Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений».
Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты;
- система финансовых органов управления финансами, а именно методы государственного регулирования финансов и органы управления финансами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты управления финансами……………………………...5
1.1 Сущность управления финансами…………………………………….5
1.2 Основные методы и формы управления финансами……………….15
2 Правовое обеспечение системы управления финансами…………………...20
2.1 Правовое обеспечение централизованными финансами…………...28
2.2 Правовое обеспечение децентрализованными финансами………...35
Заключение……………………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 293.80 Кб (Скачать)

Среди основных функций Минфина  России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

• разработку проектов законов  по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения  бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

• разработку проектов законов  в области налогообложения, а  также форм документов, учета и  отчетности, связанных с их реализацией;

• разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию  его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета  и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• координацию бюджетной  и денежно-кредитной политики;

• управление государственным  долгом Российской Федерации и эмиссию  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

• ведение книги учета  государственных долгов и регистрации  эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований;

• разработку нормативных  актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определяет, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно  и через территориальные органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство было создано в Российской Федерации  в составе Министерства финансов Российской Федерации в 1993 г. для обеспечения оперативного управления средствами федерального бюджета . В истории многих государств, и в России в том числе, до XX в. действовали преимущественно государственные казначейства банковского типа. Они занимались приемом платежей, связанных с формированием государственных доходов, хранением средств, а также выдачей средств для осуществления государственных расходов, нередко в их функции входила эмиссия наличных денежных средств. Поскольку большинство платежей в то время осуществлялось в наличной форме, по характеру функций государственные казначейства XDC в. были сходны с функциями казначейств в составе современных коммерческих банков, осуществляющих приходно-расходные операции с наличностью (или кассовые операции).

Иные функции осуществляет современное Федеральное казначейство Российской Федерации. Необходимость  его создания в 1993 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и соответственно отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Таким образом, проблемы исполнения федерального бюджета вызвали необходимость  создания специального органа — Федерального казначейства, к которому от банков перешли учетно-контрольные функции. В соответствии со ст. 78 Конституции  РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих  полномочий могут создавать свои территориальные органы, примером этого  являются органы Федерального казначейства, представляющего собой строго централизованную систему, во всех субъектах Российской Федерации.

Органам федерального казначейства открыты счета в подразделениях Центрального банка Российской Федерации  и уполномоченных банках по учету  средств федерального бюджета, следовательно, у них есть возможность контролировать деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению платежных  поручений налогоплательщиков и  плательщиков других обязательных платежей в бюджет. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование  исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они открывают и ведут  лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России также осуществляет распределение  регулирующих налогов между бюджетами  разного уровня, а также государственными внебюджетными фондами (например, различные  виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при упрощенной системе  налогообложения, единый налог на вмененный  доход и т.д.).

В условиях казначейской системы  исполнения бюджетов в Российской Федерации  приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные  организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они  также составляют оперативную, квартальную  и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с положениями  Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 134) в случае получения финансовой помощи из федерального бюджета субъектом  Российской Федерации региональный и местные бюджеты данного  субъекта должны также исполняться  через органы федерального казначейства. В настоящее время органами федерального казначейства заключены соглашения со многими субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями  о таком исполнении.

Эти органы осуществляют информационный обмен: с налоговыми органами; органами, администрирующими неналоговые  доходы бюджета; с кредитными организациями, в которых открыты счета по учету бюджетных средств; территориальными финансовыми органами; распорядителями и получателями средств федерального бюджета; Счетной палатой Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по полному переводу такого информационного обмена в электронный вид с использованием новейших технологий в режиме реального времени.

Высшие органы законодательной  власти субъектов Российской Федерации  утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о  введении региональных налогов и  сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством  Российской Федерации, о бюджете  субъекта Российской Федерации на соответствующий  финансовый год и отчете о его  исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его  исполнении, о мерах государственной  финансовой поддержки организаций  и отраслей региональной экономики  и др.). Кроме того, законодательные  и исполнительные органы субъектов  Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе  в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта  бюджета субъекта РФ и организацию  его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают  систему региональных органов государственной  власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах — как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

Представительные органы местного самоуправления принимают  решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению  муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе  действуют местные финансовые или  финансово – казначейские органы. Типовое положение о финансово  – казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов  в 1998 году. Право на формирование и  исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

При этом к исполнению дотационных  местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.( http://www.u-fin.ru/content/view/200/425/)

2.2 Правовое обеспечение  децентрализованными финансами

Цель управления финансами  предприятия - рационализация процессов сбора и распределения финансовых ресурсов, структуры имущества и капитала предприятия, всей совокупности его денежных отношений с соответствующими объектами внешней среды. Управление финансами строится в зависимости от организационно-правовой формы предприятий и их контрагентов, их рыночных позиций по отношению друг к другу, реальной законодательной или рыночной ситуации. Факторами, влияющими на управление финансами, являются: масштаб предприятия, структура его активов, соотношение основных и оборотных средств, отраслевые особенности и технология производства, сезонность производства или потребления, обеспеченность собственным капиталом, удельный вес и структура заемного финансирования, рентабельность производственно-хозяйственной деятельности и др. Учитывая особую важность финансов для нормальной работы предприятия, управление ими сосредоточено на высших уровнях управленческой иерархии. На небольших предприятиях финансами, как правило, управляет руководитель, принимающий основные финансовые решения. На средних предприятиях эту функцию выполняет обычно финансовый директор, а в крупных корпорациях руководство финансами осуществляет вице-президент корпорации.

По управлению финансов предприятия  уделяют большое внимание  управлению движения денежных средств, управлению оборотными активами, управлению запасами предприятия, управлению дебиторской  задолженностью.

Под потоками денежных средств понимают  поступления (притоки) и выплаты (оттоки) денежных средств и их эквивалентов. Другими словами это поток средств, который движется по каналам обращения в течение какого-то периода времени. 

Потоки, кроме направления движения, также разделяют по видам хозяйственной  деятельности организации: операционная, инвестиционная, финансовая деятельность.

Движение денежных средств в рамках операционной деятельности включает в себя выплаты поставщикам за сырье и материалы, выполненные работы и оказанные услуги, обеспечивающие операционную деятельность, заработной платы персоналу, социальных отчислений с заработной платы, налоговых платежей и другое. Одновременно этот вид денежного потока отражает поступления от покупателей и прочих контрагентов.

Денежный поток по инвестиционной деятельности включает движение (поступление и выплаты) денежных средств, связанное с продажей основных средств и нематериальных активов, вложениями в капитальное строительство и долгосрочные финансовые инструменты, а также продажа долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля и другое.

Денежный поток по финансовой деятельности включает движение (поступление и выплаты) денежных средств, связанное с совокупностью операций, приводящих к изменениям в размерах и структуре собственного и заемного капитала, за исключением текущей кредиторской задолженности. К нему относятся:

- денежные поступления  от эмиссии акций и иных  ценных бумаг, в том числе  облигаций, векселей, а также получения  краткосрочных и долгосрочных  кредитов и займов;

- денежные выплаты в  ходе выкупа или погашения  акций общества, для погашения  полученных кредитов и займов, а также для погашения задолженности по финансовой аренде.

Все факторы, влияющие на формирование денежных потоков, можно разделить  на внешние и внутренние. К внешним  факторам относятся: конъюнктура товарного  и финансового рынков, система  налогообложения предприятий, сложившаяся  практика кредитования поставщиков  и покупателей продукции (правила делового оборота), система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов, доступность внешних источников финансирования (кредитов, займов, целевого финансирования).

Среди внутренних факторов следует выделить стадию жизненного цикла, на которой находится предприятие, продолжительность операционного  и производственного циклов, сезонность производства и реализации продукции, амортизационную политику предприятия, неотложность инвестиционных программ, личные качества и профессионализм  руководящего звена предприятия.

Основой управления является наличие оперативной и достоверной  учетной информации, формируемой  на базе бухгалтерского и управленческого  учета. Состав такой информации весьма разнообразен: движение средств на счетах и в кассе предприятия, дебиторская и кредиторская задолженность  предприятия, бюджеты налоговых  платежей, графики выдачи и погашения  кредитов, уплаты процентов, бюджеты  предстоящих закупок, требующих  предварительной оплаты, и многое другое.

Главная роль в управлении денежными потоками отводится обеспечению их сбалансированности по видам, объемам, временным интервалам и другим существенным характеристикам. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно внедрить на предприятии системы планирования, учета, анализа и контроля. Ведь планирование хозяйственной деятельности предприятия в целом и движения денежных потоков в частности существенно повышает эффективность управления денежными потоками.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений