Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа
Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно: воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции; служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Введение
1 Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
1.1 Сущность, роль и задачи финансового планирования
1.2 Важнейшие элементы системы финансового планирования
1.3 Классификация и модели финансового планирования
2 Анализ краткосрочного и долгосрочного финансового планирования
2.1 Краткосрочное финансовое планирование
2.2 Задачи и основные этапы долгосрочного финансового планирования
2.3 Расчет долгосрочного финансового плана на примере
3 Проблема финансового планирования на предприятии
3.1 Практический пример составления финансового плана
3.2 Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования
Заключение
Список использованных источников
3
5
5
7
9
21
21
31
34
40
40
49
57
59
После этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности, а также отдельных акций, связанных с реализацией целей уставной деятельности некоммерческой организации.
Этап распределения представляет собой последовательность процедур. В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Для наглядности последовательность процедуры принятия решений в процессе планирования можно представить в виде схемы (рис. 5), где:
S1, S2...… Sn — программа (в нашем примере S1 — программа «Здоровые дети — прекрасное будущее», а S2 — «Мир не без добрых людей»);
H1, H2... …Hm — состояние
ресурсов для реализации
Pfk — затраты (например,
для ресурса H1: P11 — арендная
плата, P12 — оплата коммунальных
услуг, P13 — расходы на содержание
помещения), а поэтому сумма всех
затрат и определяет
Рис.5 Последовательность этапов определения ресурсной базы
Всю последовательность
определения потребности в
Пример.
Благотворительная программа «Здоровые дети — прекрасное будущее» (S1)
1 этап. Цель программы: поддержка и реализация комплексных мероприятий, направленных на оказание медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально-незащищенным и остро нуждающимся гражданам, прежде всего детям, детям-инвалидам, детям из малообеспеченных и многодетных семей, а также детям-сиротам на базе созданной современной детской клиники.
Задачи программы, направленные на достижение цели:
- проведение всестороннего
обследования детей с
- организация многопрофильного
лечения с использованием
- организационно-методическая
работа с применением
2 этап. Определение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей:
1. Материально-техническая база — Клиника (H1):
1.1. Приобретение недвижимого имущества (P11);
1.2. Расходы на капитальный ремонт (P12);
1.3. Арендная плата за помещение, коммунальные платежи, текущие эксплуатационные расходы (P13);
1.4. Аренда и приобретение оборудования (P14).
2. Трудовые ресурсы (H2), включая:
- штатный персонал по программе;
- административный персонал;
- медицинский и технический персонал;
- фонд оплаты труда (P21).
3. Поддержание инфраструктуры
(H3) — это все текущие расходы,
включая расходные материалы,
услуги связи, транспортные, командировочные
и оплату услуг сторонних
4. Целевая поддержка населения (H4) — затраты на оказание материальной помощи (деньгами, услугами, имуществом) нуждающимся гражданам и другие расходы.
Результатом данного
этапа является разработанная смета
расходов (табл. 5), в которой представлены
расходы по всем видам деятельности,
программам и проектам некоммерческой организации, увязанные
с прогнозируемыми объемами поступлений.
Так как в финансовый план благотворительной
программы «Здоровые дети — прекрасное
будущее» уже заложены все расходы, в том
числе и административно-
Табл. 5 Смета расходов некоммерческой организации, руб.
№п/п |
Статья расходов |
Расходы на благотворительные программы |
Расходы по прочим уставным видам деятельности |
ВСЕГО расходов | ||
«Здоровые дети- прекрасное будущее» |
«Мир не без добрых людей» |
|||||
S1 |
S2 |
|||||
1. |
Приобретение имущества |
16 249 000 |
243 360 |
- |
16 492 360 | |
2. |
Расходы на кап. ремонт |
400 690 |
57 720- |
- |
458 410 | |
3. |
Аренда и приобретение оборудования |
19 000 000 |
1 400 000- |
- |
20 400 000 | |
4. |
Коммунальные платежи |
2 599 310 |
90 300- |
- |
2 689 610 | |
5. |
Оплата труда -штатного персонала -привлеченных специалистов |
5 788 897 |
414 000 365 000 |
- - |
6 202 897 365 000 | |
6. |
Текущие расходы |
2 830 000 |
179 766 |
- |
3 009 766 | |
7. |
Оплата услуг сторонних организаций |
8 400 000 |
124 800 |
- |
8 524 800 | |
8. |
Целевая поддержка населения |
2 700 000 |
768 950 |
526 000 |
3 994 950 | |
9. |
Проведение прочих мероприятий |
840 00 |
88 000 |
- |
928 000 | |
10. |
Расходы на рекламу |
650 000 |
21 000 |
- |
671 000 | |
11. |
Прочие расходы, в том числе налоги и другие обязательные платежи |
3 996 103 |
347 104- |
- |
4 343 207 | |
ИТОГО: |
63 454 000 |
410 000 |
526 000 |
68 080 000 |
Предложенная этапность принятия решения позволяет формализовать как процедуру планирования, так и текущего управления в процессе реализации целевых программ и особенно при составлении финансовых планов.
После того как установлены цели, необходимо сформулировать задачи для достижения поставленных целей на каждом из этапов работы (рис. 6) и провести расчеты. После этого разрабатывается система мероприятий, выбор которых осуществляется на основе многовариантных расчетов. Пример мероприятий, необходимых для реализации программы S1 в течение трех лет с разбивкой по кварталам, приведен ниже (табл. 6).
Табл. 6 Перечень мероприятий по программе S1 <5>
Мероприятия |
1-ый год |
2-ой год |
3-ий год | |||||||||
Кварталы | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Подбор штатного персонала для офиса |
+ |
+ |
||||||||||
Заключение договоров аренды офиса |
+ |
|||||||||||
Подбор помещений под Клиники |
+ |
|||||||||||
Мониторинг строительно- |
+ |
|||||||||||
Подготовка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Клиники |
+ |
+ |
||||||||||
Техническое обеспечение офисного помещения (закупка оборудования и т.д.) |
+ |
+ |
||||||||||
Согласование проектов
с уполномоченными |
+ |
+ |
||||||||||
Капитальный ремонт помещений. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Мониторинг средств медицинского оборудования |
+ |
|||||||||||
Закупка медицинского оборудования |
+ |
+ |
||||||||||
Техническое обеспечение помещения Клиники (закупка оборудования и т.д.) |
+ |
+ |
||||||||||
Пуско-наладочные работы |
+ |
|||||||||||
Подбор технического и медицинского персонала Клиники |
+ |
|||||||||||
Работа детской клиники |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Ведение методов просветительской работы в области детских заболеваний и их профилактики |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Организация учебно-методических службы для изучения и апробации новаторских идей в области детской педиатрии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Организация медицинской консультативной службы для оказания услуг населению |
+ |
+ |
||||||||||
Работа консультативной службы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Распространения новых форм методики работы в области лечения детских заболеваний. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Организация создания и обслуживание Интернет - странички Клиники |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Проведение реабилитационных программ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Организация и ведение базы данных по лицам, получившим помощь |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Организация диспансерного наблюдения пациентов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Содействие научным
исследованиям в области |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Выпуск методической и рекламной литературы |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
Координация и привлечение к деятельности Клиники государственных и общественных организаций |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Создание службы неотложной помощи |
+ |
+ |
||||||||||
Освещение хода реализации программы в средствах массовой информации. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Отчет о реализации программы перед заинтересованными лицами |
+ |
+ |
+ |
Перечень мероприятий по программе со сроками проведения необходим для контроля за исполнением финансового плана.
После разработки комплекса мероприятий составляется календарный план, необходимый для достижения сбалансированности финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов.
Данный этап работы мало чем отличается от определения потребностей в материальных ресурсах коммерческих проектов — разница лишь в конечных целях и ограничениях, заложенных в программах или проектах некоммерческих организаций, определяющей стороной которых является не доходность, а результативность. Пожалуй, самое трудоемкое на данном этапе — это согласование натуральных и стоимостных показателей финансового плана на основе специально разработанной методики увязки и перехода от материальных к финансово-стоимостным показателям и обратно для обеспечения их сбалансированности.
Кроме того, на этом этапе же планирования происходит распределение обязанностей между ответственными лицами и, как следствие, определяется необходимое количество сотрудников для выполнения всего объема работ. При планировании численности персонала уместно определить, какова потребность в конкретных специалистах у организации на начальной стадии реализации проекта или программы, какой она будет через 1 год, 5 лет, т.е. на всем протяжении действия программы или проекта, на каких условиях они будут привлечены (полная, частичная занятость, добровольцы), какова система оплаты труда, будут ли предусмотрены дополнительные выплаты и т.д. После чего, определив потребности в персонале, можно рассчитать заработную плату по отдельным подразделениям организации и категориям работников.
В целом же, хотя величина потребности в материальных и трудовых ресурсах является обоснованием размера всех финансовых затрат и, следовательно, необходимого объема финансовых ресурсов, нужен постоянный контроль за ходом исполнения проектов и программ. Это прежде всего необходимо для того, чтобы понять, насколько успешной является деятельность организации по освоению проекта или программы на различных этапах, достигаются ли запланированные цели и чем обусловлены неудачи, если они есть. Для этого по окончании отчетного периода или при выполнении каждой программы составляется отчет об исполнении финансового плана, который, так же как и финансовый план, утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. С этим отчетом могут также ознакомиться грантодатели и учредители, финансирующие целевые программы или проекты.
Для организации успешного контроля, представляющего собой сложный и трудоемкий процесс, целесообразно все полученные данные о выполнении благотворительной или целевой программы в этом отчете оформить в разрезе статей финансового плана некоммерческой организации, который содержит всю информацию о поступлениях и расходах. Кроме того, такой подход соответствует требованиям контролирующих органов при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности, а сами жертвователи могут получить четкую картину о целевом использовании предоставленных средств.
Информация о работе Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии