Управление финансами в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Оглавление

Содержание
1. Теоретические основы финансов…………………….…………………3
1.1Сущность и методы управления финансами………………………3
1.2 Объекты и субъекты управления…………………………………6
1.3 Основные методы и формы управления финансами……………14
1.4. Зарубежный опыт………………………………………………..20
2. Система финансовых органов управления финансами……………25
2.1 Методы государственного регулирования финансов……………25
2.2 Органы управления финансами…………………………………26
2.3. Проблемы и перспективы развития…………………………….32
4.Заключение………………………………..……………………………40
Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Взаимоотношения государства  в области финансовых отношений  с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами определяется прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов рабочего населения т.д. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам  регулирования финансов также относятся:

-формирование и поддержка  конкурентной среды в экономике и ограничении монополизации рынка;

-государственное регулирование  цен естественных монополистов;

-защита контактных  отношений между субъектами рынка,  обеспечивающая стабильное функционирование  расчетно-платежных отношений в  финансовой сфере;

-проведение эффективной таможенной политики;

-содействие развитию  страхового дела и страхования  предпринимательских рисков;

-содействие развитию  рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство  использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

- лицензирования предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

- применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

- проведение системы мер социальных  гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;

- установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

- применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное  управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

1. относительного баланса  экономических интересов государства,  юридических и физических лиц;

  1. Бездефицитного государственного бюджета;
  2. устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. [6, c. 24-29]

 

2.2 Органы управления финансами

В России главными властными  структурами по управлению финансами являются  Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

 

Высшие  органы государственной власти управления финансами в РФ.

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент  осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и  Госдума контролируют осуществление  федерального бюджета. С этой целью  ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление  государственных внешних заимствований  находится в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.

Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете.

 

Министерство  финансов Российской Федерации.

Основные положения  и сущность  функций и задач  МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. На него возложены следующие задачи:

- разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

- составление проекта и исполнение государственного бюджета;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;

-обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановлением Правительства РФ.

Согласно положению  МФ РФ издает в пределах своей компетенции  на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Минфин проводит в  своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов имеет право:

- ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;

- взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;

- выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;

- предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;

- осуществлять лицензионную деятельность.

В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:

-организация, осуществление  и контроль исполнение бюджета  РФ;

-управление доходами  и расходами бюджета на счетах  Федерального казначейства в  банках, исходя из принципа единства  кассы;

- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

  • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
  • управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
  • предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

 

Счетная палата РФ

Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

-организация и осуществление  контроля за своевременным использованием  доходных и расходных статей  государственного бюджета, бюджетов  федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;

-определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  средств федеральной собственности;

  • финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

 

Налоговые органы РФ

Налоговые органы РФ –  единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

Деятельность налоговых  органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса.

Задачи контроля со стороны  налоговых органов:

  1. Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
  2. Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

Налоговые органы обязаны вести  в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней и.

МНС РФ является органом  валютного контроля и выполняет  функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.

Налоговые органы несут  ответственность за полный и своевременный  учет всех налогоплательщиков.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. [7, 9-27].

 

2.3. Проблемы и перспективы развития  финансовой политики РФ

 

Роль финансов в экономическом  и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось, управление финансами состоит из таких этапов, как определение целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.

Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации