Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран
Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.

Оглавление

Введение 3
1. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками 4
1.1 Сущность и классификация коммерческих банков 8
1.2 Функции коммерческого банка 13
1.3 Организационные основы деятельности коммерческих банков 17
1.4 Правовые основы деятельности коммерческих банков 21
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

ОДКБ.docx

— 52.18 Кб (Скачать)

Существует множество типов  банков. Однако независимо от выполняемых  ими операций, правовой формы организации, и деятельности каждый банк производит свой специфический продукт, имея обязательный для всех их набор определенных блоков управления: совет банка, правление, общие вопросы управления, коммерческая деятельность, финансы, автоматизация, администрация.

В совет банка, как правило, входят его учредители. Их число может  быть самым разнообразным: от одного-двух до нескольких десятков. В чистом виде есть и частные банки, где учредителями выступают отдельные частные  лица. Преимущественной формой собственности  на банки в мировой практике является акционерная форма, когда как  учредителями, так и акционерами  являются юридические и физические лица разных форм собственности. Совет  банка утверждает годовой отчет  банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает  или может принимать участие  в решении стратегических вопросов банковской деятельности.

Правление (совет директоров) банка  отвечает за общее руководство банком, утверждает стратегические направления  деятельности. В его состав входят высшие руководители (менеджеры) банка: председатель (президент, управляющий), его заместители, руководители важнейших  подразделений. Правление состоит  из сотрудников, нанимаемых владельцами  банка для организации работы. В него могут входить (или возглавлять  его) также лица, владеющие полностью  или частично данным кредитным учреждением.

В блок общих вопросов управления входит организация планирования, прогнозирования  деятельности банка, подготовка методологии, службы безопасности и юридическая. Назначение данного блока состоит  в том, чтобы способствовать целенаправленному  развитию, выполнению стоящих задач, регулировать доходы и расходы, обеспечивать ресурсами выполнение требований Банка  России по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.). Чаще всего  такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления, занимающегося анализом текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формированием уставного капитала, планированием деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическим обеспечением. Управление финансами может быть выделено в самостоятельное управление (дирекцию).

Коммерческая деятельность охватывает организацию различных банковских услуг (кредитование, инвестирование, валютные, трастовые, другие активные операции). Сюда входит все, что связано  с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Это центральное  звено, где зарабатываются банковские доходы. Сюда входят кредитное и  операционное управления, управление операциями с ценными бумагами, валютными  операциями и др.

Первое концентрирует всю работу на формировании кредитного портфеля, кредитовании клиентов, контроле за обеспеченностью ссуд и кредитной деятельностью филиалов, анализе кредитных операций и их методическом обеспечении.

Организует работу банка в сфере  безналичных расчетов операционное управление, осуществляющее полное обслуживание по расчетным, текущим и ссудным  счетам клиентов, операции по другим банковским счетам. Основной функцией операционных работников является обслуживание клиентов, заключающееся в приеме от предприятий, организаций, кооперативов, обществ  и отдельных лиц платежных  документов на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных  чеков и последующем зачислении по ним денег на счета клиентов; проведении операций по аккредитивам, консультировании клиентов по вопросам правильного заполнения платежных документов, по тем или иным формам расчетов, по вопросам зачисления и списания средств.

Управление по операциям с ценными  бумагами производит прием, хранение, учет ценных бумаг, позволяя банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение.

В качестве самостоятельного звена  аппарата управления может выступать  управление по валютным операциям. Статистика свидетельствует о том, что в  составе далеко не всех российских коммерческих банков есть валютный отдел.

Финансовый блок призван обеспечить учет внутрибанковских расходов, учет собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В него входят: бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отношений, касса. В некоторых случаях к данному блоку относят и отдел инкассации у тех банков, которые имеют разрешение на сбор наличных денег.

Блок автоматизации также является обязательным элементом структуры  коммерческого банка. Денежные потоки (кредитование, расчеты и прочие операции), которые проходят через  современный банк, невозможно обработать вручную, нужен комплекс технических  средств, электронных машин. Данный блок относится к техническим, занимающимся электронной обработкой данных.

В состав административного блока  входит прежде всего отдел кадров (управление персоналом) банка, который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов, желающих работать в банке на определенных должностях, повышение квалификации работников кредитного учреждения, прием, продвижение по службе и увольнение персонала. В него включены также секретариат, канцелярия, а также хозяйственные подразделения, обслуживающие здания банка, его хозяйственные и социальные потребности, и др.

В структуре современных коммерческих банков, помимо управлений и отделов, функционируют также ревизионная  комиссия и различные комитеты, в  том числе кредитный. Ревизионная  комиссия контролирует работу банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его отдельных подразделений и др.).

Кредитный комитет не является самостоятельным  подразделением банка, в его состав входят должностные лица других отделов  банка, а также лица, кандидатуры  которых одобрены советом банка. Комитет создан для повышения  и улучшения качества управленческих решений, определения стратегии  в сфере кредитных операций, координации  в реализации кредитной политики и принятия решений по принципиальным вопросам.

Данная схема дает некоторое  представление о том, как может  быть организован банк с позиции  его структуры. Каждый конкретный банк исходя из своей концепции развития, стоящих перед ним текущих задач и возможностей может построить для себя структуру управления, сообразуясь со своими собственными интересами.

    1. Правовые основы деятельности коммерческих банков

 

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского  законодательства - совокупности законодательных  актов и отдельных нормативно-правовых предписаний, взаимодействующих между  собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской деятельности.

Следует различать банковское законодательство и источники банковского права, систему его внешних форм, в  которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности, в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Центрального банка Российской Федерации и  других органов государственной  власти. Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ от 27.06.02 г., а также другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

Конституция РФ содержит нормы, имеющие  основополагающее значение для функционирования российской банковской системы. Так, ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу  экономической деятельности. Среди  конституционных норм, непосредственно  касающихся банковской деятельности, следует указать на п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым в  ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические  службы, включая федеральные банки. Кроме перечисленных норм, требующих  принятия специальных отраслевых законов, есть нормы, не нуждающиеся в принятии специальных законов, а обладающие прямым действием. Например, в соответствии со ст. 75 денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно  ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.

Федеральное банковское законодательство Российской Федерации подразделяется на общее и специальное.

Общее включает в себя нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ (гл. 7 «Ценные бумаги», гл. 42 «Заем и  кредит», гл. 44 «Банковский вклад», гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты»  и др.), в Уголовном кодексе  РФ (ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 176 «Незаконное получение  кредита», ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», ст. 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»), в Федеральных законах «Об акционерных обществах» от 07.08.01 г., «О рынке ценных бумаг» от 22.04.99 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г., «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 13.07.01 г.

Под специальным банковским законодательством  понимается система законодательных  актов, состоящая из Федеральных  законов «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90г. (ред. от 21.07.05г., с  изм. и доп. вступившими в силу от 01.09.05г.), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27.06.02 г. (ред. от 18.07.05г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. (ред. от 20.08.04г.).

Ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции  РФ.

Подзаконные акты, содержащие нормы  банковского права подразделяются в свою очередь на несколько групп:

1. нормативные акты Банка России. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» ЦБ  издает нормативные акты, обязательные  для федеральных органов власти, органов государственной власти  субъектов Федерации, органов  местного самоуправления, всех юридических  и физических лиц. Его нормативные  акты не могут противоречить  федеральным законам и могут  быть обжалованы. В зависимости  от содержания они могут издаваться  в форме: 

 указания (если его содержанием  является установление отдельных  правил по вопросам, отнесенным  к компетенции ЦБ РФ);

 положения (если его содержание  составляет установление системно  связанных между собой правил  по вопросам, отнесенным к компетенции  ЦБ РФ);

 инструкции (если ее основным  содержанием служит определение  порядка применения положений  федеральных законов и иных  нормативных правовых актов по  вопросам комплектации ЦБ РФ).

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы;

2. указы Президента РФ, которые  не должны противоречить Конституции  и федеральным законам и имеют  приоритетное значение по отношению  к иным подзаконным актам. 

Согласно ст. 90 Конституции РФ он издает указы и распоряжения, которые  носят подзаконный характер. Если в законодательстве существует пробел, то Президент РФ может своими указами  восполнить этот пробел, и тогда  такой указ будет носить нормативный  характер;

3. постановления Правительства  РФ. В соответствии с п. «б»  ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления правительства принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Нормы международного права и международные  договоры РФ.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

Следовательно, в российскую правовую систему введены две категории  международно-правовых норм. К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т. е. установленные и признанные международным сообществом государств.

Российское законодательство не дает четких указаний по поводу того, что  следует считать общепризнанными  принципами и нормами международного права, тем не менее, согласно сложившейся  традиции, принято утверждать, что  общепризнанные нормы и принципы международного права содержатся в  Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях.

Вторую категорию составляют нормы, закрепленные в международных договорах  России, причем, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.

Локальные акты кредитной организации  можно разделить на внутренние акты и санкционированные государством уставы, постановления и решения  юридических лиц. Санкционирование может выражаться в государственной  регистрации, утверждении и совместном принятии акта.

Внутренние локальные акты могут  приниматься руководителями кредитных  организаций в форме приказов (с их помощью регулируются вопросы  труда и отдыха, заработной платы  и другие отношения внутриорганизационного характера) либо коллегиальными органами управления в виде постановлений, преимущественно  имеющих нормативное содержание.

Информация о работе Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками