Внутренний долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы делает дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель данной курсовой работы - изучение содержания, структуры и динамики государственного внутреннего долга России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1
Теоретические основы внутреннего государственного долга.
1.1 Понятие и виды государственного долга…………………………………………3
1.2 Особенности категории внутреннего государственного долга…………………6
1.3 Методы управление внутренним государственным долгом…….………………12

Глава 2
Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ в период 2006-2010г.
2.1 Общая динамика государственного внутреннего долга…………………………16
2.2 Структуры государственного внутреннего долга……………………………..18
Глава 3
Оценка механизма управления и дальнейшее развития государственного внутреннего долга в РФ
3.1 Перспективы дальнейшего развития государственного внутреннего долга в Российской Федерации………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая 3 финансы, внутренний долг рф, готовая.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………2

Глава 1

Теоретические основы внутреннего  государственного долга.

1.1 Понятие и виды государственного долга…………………………………………3

1.2 Особенности категории внутреннего государственного долга…………………6

1.3 Методы управление внутренним государственным долгом…….………………12

Глава 2

Анализ  динамики и структуры  государственного внутреннего долга РФ в период 2006-2010г.

 

2.1 Общая динамика государственного внутреннего долга…………………………16

2.2 Структуры государственного внутреннего долга……………………………..18

Глава 3

  Оценка механизма  управления и дальнейшее  развития государственного внутреннего долга в РФ

3.1 Перспективы дальнейшего развития государственного внутреннего долга в Российской Федерации………………………………………………………………..25

 

Заключение……………………………………………………………………………26 

Список  используемой литературы…………………………………………………28

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

    Актуальность  рассматриваемой темы делает дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

      Цель  данной курсовой работы - изучение содержания, структуры и динамики государственного внутреннего долга России.

        
 
 
 
 
 

Глава 1

Теоретические основы внутреннего  государственного долга.

 

1.1 Понятие и виды государственного долга. 

     Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц. 

     Первое  основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

     Вторым  основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

    Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

    Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

    Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

    Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

    Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние выступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

    Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы  основным кредитором было население  своей страны и чтобы как можно  меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

    Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

    Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

    Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

  Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

  Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

  Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

   Долговые  обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

   Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

   Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные  учреждения и фонды, ЦБ и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг  приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

   С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные  банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки  зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

Формы государственного долга.

    В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

      - соглашения и договоры, в т.ч.  международные, заключенные от  имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет. 

    1. Особенности категории внутреннего  государственного долга.
 

   В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение  государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

   В этой же статье дается более узкое  понятие – внутренним государственным  долгом признаются обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации.

   В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

   Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

   Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

   Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.1

   Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации  продекларирован порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга

   Затраты по размещению, выплате доходов и  погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств  федерального бюджета.

   Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Информация о работе Внутренний долг РФ