Управление финансами предприятий АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта: на основе проведенного анализа безубыточности дать рекомендации по повышению эффективности управления затратами на данном предприятии.
В целом написание курсового проекта было направлено на решение следующих задач:
- отразить экономическую сущность взаимосвязи производства, затрат и прибыли в современной системе управленческого учета;
- дать характеристику учетной системы директ-костинг;
- рассмотреть основы маржинального анализа и условия его проведения;

Файлы: 1 файл

Управление финансами предприятий АПК.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Величина маржинальной прибыли в расчете на единицу  продукции также оказывает существенное влияние на выбор модели поведения  фирмы на рынке.

Одним словом, в использовании  маржинальной прибыли заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходом предприятий.

Основные возможности  маржинального анализа состоят  в определении:

* точки безубыточного  объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных  соотношениях показателей «затраты - объем - прибыль». Эта точка определяет тот объем продаж (в натуральных или денежных единицах), при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Соответственно, если объем продаж больше, чем в точке безубыточности, то предприятие имеет прибыль, в противном случае - убыток.

* зоны безопасности (запас  финансовой прочности) предприятия;

* необходимого объема  продаж для получения величины  прибыли;

* критической цены  реализации при заданном объеме  реализации продукции и уровне переменных и постоянных затрат [25, стр.28].

С помощью маржинального  анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов  изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое  изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

К основным этапам анализа  относятся:

1. Сбор, подготовка и  обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины  исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ  уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ  изменения уровня исследуемых  показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

При использовании этого  метода при принятии решений нужно  помнить о допущениях, на которых  основан анализ CVP. Игнорирование  допущений может привести к неправильному  применению анализа CVP, если допущения  являются необоснованными и, следовательно, привести к принятию неправильного решения.

Основными допущениями, на которых основан анализ CVP, являются следующие:

· Все затраты могут  быть рассмотрены либо как постоянные, либо как переменные.

· Постоянные затраты  не изменяются вместе с изменениями объема производства.

· Переменные затраты  на единицу продукции являются постоянными (т.е. суммарные переменные затраты  изменяются вместе с объемом производства, но переменные затраты в расчете  на единицу продукции всегда остаются постоянными).

· Продажная цена единицы  продукции является постоянной (т.е. установленная однажды цена в  расчете на единицу продукции  не изменяется).

· Объем производства является единственным фактором, влияющим на изменения затрат и доходов  предприятия.

· Объем продаж равен  объему производства (т.е. в течение  рассматриваемого периода изменений  в уровнях запасов не происходит).

· Ассортимент продукции  на предприятии, где производится ряд  различных товаров или оказывается  несколько видов услуг, является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары или услуги.

Для российских предприятий CVP-анализ не является официально рекомендованным методом анализа и учета затрат. Поэтому пока он может использоваться в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации.

Однако организация управленческого  учета по системе директ-костинг связано с рядом проблем, который вытекают из особенностей, присущих этой системе:

1. Возникают трудности при разделении  расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или  чисто переменных расходов не  так уж много. В основном  расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному.

2. Противники директ-костинга считают,  что постоянные расходы также  участвуют в производстве данного  продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.

3. Ведение учета себестоимости  по сокращенной номенклатуре  статей не отвечает требованиям  отечественного учета, одной из  главных задач которого до  последнего времени являлось составление точных калькуляций.

4. Необходимо в ценах, устанавливаемых  на продукцию предприятия, обеспечивать  покрытие всех издержек предприятия.

 

2. Организация бухгалтерского учета затрат предприятия на примере ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис»

"Рыбозавод Минусинский  - Морис" Основан в ноябре 1994 года - одно из наиболее известных  рыбоперерабатывающих предприятий  Красноярского края. За время  своего становления завод прошел путь от небольшого цеха до крупного предприятия с несколькими рыбоперерабатывающими цехами, холодильными мощностями, собственным автопарком, площади завода увеличены более, чем в 30 раз. На заводе работает около 600 человек. Легкой работу на заводе не назовешь и не только стабильная зарплата, но и забота администрации о работниках удерживает людей на заводе. Качество продукции 000 "Рыбозавод Минусинский - Морис" выделяет его из ряда других предприятий, вырабатываемой из качественного сырья, а также совершенство технологии его переработки. Рыбопродукция завода представляется на различных ярмарках-выставках, где пользуется заслуженным успехом.

Предприятие является самостоятельно хозяйствующим субъектом, не являясь  подразделением более крупного предприятия или объединения. Форма собственности - частная, учредителями являются юридические и физические лица, которые не отвечают по обязательствам открытого акционерного общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал.

Компания  ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

  • Производство пищевых продуктов, включая напитки
  • Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов

Компания  работает в следующих отраслях промышленности (в соответствии с классификатором ОКОНХ):

  • Торговля и общественное питание
  • Внутренняя торговля
  • Оптовая торговля

 ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» - коммерческая фирма, главной деятельностью которой является получение прибыли. Как экономический субъект, данное предприятие является производителем определенных товаров, необходимых на российском рынке, т.е. удовлетворяют платежеспособный спрос на эти товары. Также предприятие, привлекая для выполнения своих хозяйственных и иных обязательств наемную рабочую силу, т.е. сотрудников - менеджеров, бухгалтеров, администрацию и других, способствует решению проблемы занятости населения.

Общество с ограниченной ответственностью «Рыбозавод Минусинский - Морис» является юридическим лицом, действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Главным органом управления является собрание учредителей. Оно  назначает на должность генерального директора предприятия, который  является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово-хозяйственные  решения различной сложности. Генеральный директор нанимает на работу персонал, заключает договоры, несет ответственность за совершаемые сделки. К офису также относится бухгалтерия ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис», которая начисляет заработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет контроль и учет хозяйственной деятельности, отчитывается в фондах занятости, пенсии, соцстрахования. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера, бухгалтера-кассира и др. бухгалтеров. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия.

В соответствии с учетной  политикой бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером. Бухгалтерской учет ведется в  электронном виде, используя программу  автоматизации бухгалтерского учета «1С: Предприятие».

На данном предприятии  аналитическую работу возглавляет  главный бухгалтер. В общем виде схема распределения функций  анализа хозяйственной деятельности представлена следующим образом:

1. отдел маркетинга;

2. отдел труда и заработной платы;

3. отдел бухгалтерского  учета отчетности.

Отдел маркетинга изучает  рынки сырья и рынки сбыта  товаров, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции  и пути ее повышения, разрабатывает  ценовую и структурную политику предприятия и другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия.

Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации  труда, выполнение плана мероприятий  по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда зарплаты.

Отдел бухгалтерского учета  и отчетности (бухгалтерия) анализирует  выполнение сметы затрат на закупку  товаров, себестоимости товаров, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность предприятия и т.п.

В табл. 2.1 представлены основные технико-экономические показатели предприятия за периоды 2011-2012 годы.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели предприятия.

 

Показатели

2011 год

2012 год

изменение

 
     

абс.

отн.

 

Выручка (нетто) от продажи  товаров, работ, услуг, тыс. руб.

4089,648

2123,413

-1966,235

51,92

 

Себестоимость проданных  товаров, работ, услуг, тыс. руб.

3666,349

2025,448

-1640,901

55,24

 

Среднесписочная численность  работников, чел.

92

90

-2

97,82

 

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб.

8336,759

5547,895

-2788,864

66,55

 

Прибыль, тыс. руб.

423,299

97,965

-325,334

23,14

 

Рентабельность продаж, %.

10,35

4,61

-5,74

44,54

 

Коэффициент текущей  ликвидности

0,787

0,74

-0,05

93,67

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

-0,105

-0,403

-0,508

383,81

 

Фонд заработной платы, тыс. руб.

7088

6538

-550

92,24

 

Фондоотдача основных средств, руб.

0,49

0,38

-0,11

77,55

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

72,155

64,243

-7,912

89,03

 
           

По итогам работы ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» за 2012 год выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 2123413 руб.

Как видно из таблицы  за отчетный период среднегодовая стоимость основных средств уменьшилась в общем по всем видам на 2788864 руб. В большей части выбыли сооружения и передаточные устройства (на 13427 руб. или на 68,467%), а так же машины и оборудования (на 4050 руб. или на 20,652%).

На предприятии наблюдается  непостоянство кадров, что является само по себе неблагоприятным фактором, говорящим о нестабильности финансового положения предприятия.

В ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 4,61% к обороту и снизился по сравнению с предыдущим годом на 5,74% к обороту. На изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с предыдущим годом отрицательно повлияло понижение уровня прибыли от продаж (на 325334 руб.).

Коэффициент текущей  ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам, можно погасить, мобилизуя все оборотные средства предприятия. Удовлетворяет обычно значение больше или равно 2. Таким образом, на начало года и на конец года значения коэффициента не удовлетворяют нормативу (0,787 и 0,74 соответственно).

Одним из основных показателей  устойчивости предприятия является коэффициент обеспеченности собственными средствами, который должен быть не меньше 0,1.

На нашем предприятии  этот показатель к концу года уменьшился и составил -0,403, что по-прежнему не удовлетворяет значению.

Фонд заработной платы  в 2012 г. По сравнению с 2011 г. Уменьшился на 550 тыс. руб. Относительное отклонение фонда заработной платы равно 92,24%. Следовательно, в процентном отношении фонд заработной платы уменьшился на 7,76%.

Таким образом, на уменьшение фонда заработной платы отрицательное  влияние оказали такие факторы, как уменьшение количества отработанных дней одним работником за год и  уменьшение продолжительности рабочего дня.

Не смотря на уменьшение среднегодовой стоимости основных средств, фондоотдача уменьшилась в 2012 г. По сравнению с 2011 г. На 0,11 руб., за счет уменьшения выручки, что является отрицательным фактором.

В целом можно сказать, что чистая прибыль предприятия  уменьшилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 7912 тыс. руб., что является само по себе отрицательным фактором, поскольку главной целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

2.2 Учет затрат на производство на примере ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис»

Для обеспечения учёта всех затрат в рамках приведенной выше классификации, распределения их между хозяйственными процессами, производствами, видами продукции создана система синтетических счетов бухгалтерского учёта, которые закреплены в Плане счетов бухгалтерского учёта. Каждое предприятие, исходя из специфики своей хозяйственной деятельности, выбирает ту или иную совокупность счетов для учёта затрат на производство.

Информация о работе Управление финансами предприятий АПК