Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа
Одно из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики - это наличие работающей денежно-кредитной системы страны, где коммерческие банки представляют основу всей этой системы. В данной курсовой работе будет рассмотрены виды коммерческих банков, и, какую роль они занимают в экономике РФ. В работе используются всеобщие методы познания: анализ, синтез, метод сравнения и аналогии, умозаключения, абстрагирования, практика. На основе статистики Банка России, а также различных учебников и журналов были выделены виды коммерческих банков, функции и роль в экономической системе государства.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Понятие коммерческого банка…………………………………………..5
1.1 Функции коммерческого банка………………………………………..5
1.2 Виды коммерческого банка……………………………………………8
2 Анализ показателей деятельности коммерческих банков…………….12
3 Влияние экономического кризиса на коммерческие банки…………..15
3.1 Антикризисная политика российского правительства и Банка России на 2008-2009 года…………………………………………………………………15
3.2 Восстановительные меры, предпринимающиеся в 2010 году………………………………………………………………….……………..19
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………..24
В связи с кризисом произошло уменьшение численности коммерческих банков на 50 (4,1%), филиалов действующих кредитных организаций на территории РФ стало меньше на 276 (8,1%).
5) Классификация действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала:
- До 3 млн. руб.
- От 3 до 10 млн. руб.
- От 10 до 30 млн. руб.
- От 30 до 60 млн. руб.
- От 60 до 150 млн. руб.
- От 150 до 300 млн. руб.
- От 300 млн. руб. и выше
6) По принадлежности уставного капитала и способу его формирования банки могут создаваться и существовать в форме: акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.
Покажем в таблице качество
и удельный вес кредитных
Таблица 2 – Действующие кредитные
организации по доле участия
нерезидентов в уставном
| |||||||||||
До 1% | От 1% до 20% | От 20% до 50% | От 50% до 100% | 100% | Всего | ||||||
единиц | Уд.вес. в кредитных организаций, % | единиц | Уд.вес. в кредитных организаций, % | единиц | Уд.вес. в кредитных организаций, % | единиц | Уд.вес. в кредитных организаций, % | единиц | Уд.вес. в кредитных организаций, % | единиц | |
1.01.
2008 |
40 | 19,8 | 55 | 27,2 | 21 | 10,4 | 23 | 11,4 | 63 | 31,2 | 202 |
1.01.
2009 |
31 | 14 | 64 | 29 | 24 | 10,9 | 26 | 11,8 | 76 | 34,4 | 221 |
1.01.2010 | 33 | 14,6 | 60 | 26,5 | 25 | 11,1 | 26 | 11,5 | 82 | 36,3 | 226 |
2
Анализ показателей деятельности коммерческих
банков
Мировой экономический кризис сказался неблагоприятно на коммерческих банках. Это видно, если сравнить показатели деятельности коммерческих банков, то есть, сколько было привлеченных средств, а сколько размещенных. На рассмотрение можно взять три даты: это 1 апреля 2008 года (до кризиса), 1 февраля 2009 года и наконец, первое февраля 2010 года. А данные можно взять из Бюллетеня банковской статистики.
Таблица 3 - Привлеченные средства, млн. руб.
Показатель | 1.04.2008 | 1.02.2009 | 1.02.2010 |
Вклады от физических лиц в рублях | 4606 461 |
4042 168 |
5 535 074 |
Привлеченные средства организаций в рублях | 2244 099 |
2296 100 |
2954 256 |
Депозитные сертификаты | 27 108 |
11 279 |
17 053 |
Сберегательные сертификаты | 23 242 |
16 348 |
15 137 |
Облигации | 311 146 | 374 046 | 411 524 |
Итого | 7212056 | 6739941 | 8933044 |
По итогам этой таблицы можно сделать вывод, что во время кризиса коммерческие банки меньше стали привлекать денежные средства, главным образом из-за того, что вклады физических лиц сократились, потому что многие люди потеряли работу, вкладывать уже ничего. Но в 2010 году видно, что банки привлекать стали больше денежных средств, чем до кризиса и тем более в самый пик кризиса. Можно ли уже утверждать, что кризис кончился для коммерческих банков? Это будет рассмотрено ниже.
Таблица 3 - Размещенные средства, млн. руб.
Показатель | 1.04.2008 | 1.02.2009 | 1.02.2010 |
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства физическим лицам в рублях | 2801 533 |
3479 947 |
3143 550 |
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства организациям в рублях | 8035 709 |
9574 026 |
9339 957 |
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства кредитным организациям в рублях | 670 699 |
791 874 |
853 820 |
Итого | 11507941 | 13845847 | 13337327 |
По итогам данной таблицы,
3 Влияние экономического кризиса на коммерческие банки
3.1
Антикризисная политика российского правительства
и Банка России на 2008-2009 года
Российская банковская система
дрогнула под давлением
Пакет антикризисных мер,
Правительству РФ и Банку России в целом удалось предотвратить распространение «банковской паники» и частично восстановить доверие хозяйствующих субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить:
Благодаря экстренным мерам удалось предотвратить крах национальной банковской системы и неконтролируемый рост неплатежей. В то же время реализованный в 2008 году пакет антикризисных мер был в определенной степени непоследовательным.
1) Поступление дополнительной ликвидности в банковскую систему носило избирательный характер. Относительно недорогие кредиты предоставлялись ограниченному числу систематизирующих банков, для подавляющего большинства средних и мелких банков, особенно региональных, централизованные ресурсы Банка России всё еще недоступны. Из-за сохранения высоких процентных ставок и ограниченного функционирования межбанковского рынка кризис ликвидности мог повториться во второй половине 2009 года.
2) Стремление Банка России санировать кредитные организации, оказавшиеся в сложном финансовом положении, ослабляет ответственность собственников и менеджеров банков за результаты их хозяйственной деятельности и перекладывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков. Агентство по страхованию вкладов не располагает необходимыми средствами и штатом квалифицированных специалистов, чтобы в сжатые сроки санировать все кредитные организации, нуждающиеся в финансовом оздоровлении. При этом отсутствуют четкие критерии того, какой банк может быть санирован, а какой – нет. Это означает, что отбор банков для финансового оздоровления неизбежно носит субъективный характер, а зачастую определяется наличием заинтересованного покупателя. В фазе быстрого распространения банковского кризиса данное решение было оправданным. Но в настоящее время оно будет порождать нелояльное поведение участников ряда банков и ограничивать их рекапитализацию за счет взносов участников.
3) Правительство РФ и Банк Росси целенаправленно проводят политику консолидации банковского сектора и увеличивает долю бюджетных средств в совокупном капитале банков. Вместо добровольной концентрации банковского капитала под влиянием рыночных сил акцент сделан на принудительной скупке банков ограниченным числом «покупателей», в основном государственными и полугосударственными компаниями. Увеличение доли государственных средств в совокупном капитале банковской системы противоречит предыдущему курсу правительства РФ1. Более того, внесение государственных средств в капитал банков не означает, что их экономическая эффективность возрастет. Частичное «огосударствление» банковской системы может быть оправдано только как временная антикризисная мера. В противном случае средства налогоплательщиков будут использованы для обогащения ограниченного числа частных лиц.
4) Расширение государственных гарантий сохранности вкладов охватывает 98% всех депозитов физических лиц в коммерческих банках. Практически все страны в условиях нынешнего финансового кризиса ввели подобные меры, чтобы предотвратить «банковскую панику» и восстановить доверие общества к банковским институтам. Но в России государственные гарантии распространяются только на вклады физических лиц, тогда как в развитых странах – и на средства предприятий. Вводимые в них государственные гарантии сохранности банковских депозитов носят временный характер; в нашей стране время действия гарантии вкладов, введенных в период кризиса, не определенно. Однако, как показывает эмпирические исследования, это провоцирует банки на проведение рискованных хозяйственных стратегий и может усугубить негативные последствия кризиса.
Информация о работе Влияние экономического кризиса на коммерческие банки