Управление денежными потоками предприятия на примере ООО «Газэнергосеть - НН»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью предлагаемой работы является анализ и совершенствование управления денежными потоками предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления денежными потоками предприятия;
2. Проанализировать управление денежными потоками на ООО «Газэнергосеть - НН»;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками предприятия.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общие основы управления денежными потоками коммерческого банка
1.1. Сущность и классификация денежных потоков …………………………. 5
1.2. Принципы управления денежными потоками коммерческого банка .....13
1.3. Основы анализа денежных потоков ……………………………………… 18
Глава 2. Анализ управления денежными потоками на ООО «Газэнергосеть»
2.1 Общая характеристика предприятия ……………………………………… 30
2.2 Анализ динамики и факторов изменения объемов денежных потоков … 36
2.3 Анализ относительных показателей денежных потоков ………………… 44
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками предприятия
3.1 Основные направления совершенствования управления денежными потоками предприятия………………………………………………………….. 53
3.2 Совершенствование и прогнозироване показателей денежных потоков ООО «Газэнергосеть - НН»…………………………………………………… 58
3.3 Направления оптимизации денежных потоков и управленческих
решений на предприятии………………………………………………………. 70
Заключение…………………………………………………………………….. 84
Список использованных источников………………………………………. 89

Файлы: 1 файл

дипломная работа на тему Управление денежными потоками на предприятии.rtf

— 5.25 Мб (Скачать)

Результаты оптимизации денежных потоков предприятия получают свое отражение в системе планов формирования и использования денежных средств в предстоящем периоде.

Проведение анализа на основе отчетной информации дает возможность оценить денежные потоки в контексте прошлых событий финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для решения же стратегических задач управляющей системе необходимы сведения о будущих денежных потоках предприятия, то есть их прогнозные значения.

Однако само по себе прогнозирование как процедура расчета ориентиров, имеющих количественное измерение, не может решить проблему в целом.

На денежные потоки предприятия оказывает влияние множество факторов, имеющих вероятностный характер. Поэтому, чтобы выбрать ориентировочное значение исходных показателей, необходимо предварительно просчитать различные варианты, соответствующие конкретным значениям факторов, а затем полученные результаты подвергнуть дальнейшему анализу с целью выбора оптимальной их величины.

Таким образом, прогнозирование денежных потоков предприятия следует воспринимать в более широком аспекте, как метод просчитывания различных вариантов, сравнения полученных результатов и выбора оптимального, что соответствует уже перспективному анализу.

Для того чтобы поднять прогнозирование денежных потоков на качественно новый уровень, необходима методика, позволяющая оценить влияние на движение денежных средств возможных к осуществлению мероприятий и событий, то есть методика, позволяющая определить, какими могут быть денежные потоки и чистый финансовый результат, если произойдет изменение внутренней или внешней среды деятельности предприятия в результате осуществления того или иного мероприятия вследствие принятых соответствующих управленческих решений.

Исследование зависимости денежных потоков от осуществления или неосуществления конкретных мероприятий и событий позволяет не только рассчитывать ожидаемые значения соответствующих показателей, но и заранее определять целесообразность мероприятий, а также оценивать последствия событий, что, в свою очередь, способствует значительному повышению эффективности принимаемых управленческих решений.

Исходным моментом разработки методики прогнозирования денежных потоков предприятия, исходя из возможных к осуществлению мероприятий и событий, является установление взаимосвязи между показателями, характеризующими и обусловливающими денежные потоки предприятия, факторами, под действием которых формируются эти показатели, и мероприятиями или событиями.

Решить эту задачу позволяет рассмотренный в разделе 3.1 системный подход к увязке показателей, характеризующих и обусловливающих денежные потоки предприятия с факторами, под действием которых они формируются.

Такой подход позволяет детализировать факторы вплоть до конкретных мероприятий и событий.

В связи с тем, что большинство мероприятий и событий обладают комплексным характером относительно факторов, определяющих движение денежных средств предприятия, возможность и достоверность количественной оценки их влияния на денежные потоки зависят от следующих условий:

  • во-первых, насколько достоверно оценены возможные результаты от осуществления мероприятия или события (учтены ли возможные риски, инфляция, временная стоимость денег и тому подобное);
  • во-вторых, поддается ли количественному измерению влияние мероприятия или события на тот или иной фактор;
  • в-третьих, насколько полно выявлен перечень факторов, вступающих в действие в результате осуществления мероприятия или события;
  • в-четвертых, насколько плановый расчет возможного изменения того или иного фактора соответствует реальной действительности.

В качестве вариантов управленческих решений, вследствие принятия которых реализуются мероприятия или происходят события, направленные на увеличение поступления денежных средств на предприятии, можно дать следующие рекомендации:

  • По изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств предприятия, необходимо:
  • проанализировать степень использования оборудования (имущества) предприятия с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений или возможности нахождения подрядчика для выполнения некоторых производственных процессов на стороне;
  • определить круг потенциальных покупателей (пользователей) излишнего оборудования (имущества) посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;
  • выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже (сдаче в аренду) имущества;
  • продать (сдать в аренду) мало используемое оборудование (имущество);
  • выполнить процедуры консервации имущества и подписать акт консервации. Это позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество, а также из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль;
  • изучить возможности перезаключить арендный договор с нынешним арендодателем;
  • изучить возможности перевода деятельности в менее дорогое место. При этом нужно учитывать все расходы, которые могут возникнуть в связи с переездом;
  • рассмотреть варианты централизации деятельности предприятия за счет перевода его подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью избегания дублирования хозяйственных функций в различных подразделениях и, таким образом, высвобождения дополнительного имущества для возможной продажи (сдачи в аренду).

2. По взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств - необходимо:

  • создать стимулы клиентам быстрее платить по счетам путем предоставления специальных скидок;
  • создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Нужно установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;
  • сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают;
  • рассмотреть возможность продажи дебиторской задолженности банку.

3. По разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств - необходимо:

  • разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности предприятия. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству;
  • предложить различные схемы платежей;
  • отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;
  • найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.

4. По увеличению поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей - необходимо:

  • исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банками, и варианты их улучшения;
  • пересмотреть условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки), и изучить возможность рефинансирования кредитов в других банках;
  • если нет других возможностей или источников для финансирования деятельности предприятия, провести переговоры с акционерами или владельцами компании об изыскании дополнительных финансовых ресурсов;

5. Для увеличения продаж - необходимо:

  • проведение ограниченных маркетинговых исследований на ежедневной (еженедельной) основе. Например, проводить наблюдения за розничными (оптовыми) ценами в собственном и соседних регионах, проводить пробные ограниченные распродажи со скидками, проводить анализ официальной отраслевой статистической информации, и так далее;
  • Тщательно оценить прогнозируемые наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль, и, как следствие, именно те, на которых есть необходимость сосредоточить внимание;
  • Переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства, / приоритет при приобретении, цена, качество, тенденции моды, сезонные факторы и т.д.;
  • Определить группы продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрируйтесь на них;
  • Определить области профессионального знания, проанализировать конкурентные преимущества и разработать пути извлечения выгоды из них;
  • Проанализировать цены и объемы реализуемой продукции, найти наиболее разумный компромисс, который поможет увеличить поступление дополнительных денежных средств, несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены и торговых наценок):
  • Поднять отпускные цены, если рынок позволит, для того, чтобы увеличить валовую прибыль;
  • Уменьшить цену, чтобы увеличить долю на рынке и объемы продаж.

Таким образом, проведенный анализ позволили определить основные направления совершенствования управления денежными потоками предприятия.

За основу создания эффективной системы управления денежными потоками на предприятии может быть взята предлагаемая нами методика управления денежными потоками.

 

 

 

Процесс реализации данной методологии состоит из следующих этапов:

1. Планирование разработки системы управления денежными потоками.

2. Анализ денежных потоков в предшествующем периоде.

3. Оптимизации денежных потоков на основе полученных результатов.

4. Планирование денежных потоков предприятия в разрезе отдельных их видов.

5. Обеспечение системой эффективного контроля над денежными потоками предприятия.

Также нами предлагается предприятию составлять план поступления и расходования денежных средств на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия.

Он должен составляться по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом.

Основу оптимизации платежного оборота предприятия должно составлять обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного его денежных потоков во времени.

 

Заключение

 

Денежные потоки - это приток и отток денежных средств и их эквивалентов.

Денежные потоки предприятия классифицируются в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Под денежными средствами понимают остаток денежных средств и денежных эквивалентов на расчетных, валютных и специальных банковских счетах, в кассе.

Текущая деятельность - основная, приносящая доход, и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой.

Инвестиционная деятельность - приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

Финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного и заемного капитала организации (без учета овердрафтного кредитования).

Основной источник информации для анализа денежных потоков - Отчет о движении денежных средств. Анализ отчета о движении денежных средств позволяет существенно углубить и скорректировать выводы относительно ликвидности и платежеспособности организации, ее будущего финансового потенциала, полученные предварительно на основе статичных показателей в ходе традиционного финансового анализа.

На практике наибольшее распространение получили два метода анализа чистых денежных потоков от текущей деятельности: прямой (первичный) и косвенный.  Чистые денежные потоки от инвестиционной и финансовой деятельности рассчитываются только прямым методом.

Как внешний, так и внутренний анализ денежных потоков можно провести следующим образом.

1-й этап. Подготовка отчета о движении денежных средств к экономическому чтению.

Раздел 1.1. Знакомство с аудиторским заключением.

2-й этап. Экономическое чтение отчета о движении денежных средств во взаимосвязи с другими формами бухгалтерской отчетности.

3-й этап. Анализ информации.

Раздел 3.1. Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о движении денежных средств (с последующей интерпретацией рассчитанных финансовых показателей).

Информация о работе Управление денежными потоками предприятия на примере ООО «Газэнергосеть - НН»