Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа
В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.
1. Особенности автоматизации банков.
1.1. Компьютеризированные банковские системы БС.
1.2. Функции БС
1.3. Критерии выбора БС
1.4. Некоторые характеристики популярных БС
2. Корпоративные сети банков
2.1. Требования к корпоративной сети банка
2.2. Архитектура корпоративной сети банка
2.3. Использование интегрированной передачи данных
2.4. Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей
2.5. Заключение
3. Системы банк-клиент
3.1. Банковские услуги на дому
3.2. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными способами обслуживания
3.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент"
3.4. Провайдеры систем электронного документооборота
3.5. Перспективы развития систем "банк-клиент"
4. Использование банками сети Internet в коммерческих целях
4.1. Роль Internet в банковской деятельности
4.2. Способы использования Internet финансовыми организациями
4.3. Преимущества и недостатки Internet как среды передачи финансовой информации
4.4. Взаимодействие с клиентами банка через Internet. Безопасность расчетов.
4.5. Финансовая информация в сети Internet
4.6. Первые примеры интерактивной работы финансовых организаций в Internet
4.7. Заключение. Перспективы развития.
5. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций
5.1. Банкоматы
5.2. Популярные модели банкоматов
5.3. Режимы работы банкоматов
5.4. Способы построения сети банкоматов
5.5. Заключение
6. Автоматизация межбанковских операций.
6.1. Подходы к построению систем межбанковских расчетов
6.2. Национальные системы межбанковских взаиморасчетов
6.3. Международная система SWIFT
7. Заключение
Характерно использование
интегрированной передачи информации.
При работе с сетью банкоматов
применяют сети X.25. Для связи с
удаленными отделениями характерно
использование сетей с
Современное телекоммуникационное оборудование, будучи многофункциональным и "прозрачным" для различных протоколов, позволяет строить частную банковскую сеть, используя все преимущества этих протоколов.
В РБ и других странах
СНГ к сожалению системы национальных
телекоммуникаций развиты слабо. В основном
используется морально устаревшее оборудование.
Поэтому банкам приходится вкладывать
средства в построение своих собственных
систем связи.
СИСТЕМЫ БАНК-КЛИЕНТ
3.1. Банковские услуги на дому
Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание. Затем появились услуги по телефону. Примерно полтора года назад возник новый подход к взаимодействию банка с клиентом - многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специялизированных систем "банк-клиент". Сначала такие услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. В настоящее время ситуация меняется в сторону использования Internet. Сейчас наиболее популярны смешанные решения.
Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:
Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам.
С точки зрения
реализации финансовых услуг для
банков система "банк-клиент" не представляет
собой ничего принципиально нового,
основные изменения касаются организационной
сферы деятельности. Система "банк-клиент"
позволяет всего лишь исключить
из технологической цепочки
Не следует ожидать немедленной прямой выгоды от внедрения системы за счет сокращения персонала или подобных мер. На первых порах эксплуатация системы потребует денег, выделения техники и обучения сотрудников для ее обслуживания. Возврат вложений происходит позднее и существенно зависит от качества внедренной системы.
3.2. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными способами обслуживания
Для клиента банка подключение к системе "банк-клиент" зачастую коренным образом меняет весь стиль его взаимоотношений с этим финансовым институтом. Перечислим основные преимущества систем "банк-клиент" перед традиционными способами обслуживания :
Оказывается, что почти весь спектр банковских услуг может быть автоматизирован и реализован в виде электронного документооборота банка со своими клиентами. Ограничения обусловлены лишь готовностью банка доверить выполнение финансовых операций автоматизированной системе.
3.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент"
Вообще говоря, существует множество систем телекоммуникации, пригодных для использования в системе "банк-клиент". Для взаимодействия в режиме on-line могут применяться: BBS (Bulletin Board System) - электронные доски объявлений, World Wide Web (WWW) - Всемирная Паутина и целый ряд систем электронной почты. Однако у каждой из них есть свои недостатки и ограничения, затрудняющие их использование.
Вопрос выбора режима работы системы также далеко не прост. Системы, работающие в режиме on-line, очень удобны при организации распределенного доступа к информации. Однако, при отсутствии надежных и устойчивых каналов связи (что, к сожалению, характерно для нашей страны) накладные расходы на поддержание работоспособности распределенной системы возрастают настолько, что их использование становится нецелесообразным. Кроме того, немаловажно, что для эксплуатации on-line системы требуется в 5-10 раз больше физических или виртуальных каналов, чем в off-line системах. При этом необходимо, чтобы их пропускная способность была выше, чем в случае использования off-line систем.
Сейчас можно
встретить примеры
Среди систем электронной почты следует отметить две, для которых существуют четкие международные стандарты: SMTP (почта сети Internet) и Х.400. Сеть Internet предназначена в первую очередь для передачи некоммерческой информации, поэтому только Х.400 в полной мере отвечает требованиям систем распределенного документооборота. Однако, не следует забывать о существовании частных реализаций почтовых систем. Стандарты описывают виды сервиса, предоставляемого клиентам, и протоколы взаимодействия различных подсистем. А частная реализация может использовать лишь некоторые необходимые виды сервиса и при этом вполне удовлетворять потребности конкретной прикладной системы.
Для достижения требуемой надежности доставки сообщений в группе стандартов Х.400 есть специальный документ, описывающий правила обмена информацией между абонентами почтовой системы. Он называется "Электронный обмен данными" (Electronic Data Interchange, EDI) и имеет обозначение Х.435. Его функция - обеспечение надежной транспортировки электронных документов от одной прикладной системы к другой, с соблюдением их целостности и конфиденциальности.
Нельзя не отметить такой важной возможности, как использование Internet в качестве среды передачи данных для систем "банк-клиент". Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже (пункт 5.3)
3.4. Провайдеры систем электронного документооборота
Может показаться,
что банку, имеющему большое число
пользователей системы "банк-клиент",
выгодно эксплуатировать
Итак, для функционирования системы "банк-клиент" желательно наличие провайдера, то есть независимой фирмы, предоставляющей сервис электронного документооборота. В результате у банка отпадает необходимость в создании собственного телекоммуникационного подразделения. Кроме того, обе стороны получают независимого судью для разрешения спорных вопросов, касающихся транспортировки документов телекоммуникационной системой. При этом провайдер обеспечивает наличие достаточного количества качественных каналов связи, предоставляет персонал для установки оборудования и программного обеспечения у клиентов и обеспечивает техническую поддержку в процессе эксплуатации.
Идеальной является
ситуация, когда провайдер тесно
взаимодействует с
Вот типовой набор услуг, предоставляемый провайдером:
3.5. Перспективы развития систем "банк-клиент"
В настоящее
время стремительными темпами происходит
внедрение систем электронного документооборота
в различных предприятиях всех уровней.
В соответствии с этим можно ожидать,
что система "банк-клиент" в
ближайшем будущем передаст часть
своих сегодняшних функций
Система "банк-клиент" в настоящее время превращается в необходимый вид сервиса, который каждый солидный банк должен предоставить своим клиентам. В условиях повсеместного перехода от бумажного к электронному документообороту, наличие такой системы зачастую определяет выбор клиентом того или иного банка. Кроме того, при удачной реализации система "банк-клиент" может использоваться банком для организации документооборота со всеми своими партнерами - любыми физическими и юридическими лицами.