Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение валютной системы и валютного контроля РФ.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
1) рассмотреть теоретические аспекты валютной системы и валютного контроля Российской Федерации;
2) исследовать состояние современной валютной системы РФ и этапы её развития;
3) проанализировать динамику курса национальной валюты РФ.
Введение……………………………………………………………………………………….....1
Глава 1. Теоретические аспекты валютной системы РФ и валютного контроля.
1.1 Понятие валютной системы РФ и её элементы …………………………………………...3
1.2 Развитие современной валютной системы РФ в условиях глобализации…………….…6
1.3 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ…………………………………...12
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Анализ динамики курса национальной валюты РФ……………………………………...15
Заключение …………...………………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………………………….22
Приложение……………………………………………………………………………………..23
9 января 1992 г. была учреждена Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), а уже 9 октября этого же года был принят Закон РФ №3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", определяющий права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в РФ, принципы осуществления валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства. В 1993 г. была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), главной задачей которой являлось проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных операций.
С образованием РФ, как суверенного государства возникла необходимость ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной и валютной. В то же время построение национальной экономики без учета сложившихся между бывшими советскими республиками связей, было невозможно.
Это
объясняется тем, что образование
на постсоветском пространстве новых
независимых государств не сопровождалось
одновременным процессом
С середины 1995 г. в результате относительного усиления бюджетной и денежно - кредитной политики был введен режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде ограничений на возможную динамику обменного курса (валютный коридор), который в тот период позволил несколько ограничить инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. С этим нововведением принято связывать начало следующего этапа развития национальной валютной системы РФ.
Несмотря на действия правительства, направленные на создание эффективного валютного рынка, основные показатели платежного баланса ухудшались, что было связано с общим кризисом хозяйственного механизма, падением промышленного производства, а также спадом мировой экономической конъюнктуры на мировых товарных рынках, значительным снижением цен на энергоносители. Кроме того, государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям.
Подобная политика валютного коридора (видоизменившись от горизонтального до наклонного) проводилась до начала финансового кризиса в ноябре 1997 г., когда значительный сброс государственных ценных бумаг нерезидентами, а позже резко возросший уровень свободных денежных средств в банковской системе привели к существенному и устойчивому повышению спроса на иностранную валюту (произошло усиление долларизации экономики). Начиная с этого времени, Банк России вынужден был поддерживать уровень обменного курса при помощи интервенций на внутреннем валютном рынке, что негативно сказалось на динамике его золотовалютных резервов. Достигнув беспрецедентно высокого за все годы реформ уровня (порядка 23-24 млрд. долл. в августе-сентябре 1997 г.), они начали постепенно сокращаться.
В этих условиях угроза дестабилизации валютного рынка страны приобрела постоянный характер, что привело к финансовому кризису 1998 г., выразившегося, в частности, в беспрецедентном падении курса рубля (на 80%). С этого времени и до 2001 г. продолжался четвертый этап развития валютной системы.
В развитии кризиса можно выделить два этапа: конец 1997 г. - первая половина 1998 г., когда он носил скрытый характер, и с середины 1998 г., когда он перешел в открытую форму.
Для четвертого этапа
1)
усиление регулирующего
2) отмена валютного коридора и возврат к режиму плавающего курса рубля;
3) сокращение доходов населения, что повлекло к изменению потребительского спроса и, соответственно, к снижению объемов импорта товаров и услуг. В результате увеличился спрос на отечественную продукцию;
4)
относительно низкие тарифы на
услуги естественных монополий
и умеренная динамика
5)
повышение цен мирового рынка
на экспортируемое Россией
6)
принятие законодательных
7)
изменение структуры
Активное
комплексное использование
С 2001 г. начинается пятый этап развития валютной системы РФ, который в целом можно связать с либерализацией валютного рынка и укреплением Банка России.
Говоря о либерализации экономики, можно заметить, что ее мера определяется борьбой двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиливающейся глобализацией международного разделения труда и опережающим ростом международной торговли (по отношению к динамике мирового производства) с одной стороны, и стремлением государств к протекционистской защите внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя с другой. Соответственно, чем более открытой является экономическая система страны, тем менее ощутимо государственное влияние на субъекты экономики.
Начиная с 2003 г., одной из основных задач было достижение полной конвертируемости рубля. Ее реализация произошла 1 июля 2006 г. Валютная либерализация в России стала следствием улучшения макроэкономических показателей, ориентации на интеграцию в мировую экономику и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отмена всех валютных ограничений призвана способствовать переходу от сырьевой к инновационной модели экономического и социального развития, привлечению иностранных инвестиций, повышению конкурентоспособности экономики.
Расширение
использования рубля в
Укрепление позиций российской валюты в перспективе могло бы привести к созданию рублевой зоны нового типа, в которой другие страны региона стремились бы привязывать свои национальные валюты к рублю, как твердой денежной единице. Это позволило бы постепенно сформировать региональную валютную систему на пространстве СНГ, обеспечив в ее рамках согласованный рынок плавающих валютных курсов, необходимый для стабильного функционирования таможенного союза.
Для расширения зоны влияния рубля также необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом рублями. Хорошо организованная биржевая торговля – это лучший способ выявления объективной рыночной цены товара. Однако если цены на российское сырье будут устанавливаться в долларах, как это принято сейчас в мировой торговле, то это прямо не будет отражаться на конвертируемости рубля. Обратный процесс будет наблюдаться, если цены на российские нефть, газ и т.д. будут формироваться в рублях.
Привлекаемые таким образом потоки капитала будут постоянным доходом государства только в том случае, если в стране на должном уровне будут организованы все необходимые институты. В то же время необходимо отметить, что мировой опыт валютного регулирования показывает, что самостоятельно и без применения защитных мер справиться с серьезными трудностями платежного баланса могут только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом, которым РФ на сегодняшний день располагает не в полной мере. В этой связи переход к полной конвертируемости рубля без реальных экономических предпосылок, привел к формализации этого процесса. Проблемами, препятствующими процессу валютной интеграции России в мировую финансовую систему и обеспечения реальной свободной конвертируемости рубля, являются:
- низкая конкурентоспособность российского финансового сектора вследствие низкого уровня его капитализации;
-
несовершенство валютного
-
диспропорция в структуре
- отсутствие сложившегося механизма государственной поддержки экспорто-ориентированных производств;
- нестабильность экономики;
- несоответствие масштабов инвестиционных процессов, в том числе с участием иностранного капитала, потребностям экономики.
В
связи с вышесказанным, представляется
важным перейти к дифференцированному
валютному регулированию в
1.3 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ
Основным законодательным актом, регулирующим валютные отношения, валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку России. Именно ЦБР издает обязательные к исполнению нормативные акты в данной сфере, определяет порядок обращения в России иностранной валюты, регулирует курс рубля к валютам других стран, проводит все виды валютных операций и т.п. Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса.
В свою очередь, валютное регулирование следует отличать от валютного контроля, понимаемого как совокупность мер по обеспечению соблюдения законодательства при проведении валютных операций. Такие меры осуществляются Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. На практике это означает, что резиденты обязаны предоставлять определенные документы для подтверждения законности своих валютных операций, а органы и агенты валютного контроля должны эти документы проверять. Органами валютного контроля, согласно Закону, являются ЦБР, а также неназванные "федеральные органы исполнительной власти" (фактически это Государственный таможенный комитет и Министерство финансов), а агентами - уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, и другие организации, в соответствии с действующим законодательством. Именно на российские банки приходится львиная доля контрольных функций в отношении валютных операций российских резидентов.