Ведомственный
финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные
отделы министерств и ведомств. Они
проверяют финансово-хозяйственную
деятельность подведомственных предприятий
и учреждений.
Внутрихозяйственный
финансовый контроль проводят финансовые
службы предприятий, учреждений (бухгалтерии,
финансовые отделы). В их функции
входит проверка производственной и
финансовой деятельности предприятия
и его структурных подразделений.
Общественный
финансовый контроль осуществляют неправительственные
организации.
Независимый
финансовый контроль осуществляют аудиторские
фирмы и службы.
1.3. Роль финансов в современной
экономической системе
Какова
роль финансов в общественном воспроизводстве,
или экономическом процессе, который,
как известно, включает четыре стадии:
производство, обмен, распределение и
потребление? В воспроизводстве, как едином
экономическом процессе, действуют различные
экономические субъекты (экономические
единицы):
- домашние хозяйства;
- хозяйствующие субъекты (фирмы);
- государство.
Все они
потребляют множество экономических
(материальных и денежных) ресурсов,
получают доходы и несут определенные
расходы, т.е. имеют определенные бюджетные
ограничения. Основными доходами домашних
хозяйств является оплата труда в
форме заработной платы и ряд
других доходов (процентный, от сдачи
имущества в аренду, дивиденды
и т.д.). Эти средства расходуются
на приобретение потребительских товаров
и услуг, оплату жилья, отдых и, частично,
лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы)
получают доход от продажи продукции
и услуг, как домашним хозяйствам,
так и другим фирмам, получая определенную
экономическую выгоду в результате
поступления активов и погашения
обязательств, приводящую к росту
собственного капитала. Одновременно
они несут определенные расходы,
уменьшающие их экономические выгоды
в результате выбытия определенных
активов (денежных средств, иного имущества).
Разница
между всеми доходами и всеми
расходами предприятия формирует
прибыль до налогообложения, а после
уплаты налогов создается нераспределенная
прибыль, которая может использоваться
на накопление и потребление. Соответственно
государство, как экономический субъект,
в силу своих властных полномочий устанавливает
налоги, формирует свои доходы за счет
налоговых платежей, сборов, отчислений
и расходует их для создания общественных
благ, т.е. несет определенное бремя расходов
для удовлетворения общественных нужд
– содержания армии, служб общественного
порядка, администрации, судов, оказания
медицинских услуг и социальной помощи
и т.д. «Таким образом, доходы и расходы
имеются у всех экономических субъектов
воспроизводственного процесса, т.е. все
они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие
из доходной и расходной части. При этом
у одних участников возникает «профицит»
этих бюджетов, у других — «дефицит»; это
создает объективную необходимость перераспределения
сформировавшихся денежных средств, что
и осуществляется с помощью финансов в
широком понимании этого термина.»
Все доходы
субъектов экономических отношений
в процессе воспроизводства делятся
на первичные и вторичные, получаемые
уже после перераспределения
первичных доходов. Они образуются:
- у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
- у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;
- у государства в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
«Процессы
формирования и использования доходов
субъектов воспроизводственного процесса
сопровождаются процессами распределения
и перераспределения этих доходов,
необходимыми для регулирования
экономики в условиях рыночных отношений
при помощи финансов в широком
понимании этого слова. Упомянутый
выше «профицит бюджетов», возникающий
у отдельных экономических субъектов,
перераспределяются с помощью:
- государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
- финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
- финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.»
Таким образом,
в процессе перераспределения участвуют
как государственные финансы, финансовые
посредники, так и непосредственно
хозяйствующие субъекты, вкладывая
свои свободные денежные средства в
ценные бумаги или предоставляя их
взаймы другим хозяйствующим субъектам,
испытывающим «дефицит бюджета». В
воспроизводственном процессе, процессе
распределения и перераспределения
денежные, кредитные и финансовые
отношения тесно переплетаются.
При этом на макроуровне процесс
властного перераспределения осуществляется
с помощью государственных финансов,
поэтому они и являются перераспределительной
категорией.
На микроуровне
финансы участвуют как в процессе
распределения, так и в процессе
перераспределения. Проанализируем финансовый
аспект распределения совокупного
общественного продукта на уровне предприятия.
В условиях «идеального рынка» (отсутствие
налогов и других форм вмешательства государства,
наличие большого числа продавцов и покупателей,
равный доступ на рынок и к информации
всех потенциальных участников и т.п.)
распределение внутри предприятия на
материальные затраты, оплату труда, прочие
затраты и прибыль происходило бы без
вмешательства государства, по законам
рыночной конкуренции. Оно определялось
бы рыночной стоимостью отдельных видов
ресурсов, соотношением спроса, предложения
и цен, решениями собственников. В реальности
таких «идеальных рынков» не бывает.
Государство
в той или иной степени вмешивается
в этот процесс, т.е. осуществляет его
регламентацию. В бывшем СССР такое
вмешательство было глобальным. Действовали
прейскурантные цены на оборудование
и материалы, осуществлялись их централизованное
нормирование и распределение, устанавливались
жесткие нормы амортизационных
отчислений, лимитировался и ряд
других элементов затрат, централизованно
определялись страховые платежи, тарифы
оплаты труда и оклады, плановая
величина прибыли и пропорции
ее распределения внутри предприятия
и в бюджет.
Итак, все
распределение ВВП и национального
дохода в условиях командно-административной
экономики жестко регламентировалось
государством. Это порождало широкий
круг финансовых отношений предприятий
уже на стадии первичного распределения
ВВП, что позволяло безоговорочно
включать их финансы в общую систему
государственных финансов (90% предприятий
были государственными). В современных
условиях России деятельность предприятий
регламентирована значительно меньше.
Так, при создании и распределении
стоимости совокупного общественного
продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного
предприятия государство сегодня
регулирует:
- состав затрат, относимых на себестоимость продукции;
- размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);
- методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;
- объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;
- сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;
- состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.
Значительная
часть финансовых отношений предприятий
регламентирована гражданским законодательством:
величина и порядок формирования
уставного и резервного капитала
для предприятий различных организационно-правовых
форм; порядок размещения и выкупа
акций, приватизация, ликвидация, слияние
и разделение предприятий; порядок
очередности списания средств с
расчетного счета и др. «Определенные
денежные доходы и фонды образуются
на предприятии уже на стадии создания
и распределения произведенного
продукта (применительно к предприятию).»
Так, часть выручки от продаж должна быть
направлена на возмещение материальных
затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной
выручки у предприятия аккумулируются
денежные средства (фонды) в виде амортизационных
отчислений по основным средствам, малоценным
и быстроизнашивающимся предметам и нематериальным
активам. Хотя они предназначены для приобретения
нового соответствующего имущества, но
до его приобретения они находятся в обороте
предприятия. Кроме того, за счет полученной
выручки от реализации продукции образуются
денежные резервы предстоящих расходов
и платежей, состав которых регламентируется
соответствующим нормативным документом
в области бухгалтерского учета и учетной
политикой предприятия. У предприятий
может образовываться также и ремонтный
фонд, предназначенный для равномерного
пополнения затрат на особо сложные виды
ремонта основных производственных фондов
в себестоимости продукции. Величина перечисленных
выше денежных фондов включается в состав
себестоимости продукции, а формирование
их идет в процессе распределения выручки
от реализации продукции.
Процесс
распределения сопровождается и
процессом перераспределения. Так,
при выплате заработной платы
происходит удержание подоходного
и социального налога. В общей
величине оплаченной выручки предприятие
получает и доход в форме прибыли. Определенная
часть прибыли перераспределяется в форме
налоговых платежей в бюджетную систему.
В результате в обороте предприятия остается
нераспределенная прибыль (прошлых лет
и отчетного года), представляющая собой
сумму нетто прибыли (чистой прибыли),
т.е. разницу между конечным финансовым
результатом (валовой прибылью) и суммой
прибыли, направленной на уплату налогов
и других платежей в бюджет.
В свою очередь,
чистая прибыль может направляться
(распределяться) в фонд накопления,
который служит источником финансирования
капитальных вложений, и фонд потребления,
предназначенный для удовлетворения
различных социальных потребностей
и материальных поощрений (оба этих
фонда формируются в соответствии
с учредительными документами, решениями
общего собрания акционеров или учетной
политикой предприятия). «За счет
чистой прибыли может быть образован
и ряд других фондов. В процессе
перераспределений также формируется
ряд денежных источников средств предприятия,
имеющих характер фондов:
- уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы;
- целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;
- целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физических лиц – для осуществления мероприятий целевого назначения.»
Кроме того, в кругообороте средств предприятия
могут участвовать денежные источники
средств в виде эмиссионного дохода и
безвозмездных поступлений, составляющие
денежную часть добавочного капитала,
а также носящие характер специальных
резервов, т.е. резервов предстоящих расходов
и платежей. В процессе осуществления
хозяйственной деятельности в индивидуальный
кругооборот средств предприятия вовлекаются
и другие денежные источники (привлеченный
капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных
кредитов и прочих займов, а также в форме
кредиторской задолженности. Финансы
предприятий участвуют как в процессе
распределения, так и в процессе перераспределения
стоимости общественного продукта.
Таким образом, финансы
(в широком понимании этого термина) охватывают
все стадии воспроизводственного процесса
– производство/обмен, распределение,
потребление – и могут оказывать регулирующее
воздействие на все его составляющие:
- создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
- обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
- создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.
Эти ключевые
моменты воздействия финансов на
воспроизводственный процесс должны
отражаться в финансовой политике.
2. Сущность, формы и роль кредита
в современной экономике
2.1 Сущность и роль кредита
Роль кредита в рыночной экономике
трудно переоценить. Кредит обеспечивает
трансформацию денежного капитала в ссудный
и выражает отношения между кредиторами
и заемщиками. При его помощи свободные
денежные капиталы и доходы предприятий,
личного сектора и государства аккумулируются,
превращаются в ссудный капитал, который
передается за плату во временное пользование.
Капитал физически, в виде средств
производства, не может переливаться из
одних отраслей в другие. Этот процесс
осуществляется обычно в форме движения
денежного капитала. Поэтому кредит в
рыночной экономике необходим прежде
всего как эластичный механизм перелива
капитала из одних отраслей в другие и
уравнивания нормы прибыли.
Кредит разрешает противоречие
между необходимостью свободного перехода
капитала из одних отраслей производства
в другие и закрепленностью производственного
капитала в определенной натуральной
форме. Он позволяет также преодолевать
ограниченность индивидуального капитала.
В то же время кредит необходим
для поддержания непрерывности
кругооборота фондов действующих предприятий,
обслуживания процесса реализации производственных
товаров.
Ссудный капитал перераспределяется
между отраслями, устремляясь с
учетом рыночных ориентиров в те сферы,
которые обеспечивают получение
более высокой прибыли или
которым отдается предпочтение в
соответствии с общенациональными
программами. Поэтому кредит выполняет
перераспределительную функцию. Эта функция
носит общественный характер и активно
используется государством в регулировании
производственных пропорций и управлении
совокупным денежным капиталом.