Валютно фондовая биржа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

В современную эпоху произошли важные изменения в организационной структуре валютно-фондового рынка, его функциональном механизме. Изменилось место этого рынка в торговле ценными бумагами и иностранной валютой. Одну из главных ролей стал играть рынок ценных бумаг в финансировании экономики. Эти новые тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные казахстанские подходы в понимании работы валютно-фондового рынка при формировании акционерных обществ, организации и развития международных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВАЛЮТНО-ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 4
1.1. Место и роль валютно-фондовой биржи в рыночной экономике 4
1.2. Структура и участники и валютно-фондовой биржи 7
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ОПЕРАЦИИ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ 16
2.1. Ценные бумаги и их виды 16
2.2. Виды операций на валютном рынке 26
2.3. Система управления валютно-фондовым рынком рынком 32
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ВАЛЮТНО-ФОНДОВОГО РЫНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 37
3.1. Особенности формирования валютно-фондового рынка в Республике Казахстан 37
3.2. Перспективы развития валютно-фондового рынка 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

ДКб.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

      В зависимости от цели различается спекулятивный и конверсионный валютный арбитраж. Спекулятивный арбитраж преследует цель извлечь выгоду из разницы валютных курсов в связи с их колебаниями. При этом исходная и конечная валюты совпадают. Конверсионный арбитраж, прежде всего, преследует цель купить наиболее выгодно необходимую валюту. Фактически это использование конкурентных котировок различных банков на одном или различных валютных рынках. Его возможности шире, поскольку разница в курсах может быть не такой большой, как при спекулятивном арбитраже, при котором она должна не только покрыть маржу между курсами покупателя и продавца, но и дать прибыль. В современных условиях валютные курсы на разных валютных рынках редко отклоняются на величину, равную или превышающую разницу между курсами продавца и покупателя, что позволяет практиковать лишь конверсионный арбитраж в пространстве: банк приобретает необходимую валюту на том валютном рынке, где она дешевле. Современные электронные средства информации (Рейтер-монитор, Телерейд) позволяют следить за всеми изменениями котировок на ведущих валютных рынках.

      Отличие валютного арбитража от обычной  валютной спекуляции заключается в том, что дилер ориентируется на краткосрочный характер операции и пытается предугадать колебания курсов в короткий промежуток между сделками. Иногда на протяжении дня он неоднократно меняет свою тактику. Для этого дилер должен хорошо знать рынок и уметь прогнозировать, постоянно анализировать контакты с другими дилерами, наблюдать за движением валютных курсов, процентных ставок, чтобы определить причины и направление колебаний курсов.

      В спекулятивных сделках участвуют  банки, фирмы, ТНК. Крупная валютная спекуляция, направленная на понижение или повышение курса валют, нередко включает операции на десятки миллиардов долларов на протяжении нескольких дней. Часто им бессильны противостоять валютные интервенции центральных банков, хотя они могут совершаться на несколько миллиардов долларов в день. Валютных спекулянтов зачастую не интересует, соответствуют ли курсы реальным соотношениям покупательной способности денег, могут ли валюты удержаться на уровне, который сложится в результате этих сделок. Валюта является для них таким же биржевым товаром, как акции, металлы, сырье. Его характеристиками являются доходность (процентная ставка) и перспектива изменения цены (курса) в краткосрочном плане без учета долгосрочных перспектив.

      В современных условиях валютный арбитраж уступает место процентному. Для проведения валютного арбитража необходимы огромные суммы, вследствие того, что современные средства информации и развитие сети банков выравнивают валютный курс на разных рынках. Одновременно с этим все еще существует разница в процентных ставках из-за несогласованности национальных политик в области процентных ставок и нестабильности валют, хотя процессы интеграции на рынке ссудных капиталов усиливаются.

      2.3. Система управления  валютно-фондовым рынком рынком

 

      Система управления валютно-фондовым рынком –  это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Цель ее состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

      В качестве цели регулирования рынка  иногда называют защиту интересов инвесторов. Но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления, и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов может привести к нарушению устойчивости системы в целом, это противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом. В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, постановления, указы. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормы, правила, указания и разъяснения, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая информация.

      Система управления валютно-фондовым рынком строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами, и включает две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая подсистема выступает в роли субъекта, вторая – объекта управления. Управляющая подсистема включает:

  1. Государственные органы и организации;
  2. Законодательную инфраструктуру;
  3. Этику фондового рынка;
  4. Традиции и обычаи.

      Управляющая и управляемая подсистемы выполняют  соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: организация  движения финансовых ресурсов, обеспечение  качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет функции: координация, регулирование, прогнозирование, стимулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке.

      Система управления валютно-фондовым рынком основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования валютно-фондового рынка:

      Регулирование валютно-фондового рынка является преимущественной функцией государственных  органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Такая система существует во Франции.

      При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

      Государственное регулирование рынка ценных бумаг  включает в себя:

  1. Разработку и реализацию специальных нормативных актов;
  2. Разработку стандартов;
  3. Регламентацию основных процедур и государственный контроль
  4. Задачами государственного регулирования являются:
  5. Реализация государственной политики развития рынка;
  6. Обеспечение безопасности рынка;
  7. Создание открытой системы информации.

      Казахстанский валютно-фондовый рынок имеет смешанную  модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают  Департамент регулирования рынка ценных бумаг Национального Банка Республики Казахстан и некоммерческая саморегулируемая организация ЗАО "Казахстанская фондовая биржа".

      В Казахстане сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами.

      Опыт  стран с развитым рынком ценных бумаг  показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

  1. Разработка концепции развития рынка
  2. Концентрация ресурсов для развития инфраструктуры рынка
  3. Контроль за финансовой устойчивостью
  4. Установление норм функционирования рынка
  5. Создание системы информации о состоянии валютно-фондового рынка
  6. Создание системы защиты инвесторов от потерь

      Важную  роль в управлении валютно-фондовым рынком предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников валютно-фондового рынка, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за соблюдением их.

      К положительным сторонам саморегулирования  относятся:

  • разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • экономия государственных средств, сокращение аппарата управления;
  • участники рынка заинтересованы в нормальном управлении, а государственные чиновники – нет.
  • с помощью общественного регулирования проще ввести этические нормы поведения.

      В соответствии с законом РК "О  рынке ценных бумаг" саморегулируемым организациям дан статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов.

      Инфраструктура  рынка ценных бумаг включает 4 взаимосвязанных  блока:

  • Систему торговли ценными бумагами;
  • Систему расчетов по заключенным сделкам;
  • Информационную систему;
  • Телекоммуникационную систему;

      Постановлением  Правительства от 17 мая 1996 года № 608 была утверждена Программа развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан, предусматривавшая широкий комплекс мер по созданию инфраструктуры отечественного фондового рынка, предусмотрено образование независимого информационно-рейтингового агентства "ИРБИС". Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РК, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РК будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РК.

      Таким образом, признавая необходимость  использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.

 

Глава 3. Современное состояние казахстанского валютно-фондового рынка и перспективы его развития

      3.1. Особенности формирования  валютно-фондового рынка в Республике  Казахстан

 

      Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

      Особенность развития рынка ценных бумаг в  РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т. е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

      В этой связи следует отметить, что  НБ РК необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.

      В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был цельным единым организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

      В 1991-1992 гг. рынок ценных бумаг РК был  еще довольно аморфным, поскольку  не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе  не было четкого разграничения между  первичным рынком и вторичным (биржевым).

Информация о работе Валютно фондовая биржа