этих фондов. Поскольку  возможный ущерб (или страховой  риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так  и во времени. Можно сказать, что  возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

Общественная практика в  течение длительного периода  времени выработала три основные формы организации страхового фонда:

  1. Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счет бюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.
  2. Самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. Эти децентрализованные страховые фонды создаются в натуральной и денежной форме. Эти фонды предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности конкретного товаропроизводителя или человека. Основным источником формирования децентрализованных страховых фондов служат доходы предприятия или отдельного человека.
  3. Собственно страхование как система создания и использования фондов страховых организаций за счет страховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования.

Информация о работе Центральный Банк России, его задачи и функции