Управление рисками на предприятиях в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:34, реферат

Краткое описание

Под рыночной структурой понимается характер соперничества фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.
Экономисты выделяют ряд рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию; чистую (абсолютную) монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию и др.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Основные виды конкурентных рынков…………………..5
Управление рисками на предприятиях в современных
условиях…………………………………………………….…9
Заключение……………………………………………………….21
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российский  государственный  торгово-экономический  университет

УФИМСКИЙ  ИНСТИТУТ

Факультет юриспруденции и заочного обучения

По  программе ускоренной подготовки (3,5 г) 

Год обучения (курс)  ……….

Специальность………………………………………………… 
 

Контрольная работа

По  предмету :  

Фамилия …………………………………………………… 

Имя …………………………………………………………… 

Отчество …………………………………………………... 
 

Контрольная работа выслана университет…………………… 

Фамилия и инициалы преподавателя

………………………………………………………………… 
 
 

Заполняется преподавателем 

Дата рецензии ………………………………………………… 

Оценка …………………………………………………… 

2010 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………..3

  1. Основные виды конкурентных рынков…………………..5
  2. Управление рисками на предприятиях в современных

    условиях…………………………………………………….…9

Заключение……………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   

     Под рыночной структурой понимается характер соперничества фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.

     Экономисты выделяют ряд рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию; чистую (абсолютную) монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию и др.

      Наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции. Идеальная совершенная конкуренция  может быть устойчивой при наличии всех необходимых для ее существования условий:

  1. производимые товары примерно одинаковы, т.е. опасности, что производители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свой свойствам или качеству над продукцией других фирм;
  2. товары на рынок предлагают многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются. В этом случае каждая из фирм оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
  3. затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится предыдущее условие);
  4. транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т.е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);
  5. вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями;
  6. продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия (называемого информационной прозрачностью рынка) продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия и не могут требовать цены выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленно начнут покупать у них, а не у фирмы. решившей продавать дороже равновесной цены.

       

   

   
 
 
 
 
 

1.Основные виды конкурентных рынков 

    Обычно выделяют следующие виды конкуренции (типы конкурентных рынков):

  1. рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  2. рынок монополистической конкуренции;
  3. олигопольный рынок;
  4. рынок монополии.

     Рынок совершенной конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.

При такой  конкуренции рыночное равновесие достигается  в результате массовых сделок продавцов  и покупателей, которые не могут  навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены. В такой ситуации достоинства рыночных механизмов проявляется наиболее полно.

      Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:

  1. на рынке имеется много конкурирующих фирм;
  2. для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;
  3. каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары;
  4. существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

Характерными  примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д.

      На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении ее на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.

       Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.

       Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.

Автомобильные фирмы США: «Форд», «Дженерал Моторс»  и «Крайслер».

      Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складывается самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становится крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Обычная коммерческая стратегия монополиста – навязывание покупателям завышенных уровне цен.

В большинстве  развитых стран мира государство  ведет борьбу  с проявлениями монополизма на рынке. Сердцевиной  антимонопольного регулирования являются ограничением власти фирм-монополистов в навязывании покупателям своих  уровней цен и защита конкуренции.   
 

Различия  между типами конкурентных рынков

Характеристика  рынков

Тип рынка Число фирм в отрасли Тип товара Барьеры для входа на рынок Возможности влиять на цены своих  товаров Примеры отраслей, действующих  на таких рынках
Совершенная конкуренция Большое Одинаковые  изделия Не  существует Отсутствует полностью Сельское  хозяйство,

Бытовые услуги

Монополистическая конкуренция Большое Разные  изделия сходного назначения Существует, но их можно преодолеть Существует  возможность влиять на цену Пищевая, легкая промышленность, производство мебели
Олигополия Небольшое Одинаковые  или различные  изделия Существуют  и преодолеть их трудно Большая Автомобильная промышленность, авиаперевозки  и др.
Монополия Одна Товар, не имеющий заменителей  Существуют  и преодолеть их очень трудно или даже невозможно Максимальная Электроэнергетика. Железнодорожные  перевозки и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Управление  рисками на предприятиях в  современных условиях 
 

     Практика  ведения дел в рыночных условиях вызывает у менеджеров острую необходимость квалифицированно оценивать риски в процессе управления ресурсами и эффективно снижать или компенсировать их негативные последствия. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

    Риск  неразрывно связан с менеджментом. Ни один менеджер не в состоянии  устранить риск полностью, но путем  выявления сферы повышенного  риска, его количественного измерения, оценки допустимого уровня риска, регулярного  проведения контроля руководитель способен владеть ситуацией и в определенной мере управлять риском. Искусство управления риском заключается в балансировании уровней риска и потенциальной выгоды. Менеджер сопоставляет положительные и отрицательные стороны возможных решений и оценивает их вероятные последствия, т. е. определяет, насколько приемлем и оправдан риск в сравнении с возможной выгодой.

     Риск историческая и экономическая категория.

     Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. По мере развития цивилизации, появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

     Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти, или не произойти. В случае совершения такого события, возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой и положительный. Риском можно управлять и принимать меры к снижению степени риска.

     Риск  – это, по сути, оборотная сторона  свободы предпринимательства. Предпринимательства  без риска не бывает, и наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском. Проблема заключается  не в том, чтобы искать дело без  рисков, с заведомо однозначным предвидением результатом, избегать риска, а в том, чтобы предвидеть его и стремиться снизить до возможно более низкого уровня.

     Термин  «риск» используется здесь не в смысле опасности.

Информация о работе Управление рисками на предприятиях в современных условиях