Влияние экономического кризиса на коммерческие банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Одно из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики - это наличие работающей денежно-кредитной системы страны, где коммерческие банки представляют основу всей этой системы. В данной курсовой работе будет рассмотрены виды коммерческих банков, и, какую роль они занимают в экономике РФ. В работе используются всеобщие методы познания: анализ, синтез, метод сравнения и аналогии, умозаключения, абстрагирования, практика. На основе статистики Банка России, а также различных учебников и журналов были выделены виды коммерческих банков, функции и роль в экономической системе государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1 Понятие коммерческого банка…………………………………………..5
1.1 Функции коммерческого банка………………………………………..5
1.2 Виды коммерческого банка……………………………………………8
2 Анализ показателей деятельности коммерческих банков…………….12
3 Влияние экономического кризиса на коммерческие банки…………..15
3.1 Антикризисная политика российского правительства и Банка России на 2008-2009 года…………………………………………………………………15
3.2 Восстановительные меры, предпринимающиеся в 2010 году………………………………………………………………….……………..19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 588.17 Кб (Скачать)
 

   В связи с кризисом произошло уменьшение численности коммерческих банков на 50 (4,1%), филиалов действующих кредитных организаций на территории РФ стало меньше на 276 (8,1%).

    5) Классификация действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала:

- До 3 млн. руб.

- От 3 до 10 млн. руб.

- От 10 до 30 млн. руб.

- От 30 до 60 млн. руб.

- От 60 до 150 млн. руб.

- От 150 до 300 млн. руб.

- От 300 млн. руб. и выше

   6) По принадлежности уставного капитала и способу его формирования банки могут создаваться и существовать в форме: акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.

   Покажем в таблице качество  и удельный вес кредитных организаций  с иностранным участием. 

   Таблица 2 – Действующие кредитные  организации по доле участия  нерезидентов в уставном капитале.

                                              Доля участия нерезидентов в  уставном капитале
  До 1% От 1% до 20% От 20% до 50% От 50% до 100% 100% Всего
единиц Уд.вес. в кредитных  организаций, % единиц Уд.вес. в кредитных  организаций, % единиц Уд.вес. в кредитных  организаций, % единиц Уд.вес. в кредитных  организаций, % единиц Уд.вес. в кредитных  организаций, % единиц
1.01.

2008

40 19,8 55 27,2 21 10,4 23 11,4 63 31,2 202
1.01.

2009

31 14 64 29 24 10,9 26 11,8 76 34,4 221
1.01.2010 33 14,6 60 26,5 25 11,1 26 11,5 82 36,3 226

     2 Анализ показателей деятельности коммерческих банков  

     Мировой экономический кризис сказался неблагоприятно на коммерческих банках. Это видно, если сравнить показатели деятельности коммерческих банков, то есть, сколько  было привлеченных средств, а сколько  размещенных. На рассмотрение можно взять три даты: это 1 апреля 2008 года (до кризиса), 1 февраля 2009 года и наконец, первое февраля 2010 года. А данные можно взять из Бюллетеня банковской статистики.

 

 Таблица 3 - Привлеченные средства, млн. руб.

Показатель 1.04.2008 1.02.2009 1.02.2010
Вклады  от физических лиц в рублях  
4606 461
 
4042 168
 
5 535 074
Привлеченные  средства организаций в рублях  
 
2244 099
 
 
2296 100
 
 
2954 256
Депозитные  сертификаты  
27 108
 
11 279
 
17 053
Сберегательные  сертификаты  
23 242
 
16 348
 
15 137
Облигации 311 146 374 046 411 524
Итого 7212056 6739941 8933044

  

   По итогам этой таблицы можно сделать вывод, что во время кризиса коммерческие банки меньше стали привлекать денежные средства, главным образом из-за того, что вклады физических лиц сократились, потому что многие люди потеряли работу, вкладывать уже ничего. Но в 2010 году видно, что банки привлекать стали больше денежных средств, чем до кризиса и тем более в самый пик  кризиса. Можно ли уже утверждать, что кризис кончился для коммерческих банков? Это будет рассмотрено ниже.

   Таблица 3 - Размещенные средства, млн. руб.

Показатель 1.04.2008 1.02.2009 1.02.2010
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства физическим лицам в рублях  
 
 
2801 533
 
 
 
3479 947
 
 
 
3143 550
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства организациям в рублях  
 
 
8035 709
 
 
 
9574 026
 
 
 
9339 957
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства кредитным организациям в рублях  
 
 
670 699
 
 
 
791 874
 
 
 
853 820
Итого 11507941 13845847 13337327

 

   По итогам данной таблицы, заметно,  что во время кризиса коммерческие  банки стали больше размещать  денежных средств. Население,  организации стали во время  кризиса брать кредиты, но возвращать, как оказалось многие не смогли  из-за потери работы, бизнеса и т.д. Поэтому и вышло, что сейчас коммерческие банки ведут борьбу с просроченной задолженностью. В 2010 население и организации меньше берут кредитов, возможно, боятся, что могут их не возвратить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Влияние экономического кризиса на коммерческие банки

     3.1 Антикризисная политика российского правительства и Банка России на 2008-2009 года 

        Российская банковская система  дрогнула под давлением мирового  финансового кризиса, и властям  пришлось принимать решения в  оперативном порядке. Бегства  вкладчиков удалось избежать, как  и крупных банкротств, массовых  неплатежей, на межбанковском рынке и экстренных непопулярных мер.

        Пакет антикризисных мер, реализованных  российским правительством совместно  с Банком России в разгар  кризиса, в целом, соответствовал  стандартной схеме. Российское  правительство с августа 2008 года  по март 2009 предприняло ряд важных  шагов.

     Правительству РФ и Банку России в целом удалось  предотвратить распространение  «банковской паники» и частично восстановить доверие хозяйствующих  субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить:

  1. Укрепление ресурсной базы банков, насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью;
  2. Увеличение капиталов сисемообразующих банков, в том числе посредством предоставления им долгосрочных субординироаванных кредитов;
  3. Увеличение до 700 тыс. руб. государственной гарантии сохранности вкладов физических лиц;
  4. Решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию, включая продажу банков-банкротов по символической цене;
  5. Проведение «плавной» девальвации национальной валюты;
  6. Ослабление пруденциальных требований, разрешение временно не переоценивать банковские активы по текущей рыночной стоимости;
  7. Смягчение требований к качеству кредитных портфелей банков;
  8. Усиление защиты законных прав кредиторов, включая возможность обращения взыскания по просроченной задолженности на заложенное имущество в досудебном порядке.

         Благодаря экстренным мерам удалось предотвратить  крах национальной банковской системы  и неконтролируемый рост неплатежей. В то же время реализованный в 2008 году пакет антикризисных мер  был в определенной степени непоследовательным.

   1) Поступление дополнительной ликвидности в банковскую систему носило избирательный характер. Относительно недорогие кредиты предоставлялись ограниченному числу систематизирующих банков, для подавляющего большинства средних и мелких банков, особенно региональных, централизованные ресурсы Банка России всё еще недоступны. Из-за сохранения высоких процентных ставок и ограниченного функционирования межбанковского рынка кризис ликвидности мог повториться во второй половине 2009 года.

   2) Стремление Банка России санировать кредитные организации, оказавшиеся в сложном финансовом положении, ослабляет ответственность собственников и менеджеров банков за результаты их хозяйственной деятельности и перекладывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков. Агентство по страхованию вкладов не располагает необходимыми средствами и штатом квалифицированных специалистов, чтобы в сжатые сроки санировать все кредитные организации, нуждающиеся в финансовом оздоровлении. При этом отсутствуют четкие критерии того, какой банк может быть санирован, а какой – нет. Это означает, что отбор банков для финансового оздоровления неизбежно носит субъективный характер, а зачастую определяется наличием заинтересованного покупателя. В фазе быстрого распространения банковского кризиса данное решение было оправданным. Но в настоящее время оно будет порождать нелояльное поведение участников ряда банков и ограничивать их рекапитализацию за счет взносов участников.

   3) Правительство РФ и Банк Росси целенаправленно проводят политику консолидации банковского сектора и увеличивает долю бюджетных средств в совокупном капитале банков. Вместо добровольной концентрации банковского капитала под влиянием рыночных сил акцент сделан на принудительной скупке банков ограниченным числом «покупателей», в основном государственными и полугосударственными компаниями. Увеличение доли государственных средств в совокупном капитале банковской системы противоречит предыдущему курсу правительства РФ1. Более того, внесение государственных средств в капитал банков не означает, что их экономическая эффективность возрастет. Частичное «огосударствление» банковской системы может быть оправдано только как временная антикризисная мера. В противном случае средства налогоплательщиков будут использованы для обогащения ограниченного числа частных лиц.

   4)  Расширение государственных гарантий сохранности вкладов охватывает 98% всех депозитов физических лиц в коммерческих банках. Практически все страны в условиях нынешнего финансового кризиса ввели подобные меры, чтобы предотвратить «банковскую панику» и восстановить доверие общества к банковским институтам. Но в России государственные гарантии распространяются только на вклады физических лиц, тогда как в развитых странах – и на средства предприятий. Вводимые в них государственные гарантии сохранности банковских депозитов носят временный характер; в нашей стране время действия гарантии вкладов, введенных в период кризиса, не определенно. Однако, как показывает эмпирические исследования, это провоцирует банки на проведение рискованных хозяйственных стратегий и может усугубить негативные последствия кризиса.

Информация о работе Влияние экономического кризиса на коммерческие банки