Внутрифирменный финансовый контроль: характеристики и особенности проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование финансового контроля на предприятии, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить сущность и элементы контроля в организации;
- рассмотреть виды и задачи контроля в организации;
- изучить методы контроля в организации;
- рассмотреть инструменты контроля на предприятии;
- оценить состояние финансового контроля на предприятии на примере ОАО «КЗСК»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы организации финансового контроля в организации…………………………………………………………………...7
1.1 Сущность внутрифирменного финансового контроля и причины его проведения…………………………………………………………………….7
1.2 Характеристика методов проведения внутрифирменного финансового контроля……………………………………………………………………...12
1.3 Оценка эффективности системы контроля в организации…………...16
2. Исследование системы финансового контроля в организации на примере ОАО «КЗСК»………………………………………………………………..20
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика предприятия…20
2.2 Анализ системы внутреннего контроля на предприятии……………30
2.3 Повышение эффективности внутреннего контроля на предприятии.30
Выводы и предложения…………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………...38
Приложения………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсов.docx

— 88.16 Кб (Скачать)

Таким образом, предметом  финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и  использования финансовых ресурсов, а объектом контроля - органы управления, деятельность которых непосредственно  связана с данными процессами.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью, вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они  повредят достижению целей организации.

Сведем основные виды контроля в таблицу 1.1 [18. с.77].

 

Таблица 1.1

Основные виды контроля.

 

Вид контроля

Характеристика контроля

Предварительный

Основными функциями предварительного контроля можно считать разработку процедур и правил поведения работников в процессе реализации принятых планов. Обязательное выполнение этих правил условие для всех работников при  осуществлении контроля во всех областях деятельности по управлению материально-сырьевыми, финансовыми ресурсами и живым  трудом. Предварительный контроль в  управлении живым трудом (людьми) состоит  в анализе деловых качеств  работников, их профессионально-квалификационных качеств, необходимых для выполнения конкретных функциональных обязанностей.

Предварительный контроль в  области управления материально-сырьевыми  ресурсами предусматривает предварительный  входной контроль всех материально-сырьевых ресурсов, поступающих на предприятие  для осуществления производственной деятельности как внутри страны, так  и за рубежом по действующим стандартам, тогда как предварительный контроль в области финансовых ресурсов осуществляется путем анализа финансового состояния  через бюджет, который предусматривает  предельные ассигнования по статьям  затрат.

Текущий

Текущий контроль осуществляется в процессе производственно-хозяйственной  деятельности, по всей цепи иерархии управления и направлен на предупреждение возможных  отклонений в производственном процессе и возможных трудностей.

Заключительный

Заключительный контроль, в отличие от текущего, применяется  по результатам производственной деятельности, когда продукция уже изготовлена  и нужно только сравнить полученные результаты с требуемыми. Для процесса контроля необходима разработка определенной процедуры, т.е. выработка стандартов и критериев, анализ реальных результатов  и корректирующих мер.


 

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что контроль как  функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия  и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели.

 

 

1.2 Характеристика методов проведения внутрифирменного финансового контроля.

 

Финансовый контроль в  зависимости от целей, задач и  функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный  и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный  финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении  любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный  и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению  к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления  внутриведомственного финансового  контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные  группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных  предприятиях в для осуществления  внутрихозяйственного контроля, кроме  этих служб, создаются контрольно-ревизионные  отделы, группы.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские  фирмы и службы. Контрольные и  консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его  объективности.

В зависимости от времени  осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий  и последующий [8, с.78].

Перед финансовым контролем  стоят следующие задачи:

- содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и размерами денежных  доходов и фондов народного  хозяйства;

- обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению  себестоимости и повышению рентабельности;

- содействие рациональному  расходованию материальных ценностей  и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных  учреждениях, а также правильному  ведению бухгалтерского учета  и отчетности;

- обеспечение соблюдения  законодательства и нормативных  актов, в том числе в области  налогообложения предприятий, относящихся  к различным организационно-правовым  формам;

- содействие высокой отдаче  внешнеэкономической деятельности  предприятий, в том числе по  валютным операциям и др.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы составляются с  учетом установленной по закону периодичности  проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или  ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.

Для того чтобы выявить  нарушения в финансово-хозяйственной  деятельности имеется несколько  методов установления достоверности  и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной  проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных  операций. Формальный метод заключается  в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная  форма; наличие подписей и их достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены  все реквизиты; наличие исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).

Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

Аналитически-информативный  метод состоит в химико-технологическом  анализе выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных  форм и нормативов и т.д.

Результативность ревизии  или проверки в значительной степени  зависит от качества составленного  акта. Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и разнообразие вопросов, с  которыми проверяющий сталкивается в процессе своей работы, обязывает  его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и систематизировать  материал в соответствии с разделами  и вопросами программы и рабочего плана [7, с.35].

На основе систематизированного материала составляется акт. Акт  ревизии (справка) – это не просто перечень допущенных нарушений финансово- хозяйственной деятельности, это  документ, который должен послужить  основанием для правильных выводов  о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии (справке) предъявляется ряд требований.

Современные методы анализа  и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в  состоянии составить даже среднесрочные  планы. Причем применяемый менеджерами  и аналитиками инструментарий различается  по подразделениям, что может вызвать  затруднения в координации и  недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.

Выделим следующие задачи контроллинга:

- планирование - определение  действий, необходимых для достижения  оперативных и стратегических  целей, т.е. превращение целей  предприятия в планы; 

- управленческий учет (на  наш взгляд, ключевой элемент  подсистемы контроллинга) - отражение  в удобной форме финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в ходе  выполнения плана. Он ориентирован  на внутренних пользователей  информации, в отличие от учета  бухгалтерского или налогового;

- организация потоков  информации внутри предприятия; 

- мониторинг процессов,  проходящих на предприятии, в  необходимом временном режиме;

- контроль - оценка свершившегося  и соответствия фактических показателей  плановым.

Весь инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы. Ценность же данной концепции в комплексности  и увязанности между собой  информации из различных областей функционирования компании.

Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум критериям:

- области применения - какие  задачи помогает решить данный  инструмент.

- периоду действия - оперативный  или стратегический.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что основным методом  осуществления предварительного и  текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками  не оформляются. Все дело сводится к  отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении  или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции. Последующий  контроль осуществляется несколькими  методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической. Для того чтобы выявить нарушения  в финансово-хозяйственной деятельности имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных  операций. Одним из методов реализации непрерывного и комплексного контроля является контроллинг.

 

1.3 Оценка эффективности  системы контроля в организации.

 

К основным критериям эффективности, финансовый контроль можно отнести  следующие. Система безналичных  расчетов предприятия по формам, процедурам, срокам должна соответствовать законодательству Российской Федерации, своевременно и  в полной мере должны выполняться  платежные обязательства предприятия  перед кредиторами и собственными работниками, своевременно и в полной мере должны погашаться обязательства дебиторов и собственных работников перед предприятием.

Системы бюджетирования и  бизнес-планирования должны отвечать требованию рациональности, в общем  и целом они могут быть сведены  в следующие три основных направления [5, c.46]:

а) организационная структура  систем;

б) регламентация систем;

в) информация систем.

Кроме этого, об эффективности  данных систем следует судить по уровню достижения ряда параметров, таких  как оптимальная координация  деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация  внутреннего контроля, высокая мотивация  работы менеджеров.

Политика привлечения  новых финансовых ресурсов при осуществлении  финансового контроля должна отвечать следующим требованиям:

- если есть возможность  выбора, то финансирование за  счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный  риск (в то же время, стоимость  долга не должна быть высокой);

- долги предприятия должны  погашаться в установленные сроки  (следует учесть, что в отдельных  случаях предприятие может применять  метод финансирования текущей  деятельности за счет откладывания  выплат по обязательствам).

Проверке также подлежит и управление структурой капитала предприятия. Структура капитала обеспечивает минимальную  его цену, оптимальный для предприятия  уровень финансового левереджа; при принятии решений о структуре  капитала должны учитываться и иные критерии, например: способность предприятия  обслуживать и погашать долги  из суммы полученного дохода, величины и устойчивость прогнозируемых потоков  денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость предприятия и минимизирует общую стоимость его капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и оргструктурные особенности предприятия, его цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования, структуры заемного финансирования должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, будущие тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки.

Информация о работе Внутрифирменный финансовый контроль: характеристики и особенности проведения