Таможенная политика и валютное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

В течение многих десятилетий валютная политика СССР была непопулярным объектом научных исследований, так как в форме абсолютной государственной монополии она практически не имела характеристик настоящей политики. Внешнеэкономические связи были традиционно окружены пеленой секретности, что помогало прятать их хроническую неэффективность и многочисленные провалы. Для простых советских граждан иностранная валюта представляла собой нечто запретное и опасное. И только в последние годы наметились позитивные перемены в этой области.

Оглавление

Введение 3
Таможенная политика 5
Валютное регулирование 9
Характеристика таможенной политики и валютного регулирования в РФ 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

домашнее заданее.docx

— 36.70 Кб (Скачать)

17) реализуют  единую финансово-хозяйственную  политику, развивают материально-техническую  и социальную базу таможенных  органов, создают необходимые  условия труда для работников  этих органов. 
 

2. Валютное регулирование

          Валютное  регулирование в  широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платёжного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.

       Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по существу совокупность таких процессов, как:

               *  деятельность государственных  органов по

                   управлению обращением валюты;

               *  контроль государства за  валютными 

                   операциями;  

               *  воздействие на курс национальной  валюты;

               *  ограничение использования  иностранной валюты;

               *  совокупность законодательных,  административных,

                   экономических и организационных  мероприятий,                                        

                   определяющих порядок проведения  операций с валютными       

                   ценностями.                                      

Функции государства  в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя:       

         *  накапливание статистических  данных об 

               экспорте из страны и импорте  в страну;

         *  регулирование вывоза из  страны стратегического

               сырья;

         *  регламентирование ввоза или  вывоза национальной

               валюты из страны, куплю-продажу  ценных бумаг;

         *  покупка резидентами и нерезидентами  недвижимости

              на территории страны или за  её пределами; 

         *  определение курса валюты  данной страны по 

              отношению к прочим валютам;

         *   регулирование порядка проведения  операций с 

               резидентами и нерезидентами;

         *   регламентирование порядка  репатриации прибыли,

               полученной от проведения экспортных  операций.

   Валютное  регулирование формируется и  во многом определяет проводимой  государством валютной политикой.

Валютная  политика – совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия.

Валютное регулирование  может быть: прямым и косвенным.

 Прямое валютное регулирование – совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

 Косвенное валютное регулирование – совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.  Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер; либеральным или ограничительным.

 Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса.

Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платёжного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

   Формы  валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на  экспорт капитала, блокирование  счетов нерезидентов, множественность  валютных курсов и т.д.

         Валютное регулирование осуществляется  государством посредством использования  определенных инструментов, которые  представляют собой конкретные  организационные и экономические  меры, с помощью которых государство  воздействует на соотношение  спроса и предложения на иностранную   валюту внутри страны и на  состояние её платежного баланса.  Содержание инструментов и механизм  их использования формируются  под определённым воздействием  реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики  и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного  регулирования относятся применяемые  правительством квоты, устанавливаемые  лимиты, вводимые штрафные санкции,  валютные интервенции и т.д.

        Валютное регулирование осуществляется  посредством механизма валютного  контроля. Валютный контроль –  это система мер по обеспечению  исполнения законов, норм и  правил проведения валютных операций, установленных государством.  По  существу, валютный контроль обеспечивает  эффективность валютного регулирования  и поэтому является его составной  частью.

    Принципы  валютного регулирования  и валютного контроля

    Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации являются:

    1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

    2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

    3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;

    4) единство системы валютного регулирования  и валютного контроля;

    5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций. 

    Органы  валютного регулирования

      Органами валютного регулирования  в Российской Федерации являются  Центральный банк Российской  Федерации и Правительство Российской  Федерации.

    Для реализации функций, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации  издают в пределах своей компетенции  акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

    Если  порядок осуществления валютных операций, порядок использования  счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

    Не допускается установление  органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных  разрешений.

    Не  допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных  частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

    Центральный банк Российской Федерации устанавливает  единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и  сроки их представления, а также  готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

    Центральный банк Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

    Валютные  операции между резидентами и  нерезидентами

    Валютные  операции между резидентами и  нерезидентами осуществляются без  ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения  устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса  валюты Российской Федерации, а также  для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные  ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

3. Характеристика таможенной  политики и валютного  регулирования в  РФ.

  Кодификация и упрощение правил таможенного  контроля и обложение в процессе подготовки Таможенного кодекса – это, безусловно, правильный, но совершенно недостаточный шаг в нужном направлении. Если не считать нашумевшего эпизода с повышением импортных пошлин на поддержанные автомобили, увязка таможенной политики со стратегией развития так и не стала ни предметом общественного обсуждения, ни объектом действий со стороны власти. А ведь это один из важнейших инструментов привлечения иностранных инвестиций, с одной стороны, и регулирование степени давления внешней конкуренции на внутренних производителей – с другой. Причем в условиях усиления глобальной конкуренции эти рычаги очень активно используется теми развивающимися странами, которые имеют амбиции и возможности для присоединения в перспективе к так называемому золотому миллиарду и в этом смысле являются для нас главными и притом весьма жесткими конкурентами. В этих условиях отказ от использования таможенных рычагов для целей промышленной политики равнозначен признанию собственной некомпетентности и недееспособности как субъекта экономической политики. Предложения в этом направлении есть, причем они исходят не только от специалистов, но и, в возрастающей степени, от бизнеса, и то, что правительство по существу отмахивается от них вызывает удивление, если не подозрение.

  Сходным образом выглядит и ситуация в  области валютного регулирования. Практика показывает, что быстрая  и полная либерализация движения капитала имеет, конечно, свои положительные  стороны, но одновременно лишает правительство  возможности управлять какими бы то ни было процессами в этой сфере  даже в кризисных ситуациях, заставляя  его целиком надеяться на автоматическое исправление всех диспропорций и саморассасывание проблем. В нашем случае, то есть в случае экономики, благополучие которой в сильнейшей степени зависит от поступлений от экспорта природного сырья, такие проблемы и диспропорции будут периодически возникать с почти железной неизбежностью. Четыре года относительного благополучия, как мне кажется, породили среди правительственных чиновников настроения ничем не оправданного чрезмерного благодушия.

  Да, сегодня  у нас ситуация с торговым балансом, балансом движения краткосрочного капитала и состоянием золотовалютных резервов выглядит благополучно. Однако нельзя упускать из виду, что размеры нашей  экономики очень скромны по сравнению  с объемами международного движения товаров и капитала, а зависимость ее от внешней сферы, хотя и несколько снизилась за последние три года, остается очень большой (достаточно сказать, что объем экспорта в прошлом году равнялся 30% российского ВВП). В такой ситуации стабилизирующий эффект совсем не катастрофических по международным масштабам изменений в ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках в отношении нашей экономики может быть чрезвычайно сильным, а дистанция от победных реляций до опустошительного кризиса может быть пройдена за несколько месяцев. Ярким примером тому могут служить прошлогодний валютно-финансовый и экономический кризис в Аргентины, из которого она не может выйти до сих пор, да и наш собственный горький опыт первой половины 1998 г.

  Государство должно реалистично оценивать свои возможности контролировать действия предприятий и граждан. В качестве инструмента регулирования можно  использовать те и только те административные меры, в реализуемости которых  нет никаких сомнений. Принцип  здесь должен быть один – ставить  перед собой только выполнимые задачи, и именно на них сосредоточивать  все усилия, фактически и формально  отказываясь от попыток регулировать то, что не поддается регулированию.

  В этом отношении  опят последних десяти лет был  преимущественно отрицательным: сохранение большого количества ограничений в  валютной сфере и высокие таможенные пошлины на большой круг товаров  сопровождались всеобщим игнорированием валютного режима и расцветом «серого» и «черного» импорта. Достаточно сказать, что при 75-процентной норме обязательной продажи валюты на рынок реально попадало не более четверти совокупных экспортных поступлений, а экспорт капитала из России на 80 и более процентов происходил с нарушением всех установленных разрешительных процедур. Что же касается импорта, то по ряду товарных позиций для «белого» импорта, то есть ввоза с полной уплатой всех установленных пошлин, была близка к нулю.

Информация о работе Таможенная политика и валютное регулирование