Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа
Цель курсового проекта: на основе проведенного анализа безубыточности дать рекомендации по повышению эффективности управления затратами на данном предприятии.
В целом написание курсового проекта было направлено на решение следующих задач:
- отразить экономическую сущность взаимосвязи производства, затрат и прибыли в современной системе управленческого учета;
- дать характеристику учетной системы директ-костинг;
- рассмотреть основы маржинального анализа и условия его проведения;
Запас финансовой прочности определяется по формуле:
затраты прибыль учет безубыточность
Величина, на которую ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» могло сократить объем реализации продукции, прежде чем понести убытки составляет:
- в 2011 году - ЗФП руб. = 1311961,88 руб.;
ЗФП% =
- в 2012 году - ЗФП руб. = 247645,9 руб.;
ЗФП% = 11,66%.
Это означает, что предприятие могло выдержать в 2011 году 32,1 % снижения выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения. В 2012 году наша выручка на 11,66% превышает критический объем продаж.
В данном случае в 2012 году зона безопасности уменьшилась по сравнению с 2011 годом. То есть предприятие показывает не очень хорошие результаты, поскольку уменьшает запас финансовой прочности.
Чем больше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов производства и реализации.
Вывод: из данной ситуации мы видим, что точка безубыточности, как методом уравнения, так и методом маржинального дохода для ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» имеет одинаковые значения. Пороговая выручка в 2011 году равна 2777686,12 руб. (в 2012 году 1875767,1 руб.), а пороговый объем продаж составил в 2011 году 95782,28 кг (в 2012 году 62525,57 кг.)
В современной экономической ситуации существует много возможностей для организации эффективной системы управленческого учета на предприятии. Перед управленческим персоналом только стоит задача выбора наиболее оптимальных методов этой организации применительно к особенностям своего предприятия.
Рассмотренный метод - CVP-анализ как элемент системы "директ-костинг" - современный метод эффективного управления затратами. Безусловно, данный метод не идеален и имеет свои недостатки. Но он более приспособлен для принятия решений о затратах на производство и реализацию продукции, в отличие от применяемого на большинстве российских предприятий метода учета полных затрат.
Ясно, что CVP-анализ при
условии изменчивой структуры выпуска
требует привлечения
Анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация с допусками изменится.
Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
Управленческий учет непрерывно анализирует поведение затрат и периодически определяет точку безубыточности.
Необходимо учитывать сезонные колебания цен, действия конкурентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотехнологичных рынках). Целесообразно применять в этом случае ценообразование по методу «издержки плюс», то есть цена получается добавлением к величине издержек фиксированной маржи.
При таком ценообразовании сразу же известна величина маржинального дохода и, следовательно, легко определяется точка безубыточности.
Рассматриваемое предприятие - общество с ограниченной ответственностью «Рыбозавод Минусинский - Морис» принадлежит к числу тех предприятий, которых переход к рыночной экономике не побудил перейти на более современные методы хозяйствования.
В большей степени на это повлияла его сельскохозяйственная направленность, так как в этой отрасли экономики до недавнего времени наблюдался спад производства и реализации продукции.
Предприятие работает стабильно, единственная причина использования привычных, но отчасти "устаревших" методов учета - нежелание персонала переходить с хорошо выученного алгоритма расчетов на какой-то другой, незнакомый. Тем более что старая система, применяемая на протяжении многих лет, подходит для учета одних и тех же операций, не требующих принятия кардинальных управленческих решений. Чем проще - тем лучше. Это девиз рассматриваемого предприятия.
Несомненным достоинством CVP-анализа как элемента системы "директ-костинг" является возможность применения результатов, полученных в результате анализа, для принятия управленческих решений
- о целесообразности
принятия дополнительных
- об определении структуры производства;
- по ценообразованию.
В современной экономике главным стимулом для развития предприятий является получение высокой прибыли. Величина прибыли зависит в первую очередь от установленной цены на реализуемую продукцию.
В особенности это касается сельскохозяйственных предприятий, главной проблемой которых является высокая себестоимость производимой продукции и невозможность ее снижения.
В этих условиях главным направлением в управлении предприятием является разработка правильной политики по ценообразованию и принятие на ее основе экономически обоснованных управленческих решений.
Средством для обоснования принимаемых решений может и должен служить современный механизм, к сожалению редко применяемый в практике российских сельскохозяйственных предприятий, - система "директ-костинг" и связанная с ним взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли.
Итак, основное решение в деятельности любого предприятия на современном этапе развития экономики - это решение об установлении цены на продукцию, которая в конечном итоге обеспечивала бы его безубыточную деятельность.
Проведенный CVP-анализ показал, что реализация рыбы прибыльна. Рассчитанная цена безубыточной реализации равна 25,99 руб. для 2011 года и 28,61 руб. - для 2012 года.
Следовательно, при установлении цены, превышающей цену безубыточной реализации, предприятие будет получать прибыль.
CVP-анализ, проведенный,
для данного предприятия
Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем продукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой прибыли в планируемом периоде. Очевидно, что выручка от реализации продукции должна быть достаточно высокой и обеспечивать покрытие всех затрат и получение запланированной прибыли. Так как прибыль равна разности между выручкой от реализации продукции и затратами, выручка будет равна сумме прибыли и совокупных затрат, которые складываются из постоянных и общих переменных затрат. Если мы зададим, что прибыль должна быть равна определенной величине - целевому значению, то сможем найти количество изделий, необходимое для ее получения.
Предположим, что анализируемое предприятие ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» планирует на 2010 год прибыль в размере 150000 руб. Необходимо определить, какой объем продукции он должен реализовать для получения этой прибыли. Подставим данные в формулу:
Проверим правильность проделанного расчета:
1) Объем реализации
продукции (Выручка от
2) Переменные затраты:
3) Маржинальный доход: .;
4) Постоянные затраты: 743429 руб.;
5) Прибыль:
Вывод: ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» для получения прибыли в размере 150000 рублей необходимо выловить и реализовать в 2010 году 75141,21 кг. рыбы.
Также можно определить новую цену для достижения планируемой прибыли при старом объеме продукции. Так как выручка от реализации продукции равна произведению количества продукции на цену реализации, то получим:
Подставив данные в формулу, при условии, что предприятие планирует получить прибыль в размере тех же 150000 рублей, получим:
Проверим правильность проделанного расчета:
1) Объем реализации продукции (Выручка от реализации продукции):
2) Переменные затраты:
3) Маржинальный доход: .;
4) Постоянные затраты: 743429 руб.;
5) Прибыль:
Вывод: для получения прибыли в размере 150000 рублей, необходимо установить новую цену, которая равна 30 рублям 74 копейкам.
Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.
Среди существующих систем учета наиболее полно взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» рассматривается в системе директ-костинг или системе учета по прямым затратам. Сущность системы базируется на выражении «директ-кост план» и может быть сведена к следующему: прямые затраты обобщают по видам готовых изделий, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Просуммировав брутто-прибыль всех изделий, можно получить общую величину прибыли, предназначенной для покрытия общей суммы постоянных затрат.
В зарубежной практике больше внимания уделяется перспективному анализу, чем ретроспективному. Руководители иностранных фирм склонны к тому, чтобы сравнивать разные варианты получения прибыли в будущем, чем тратить время на анализ результатов фактического выполнения стандартных решений. Предприниматель заинтересован в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и получить максимум прибыли, которая должна быть обоснована соответствующими аналитическими расчетами.
Данные задачи обоснования управленческих решений и максимизации маржинальной прибыли решает маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Маржинальный анализ позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовые результаты деятельности предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на их улучшение. Анализ рентабельности производства продукции предприятия показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансовых результатов предприятия в конкретный период его деятельности.
В современной экономической ситуации существует много возможностей для организации эффективной системы управленческого учета на предприятии. Перед управленческим персоналом только стоит задача выбора наиболее оптимальных методов этой организации применительно к особенностям своего предприятия.
Рассмотренный метод - CVP-анализ как элемент системы "директ-костинг" - современный метод эффективного управления затратами. Безусловно, данный метод не идеален и имеет свои недостатки. Но он более приспособлен для принятия решений о затратах на производство и реализацию продукции, в отличие от применяемого на большинстве российских предприятий метода учета полных затрат.
Для более рационального и результативного учета затрат мной предложено внедрение на предприятии некоторых элементов системы "директ-костинг" - разделение затрат на постоянные и переменные, включение в себестоимость продукции только переменных затрат, осуществление анализа взаимосвязи "объем производства - себестоимость - прибыль" для расчета безубыточных объемов реализации продукции.
Поведенные расчеты показали, что у предприятия имеется значительный запас прочности, позволяющий снижать объемы реализации. Предприятие могло выдержать в 2011 году 32,1 % снижения выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения, а в 2012 году наша выручка на 11,66% превышает критический объем продаж.
Точка безубыточности, как методом уравнения, так и методом маржинального дохода для ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» имеет одинаковые значения. Пороговая выручка в 2011 году равна 2777686,12 руб. (в 2012 году 1875767,1 руб.), а пороговый объем продаж составил в 2011 году 95782,28 кг (в 2012 году 62525,57 кг.)
В ходе анализа так же были определены:
- минимальная цена
реализации, ниже которой нельзя
опускаться (Рассчитанная цена
- максимальная величина переменных затрат на один кг. рыбной продукции ( в 2011 году: 19,63 руб., их можно было увеличить до 22,64 руб., то есть на те же 3 рубля и 1 копейку или на 15,33%; в 2012 году: 18,11руб., их можно было увеличить до 19,5 руб., то есть на те же 1 рубль 39 копеек или на 7,68%);
- максимальная величина постоянных расходов ( в 2011 году до 1321379,33 руб., что превышает исходную величину постоянных расходов на 423899,33 руб. или на 47,23%; в 2012 году до 840871,51 руб., что превышает исходную величину на 97442,51руб. или на13%).
Проведенный CVP-анализ показал, что реализация рыбы прибыльна.
Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем продукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой прибыли в планируемом периоде. Также можно определить новую цену для достижения планируемой прибыли при старом объеме продукции.