Возможности управления финансами в свете налоговых ограничений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение влияния налогового планирования на состояния и управление финансами организации. В работе определяются роль, цели и содержание налогового планирования. Определяются формы, методы, стадии налогового планирования характеризующих риски предприятия. Сравниваются различные способы определения этих показателей. Одной из задач работы является определение воздействие налогов на принятие предпринимательских решений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ……………………….5
1.1 Методологические подходы к определению налогового планирования…………………………………………………………………….5
1.2 Пределы налогового планирования.………………………………………8
2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВ НА ПРИНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………….10
2.1 Влияние налоговой системы на принятие предпринимательских решений………………………………………………………………….………10
2.2 Стадии налогового планирования…………………………………….…..15
3. ПРИМЕНЕНИЕ УСН И ЕНВД В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ…21
3.1 Упрощенная система налогообложения………………………..22
3.2. Сущность ЕНВД как специального налогового режима……...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

возможности управления финансами в свете налоговых ограничений.docx

— 84.81 Кб (Скачать)

     Существует  английская пословица: "The tax tail should not wag the dog", которую можно перевести  как "Не годится налоговому хвосту указывать путь собаке". Согласно теории в идеале налоги не должны руководить принятием предпринимательских  и управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно  менять философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим  инструментом экономического регулирования, подчиняясь философии корпоративных  финансов, оказывают существенное влияние  на принятие стратегических и тактических  решений. Налоги вносят "смущение" (distortion) в экономические взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и принятие решений. Бизнес-решения анализируются  исходя из наличия или отсутствия того или иного налога, размера  налоговых ставок, вычетов и освобождений и других положений налогового законодательства.

     Предпринимательские решения должны приниматься только с учетом налогов и возможностей их оптимизации. Поэтому одной из целей налогового планирования является сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса. Побеждает не тот, кто просто минимизирует налоги, а тот, кто сокращает их негативное влияние на процесс принятия и изменения стратегических и тактических предпринимательских решений.

     Применение  налогового планирования деятельности фирмы и деловых отношений  создает следующие важные преимущества для бизнеса:

  • прояснение возникающих проблем;
  • возможность подготовки и использования будущих благоприятных условий;
  • подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
  • стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
  • повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.

     В современных российских условиях можно  выделить три сферы, наиболее остро  нуждающиеся в применении налогового планирования своей деятельности.

     В первую очередь, это вновь возникшие  частные фирмы. Процесс накопления капитала приводит к расширению и  усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к появлению других факторов, создающих потребность  в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с  применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанному на мнении, что бизнес - это умение "крутиться", правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения планирования или, по крайней мере, вводить должность плановика. Данная группа хозяйствующих субъектов еще не умеет жить по-новому, она только начинает осваивать процесс налогового планирования.

     Во-вторых, в планировании объективно нуждаются  государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляющейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровне, а, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития. Данная группа хозяйствующих субъектов уже не может жить по-старому, поэтому вынуждена переучиваться и осваивать новые приемы налогового планирования.

     В-третьих, в налоговом планировании наиболее остро нуждаются малые предприятия, использующие традиционную систему  налогообложения, в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих  у них при внедрении рыночных механизмов. Следует только приветствовать попытки государства поддержать малый бизнес путем его перевода на упрощенную систему налогообложения. Однако хотелось бы надеяться, что снижение налогового бремени для данной категории  налогоплательщиков будет происходить  не только на бумаге, но и в реальной жизни.

     Поэтому как коммерческим, частным организациям, так и государственным и приватизированным  предприятиям, а также предприятиям малого бизнеса необходимо заново осваивать  опыт внутрифирменного налогового планирования.

     Возрастающая  роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства  определяется рядом факторов. Потребность  в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для  конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью налогового законодательства. Налоговое планирование является не самоцелью, а средством развития собственного дела. Однако, несмотря на декларации о необходимости создания соответствующих условий для  развития бизнеса, наша потенциально самая  богатая и сильная страна в  мире пока что не дошла до реального  осуществления на практике поощрения  деловой активности, инициативы и  законного обогащения.

     В качестве других факторов, обуславливающих  необходимость налогового планирования, можно назвать увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующее положение на современном  рынке занимают крупные предприятия. В российской экономике исторически  сложилось преобладание очень крупных  предприятий почти во всех отраслях хозяйства. Конечно, такой гигантизм  имеет немало отрицательных последствий, однако он является реальностью отечественной  экономики наряду с закономерным укрупнением фирм. Поэтому можно сказать, что масштабный характер - общая черта современных экономик.

     С другой стороны, усложняется структура  деятельности организаций. Причины  этого - стремление к росту, необходимость  перераспределения риска, а, значит, инвестирование в новые сферы  бизнеса.

     Масштабы, сложность и многообразие направлений  деятельности фирмы требуют от нее  особого внимания к предварительному определению объемов выпускаемой  продукции, источников финансирования и технологических ресурсов, обсчету  налоговых последствий принимаемых  инвестиционных решений. Предвидение  будущего здесь требует строго научного подхода к вопросам налогового планирования.

     Подвижность внешней среды является еще одним  фактором, определяющим роль налогового планирования в рыночной экономике. Современная внешняя среда бизнеса  характеризуется высокой скоростью  изменений. В западной экономике  подвижность внешней среды объясняется  в первую очередь высокой насыщенностью  потребительского спроса, его разнообразным  быстроизменяющимся характером. В российской экономике подвижность среды  обуславливается, прежде всего, переходным характером отечественного хозяйства  и, как следствие, нестабильностью  социально политической сферы.

     В этих условиях при принятии решений  следует опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий  и тактических подходов. Следовательно, налоговое планирование должно охватывать большую часть хозяйственного цикла, чем раньше. Это позволит принимать  адекватные изменениям внешней среды  решения.

     Следующим фактором, оказывающим влияние на значение налогового планирования в  современной экономике, является новый  стиль руководства персоналом. Новый  стиль управления предоставляет  работнику гораздо большую свободу  действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности и одновременно требует от управляющего полного  и точного представления о  будущем, ясного осознания целей  хозяйственной деятельности и перспектив налогового планирования.

     2.2 Стадии налогового  планирования.

     Налоговое планирование осуществляется на различных  стадиях, на которых принимаются  предпринимательские решения. И  налоговый фактор играет огромную роль, начиная от принятия решения: где  и какую компанию создать, и заканчивая инвестиционными решениями с  учетом дисконтирования. Рассмотрим влияние  налогов на принятие предпринимательских  решений на различных стадиях  налогового планирования.

     На первой стадии происходит принятие решений по наиболее выгодному, с точки зрения налогового планирования, расположению самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

     Следует отметить, что на принятие решений  о размещении бизнеса существенное влияние оказывает принцип резидентства. Грамотное использование этого  принципа позволяет хозяйствующим  субъектам планировать операции в нескольких юрисдикциях, избегая  двойного и более налогообложения. В этой связи необходимо четко  определять степень связи компании с конкретной налоговой юрисдикцией.

     Различия  в налоговых режимах между  странами помогают уйти от налогообложения  с использованием "принципа неограниченной налоговой ответственности". Например, если создать компанию по законам  Великобритании и в самой Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство  расположить в США, где критерием  считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Тогда  ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым, и, следовательно, нет необходимости использовать оффшорную зону.

     На  практике возможно использование двухстороннего и многостороннего соглашения о  ликвидации двойного налогообложения, В частности, существует налоговое  соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими островами, которое  получило в международной практике наименование "Голландский сэндвич".

     Например, компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает дочернюю компанию в Нидерландах и использует ее для управления компаниями, создаваемыми в любых странах, то есть эти компании принадлежат организации, расположенной  на Антильских островах. Используя  соглашение между Нидерландами и  Антильскими островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.

     Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом.

     Что касается Российской Федерации, то здесь используются свободные  экономические зоны и закрытые административно-территориальные  образования, где происходит снижение налогового бремени.

     Завершая  рассмотрение данной стадии, необходимо отметить, что для хозяйствующего субъекта важно не только где, но и  когда создавать свой бизнес, так  как права и обязанности (в  том числе налоговые) согласно российскому законодательству возникают с момента государственной регистрации. Если предприятие создается после 1 октября, то первым отчетным периодом является период по 31 декабря следующего года.

     На  второй стадии осуществляется выбор организационно-правовой формы юридического лица, его размера и внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

     При этом в западных странах сложилась  общая тенденция: чем меньше ответственность  по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной  ставке, а предприятия в западных странах, как правило, акционерные  общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного  режима налогообложения прибыли.

     Компания, получающая дивиденды от участия  в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо весь дивиденд, либо его часть из налогооблагаемой прибыли. Критерием того, сколько  вычитать, служит процент участия  в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

     В отдельных странах полностью  разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой базы, если он получен от контролируемого  предприятия, где обеспечено безусловное  принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.

     В отдельных странах (например, во Франции) существует такое положение, что  если фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.

     В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при  формировании уставного капитала в  размере более 25% ограничивает возможности  проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в  создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексу  при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение  его к солидарной ответственности  по налоговым обязательствам.

Информация о работе Возможности управления финансами в свете налоговых ограничений