Управление финансами в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Оглавление

Содержание
1. Теоретические основы финансов…………………….…………………3
1.1Сущность и методы управления финансами………………………3
1.2 Объекты и субъекты управления…………………………………6
1.3 Основные методы и формы управления финансами……………14
1.4. Зарубежный опыт………………………………………………..20
2. Система финансовых органов управления финансами……………25
2.1 Методы государственного регулирования финансов……………25
2.2 Органы управления финансами…………………………………26
2.3. Проблемы и перспективы развития…………………………….32
4.Заключение………………………………..……………………………40
Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

АСФР содержит ряд  подсистем, в которых решается комплекс задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных  учреждений; финансам отраслей народного  хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время  актуальной задачей является внедрение  автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном  значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач  по управлению финансами не поддается  формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели  и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУ представляет качественно  новый шаг в совершенствовании  управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

 

Финансовое  регулирование

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- общие и целевые субсидии;

- доходы и расходы внебюджетных фондов;

- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию  присущи прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное  налогообложение и осуществление  текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых  платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы  образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

 

Оперативное управление

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив  в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция  аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных  органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

 

Финансовый контроль

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций. [ 2, c.4-23]

 

1.4. Зарубежный опыт

Рассмотрим зарубежный опыт на основе управления финансами  развивающихся стран. Финансовая политика развивающихся стран характерна следующими особенностями и диктующими условиями.

Зависимость инвестиционной политики от импорта. Первоочередной задачей экономики развивающихся стран является существенное ускорение темпов роста и осуществление глубоких структурных изменений. Для этого необходима ускоренная и всесторонняя мобилизация материальных, и финансовых средств для индустриализации, хотя это еще не гарантирует адекватный рост инвестиций. В подавляющем большинстве развивающихся стран производство средств производства все еще развито слабо. Развивающийся мир в 80-х годах производил примерно 6-7% мирового ВНП, в то время как потреблял 8-9%. В то же время доля развивающихся стран в экспорте инвестиционных средств производства составляла 5% по сравнению с долей в мировом импорте, равной 28-30%. В 90-х гг. положение мало в чем изменилось.

Формирование производства средств  производства представляется для развивающихся стран трудную задачу не только из-за высокой капиталоемкости, сложности технологических процессов, недостатка квалифицированной рабочей силы, но и из-за узких границ внутреннего рынка. Давление на импорт инвестиционного товара характерно для большинства развивающихся стран. Начальная фаза индустриализации характеризуется высокой капиталоемкостью на каждую единицу прироста национального дохода, так как одновременно приходится реализовывать дорогостоящие инфраструктурные проекты. Нынешняя фаза индустриализации в развивающихся странах сопровождается в основном ростом коэффициента капиталоемкости, что требует больших наличных средств производства даже для стабилизации темпов роста, не говоря уже об ускорении. Сейчас доля импорта инвестиционного товара во внутренних инвестициях РС примерно вдвое превышает ее в развитых странах. У развитых стран импорт такой продукции является следствием достаточно эффективной специализации, в то время как у развивающихся стран в большинстве случаев — отражением структурных диспропорций. В последние двадцать лет развивающиеся страны интенсивно увеличивали импорт машин и оборудования. Этот рост во многом объясняятся повышением цен на эти виды импортируемых изделий — физические объемы импорта были не столь внушительны. [3, C.86-98]

В НИС Азии главным двигателем была целенаправленная политика правительств, подчиненная задаче приспособления национальных экономик к тенденциям мирового хозяйства и всемерного форсирования экспорта готовых изделий. Такая политика позволяла добиваться увеличения физического объема экспорта и использовать благоприятное движение цен на готовые изделия. Наибольшие трудности испытывали страны Африки. В большинстве из них, находящихся в тропической зоне, экспортный потенциал очень низок. Они вывозят преимущественно те сырьевые товары, цены на которые значительно упали.

Динамика текущего платежного баланса  отражает не только изменения во внешней  торговле, но и движение баланса  факторных и не факторных услуг, объединенных с частными переводами. Этот последний баланс по абсолютным объемам поступлений и платежей намного уступает торговому балансу. В балансе услуг положительными статьями практически у всех развивающихся стран выступают доходы от туризма, у большинства — частные переводы, у нескольких стран (Турция, Южная Корея) — поступления от страхования и транспортных услуг, у нескольких других (Голландские Антилы, Кувейт, Сингапур) — инвестиционные доходы.

Однако у большинства  стран сумма платежей в целом  превосходит поступления. Среди платежей на первом месте стоят выплаты за иностранные кредиты и займы, а также иностранные прямые и портфельные инвестиции. По оценке МБРР, в 1989 году эти выплаты составили 76,8 млрд долларов. Превышение над поступлениями настолько велико, что перекрывает крупное положительное сальдо внешней торговли у стран Латинской Америки, а в некоторые годы даже и у стран ОПЕК.

Сокращение в 1990 г. и  преодоление в 1991-1992 гг. дефицита текущего платежного баланса развивающихся  стран вряд ли можно оценить однозначно. Оно положительно, ибо служит повышению международный кредитоспособности и изменению отношения мирового рынка капиталов к развивающимся странам как к категории ненадежных заемщиков.

Однако не следует  упускать из виду и серьезные негативные последствия. При неизбежном отрицательном сальдо по балансу услуг и частных трансфертов ликвидация дефицита текущего платежного баланса может достигаться только за счет превышения экспорта материальных ценностей над их импортом. В результате во второй половине 80-х годов и особенно в 1990-х годах превышение экспорта товаров из развивающихся стран, как видно из приводившейся выше таблицы, над импортом, достигло крупных размеров. Но такое положение не может не стать значительным тормозом на пути увеличения и капиталовложений, и потребления населения. О реальности подобного развития событий говорит нынешний опыт стран Латинской Америки.

Большие трудности испытывали развивающиеся страны с привлечением извне дополнительных валютно-финансовых ресурсов. Необходимость компенсировать валютные потери из-за снижения цен на сырье, ухудшение условий торговли и затруднение сбыта товаров и услуг на рынках развитых стран Запада и Восточной Европы — все это вело к росту расходов. Дополнительных затрат, кроме того, требовал начальный этап осуществления программ по структурному преобразованию экономики в большом. Во многих странах еще нужны были средства сверх обычных расходов на растущие долговые обязательства, преодоление последствий долгового кризиса в районе Персидского залива. Удовлетворение всех этих нужд упиралось в сужение мирового рынка капитала, в политику правительств Запада и их банков.[4,C.47-79]

Центральное место во внешнем финансировании экономики  развивающихся стран занимает приток долгосрочного капитала .Особенностью явилось заметное увеличение абсолютных объемов как нетто-притока (на 12 % ), так и его покупательной способности (почти на 6 % ). Обращает на себя внимание то, что с 1989 г. развивающиеся страны впервые после 1983 г. перестали быть нетто-экспортерами финансовых средств в развитые страны Запада. Есть определенные основания предположить, что такой перелом в движении валютных ресурсов между развитым и развивающимся миром не случаен.

Покажем изменение структуры  притока внешних ресурсов в развивающиеся страны. Вроде бы устоявшаяся тенденция второй половины 80-х годов — преобладание государственных средств над частными, вновь изменилась в пользу частных и международных официальных средств. При этом по сравнению с первой половиной десятилетия в составе государственных средств особенно значительно выросли субсидии, доля которых поднялась с 31,3%. * Это подтверждает высказанное положение о том, что страны Запада начинают более активно способствовать облегчению экономических проблем в PC, но содействуя вовлечению частного капитала. Наиболее крупные изменения в притоке частного капитала заключаются в бурном росте прямых частных инвестиций, а также в падении банковских, о в то же время банковские международные корпорации внедряют в развивающихся странах экономическую политику, основанную на неолиберальных взглядах, требуют от национальных правительств "сделать частным" "неэффективный и слишком бюрократический" общественный сектор экономики, поощрять развитие внутреннего финансового рынка (ценных бумаг, биржи и пр.) — то есть стимулируется форсированное развитие рыночных отношений [5, c. 28-43]

 

2.Система  государственных органов управления  финансами

 

2.1 Методы государственного регулирования  финансов

Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации