Внутренний долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы делает дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель данной курсовой работы - изучение содержания, структуры и динамики государственного внутреннего долга России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1
Теоретические основы внутреннего государственного долга.
1.1 Понятие и виды государственного долга…………………………………………3
1.2 Особенности категории внутреннего государственного долга…………………6
1.3 Методы управление внутренним государственным долгом…….………………12

Глава 2
Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ в период 2006-2010г.
2.1 Общая динамика государственного внутреннего долга…………………………16
2.2 Структуры государственного внутреннего долга……………………………..18
Глава 3
Оценка механизма управления и дальнейшее развития государственного внутреннего долга в РФ
3.1 Перспективы дальнейшего развития государственного внутреннего долга в Российской Федерации………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая 3 финансы, внутренний долг рф, готовая.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

  Подобное  положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который, однако, все еще не введен в действие).

  Кодексом  установлен предельный объем заемных  средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

  Фактически  из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на погашение долга субъекта Федерации. В известной степени данное положение противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения.

Основные  особенности внутреннего  долга России, его  современное состояние

 

      В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

       - высокая доля государственных  расходов в структуре ВВП; 

       - неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;

       - высокая доходность государственных  ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Структуры государственного внутреннего долга. 
 

      Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:

      - Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);

      - Облигаций федерального займа  с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом  (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном  (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга  (ОФЗ-АД).

      Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 года по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

      Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные  купонные облигации. Существуют различные вариации данных ценных бумаг. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 года в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.    
 

      Рассмотрим  ситуацию на рынке государственных облигаций, сложившуюся в 2006 году. 

      На 3 апреля 2006 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб.

      За 2006 год доли облигаций нерыночного  займа, краткосрочных облигаций  и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 % увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1%. Можем отметить, что увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

      Сальдо  привлечения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2006 году составило 131,7 млрд. руб. (в 2005 году - 98,1 млрд. руб.). Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  на конец 2006 года достиг 1063 млрд. руб., из них 1028 млрд. руб. - долг, выраженный в государственных ценных бумагах.

      Что касается 2007 года, то по состоянию на 1 октября объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 272,1 млрд. рублей (1,2% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 106,5 млрд. рублей (0,5% ВВП).  

      Таблица 1. Структура внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1октября 2007 года.

      

      Объем государственного внутреннего долга  по состоянию на 1 октября 2007 года составил 1263,9 млрд. рублей. Из них, долг, выраженный в государственных ценных бумагах – 1 227,2 млрд. рублей. За 3 квартал объем увеличился на 68,8 млрд. рублей. Из выше сказанного мы отчетливо видим, с какими темпами растет государственный внутренний долг. 

      Расходы по обслуживанию долга в январе 2008 года составили 11,9 млрд. рублей или 0,5% ВВП, аналогично показателю прошлого года. Из них 5,3 млрд. руб. было направлено на обслуживание внутреннего долга (в прошлом году – 3,6 млрд. руб.).

      Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 26,8 млрд. рублей (1,1% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме менее 1 млн. рублей.

      Объем государственного внутреннего долга  за 2007 год увеличился на 236,3 млрд. руб., или на 22,2%, и по состоянию на 1 января 2008 года составил 1301,15 млрд. руб. при верхнем пределе, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» в сумме 1363,26 млрд. руб. При этом в 2007 году объем внутреннего госдолга превысил объем госдолга внешнего. Отношение объема государственного внутреннего долга к ВВП на 1 января текущего года составило 3,94% против 3,96% на 1 января 2007 года.

      В структуре внутреннего государственного долга на 1 января 2008 года государственные  ценные бумаги составили 1248,85 млрд. руб. (96% от общего объема), что на 220,8 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года, государственные гарантии – 46,7 млрд. руб. (3,6%), что на 15,5 млрд. руб. больше, чем на 1.01.2007.

      В составе государственных ценных бумаг основной удельный вес занимают облигации федерального займа с амортизацией долга – 64,7% (807,6 млрд. руб.), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом – 23,1% (288,4 млрд. руб.). Объем облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом снизился до 51,4 млрд. руб. (4,1 процента).

      В соответствии с программой государственных  внутренних заимствований на 2007 год  Минфин России продолжил эмиссию  государственных сберегательных облигаций (49 млрд. руб. в 2007 году).

      Доля  государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общем объеме государственного внутреннего долга составила 80,5% против 82,2% по состоянию на 1 января 2007 года.  

      Таблица 2. Платежи по внутреннему долгу Российской Федерации в апреле 2008 года

        

      Объем внутреннего государственного долга  Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах, немного снизился и составил на 1 апреля 2009г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.

      В структуре внутреннего долга  наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля занимали ОФЗ-АД в сумме 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД - 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб. ОФЗ-ФК составляли в структуре долга 1,27% - 17,828 млрд. руб. ГСО-ФПС составляли 9,44%, или 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 2,53%, или 35,415 млрд. руб.

      Минфин РФ привлек в январе-марте 2009г. на внутреннем рынке государственных облигаций 1 млрд. 818,2 руб. При этом объем погашения основного долга составил 25 млрд. 939 млн. руб. (по номиналу - 26 млрд. руб.). Чистое привлечение (привлечение минус погашение долга) составило отрицательную величину - минус 24 млрд. 120,8 млн. руб. Расходы на обслуживание госдолга составили 28 млрд. 303,4 млн. руб. Таким образом, чистое поступление средств в федеральный бюджет в I квартале 2009г. от операций с рублевыми госбумагами составило отрицательную величину - минус 52 млрд. 424,2 млн. руб.

      Так, в январе-марте 2009г. было произведено  размещение только облигаций с постоянным купонным доходом, в результате чего привлечено 1 млрд. 818,2 млн.руб. Погашение  основного долга производилось по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода на сумму 9 млрд. 946,2 млн. руб. и по облигациям федерального займа с фиксированным купоном на сумму 15 млрд. 992,8 млн. руб. Расходы на обслуживание долга в январе-марте 2009г. по ОФЗ-ПД составили 4 млрд. 418,1 млн. руб., ОФЗ-АД - 20 млрд. 135,3 млн. руб., ГСО-ФПС - 3 млрд. 179 млн. руб., ГСО-ППС - 324,4 млн. руб.

      Эволюция  рынка государственных ценных бумаг  вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга:

      1 этап  связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций.

      2 этап обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов.

      Содержание  3 этапа определяется системным финансовым кризисом, тогда как 4 этап характеризуется его постепенным преодолением.

      Наконец, 5 этап представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

      На  рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

      1. снижен уровень доходности по  государственным облигациям;

      2. стратегия формирования портфеля  внутренних обязательств, основанная  на предложении разнообразных  финансовых инструментов, была положительно  воспринята инвесторами;

      3. значительно увеличились ликвидность  рынка и ежедневный оборот  по государственным облигациям. 

      Государственный внутренний долг РФ за январь 2010 г. уменьшился на 0,01%.

По данным Минфина, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, за январь 2010 г. уменьшился на 0,01% и на 1 февраля составил 1 трлн 836 млрд 973 млн руб.

      На 1 января 2010 г. государственный внутренний долг составлял 1 трлн 837 млрд 164 млн  руб. За год с 1 февраля 2009 г. долг увеличился на 29%.

      Я думаю, что одним из негативов последствий внутренних государственных заимствований является - вытеснение частных компонентов совокупного спроса. Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внутренний долг РФ