Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 19:22, реферат
Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Введение
Сущность и необходимость финансов
Аналитическое задание
Список использованной литературы
жание
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир - это мир всесторонних
и всемогущих товарно-денежных отношений.
Ими пронизана внутренняя жизнь любого
государства и его деятельность на международной
арене. В процессе воспроизводства на
разных уровнях, начиная с предприятия
и кончая национальной экономикой в целом,
образуются фонды денежных средств. При
этом не имеет значения, в какой форме
выступают деньги: в виде наличных бумажных
знаков, толи в форме кредитных карточек,
или значащихся на банковских счетах сумм
вообще вне всякой формы.
Система образования и использования
фондов денежных ресурсов, участвующих
в обеспечении процесса воспроизводства
и составляет финансы общества. А совокупность
экономических отношений, возникающих
между государством, предприятиями и организациями,
отраслями, территориями и отдельными
гражданами в связи с движением денежных
фондов, образует финансовые отношения.
Итак, финансы - историческая категория.
Они появились одновременно с возникновением
государства при расслоении общества
на классы. Термин финансы возник в XIII
- XV веках в торговых городах Италии и обозначал
любой денежный платеж. В дальнейшем термин
получил международное распространение
и стал употребляется как понятие, связанное
системой денежных отношений между населением
и государством по поводу образования
государственных фондов денежных средств.
Таким образом, данный термин отражал,
во-первых, денежные отношения между двумя
субъектами, то есть деньги выступали
материальной основой существования и
функционирования финансов (где нет денег,
не может быть и финансов); во-вторых, субъекты
обладали разными правами в процессе этих:
один из них (государство) обладал особыми
полномочиями; в-третьих, в процессе этих
отношений формировался общегосударственный
фонд денежных средств - бюджет (следовательно,
можно сказать, что эти отношения носили
фондовый характер); в-четвертых, регулярное
поступление средств в бюджет не могло
быть обеспечено без придания налогам,
сборам и другим платежам государственно-принудительного
характера, что достигалось посредством
правовой нормотворческой деятельности
государства, создания соответствующего
финансового аппарата.
Таковы основные признаки финансов. По
ним безошибочно можно выделить финансы
из всей совокупности денежных отношений.
Например, денежные отношения, возникающие
между гражданами и различной торговлей
нельзя отнести к финансам, т.к. государство
здесь регулирует денежные отношения
гражданско-правовым методом, для которого
характерной чертой является равноправие
субъектов, объединенных данными отношениями.
Таким образом, финансы - это всегда денежные
отношения, но не любое денежное отношение
- всегда финансовое отношение.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать
общее определение финансов.
Финансы представляют собой экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и де-централизованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий
рассмотренного воспроизводства.
Целью работы раскрытие вопросов: необходимость
и сущность финансов, функции финансов
и финансовая политика в современных условиях.
Сущность и необходимость финансов
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Прошедшие года показали всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств, приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов. В 1995 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы. Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение, произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств, происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной. Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы. На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Аналитическое задание
Прогноз поступления доходов федерального бюджета на 2008-2009 гг. с учетом формирования нефтегазовых доходов (млрд. рублей)
Наименование налогов и платежей |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
ВВП |
34870 |
39480 |
44470 |
Темпы прироста, базисные |
- |
13,22 |
27,53 |
Всего доходов |
6673,2 |
7421,2 |
8035,2 |
Удельный вес, базисный |
0,191 |
0,187 |
0,180 |
Темпы прироста, базисные |
- |
11,2 |
20,4 |
Нефтегазовые доходы |
2465,7 |
2385,8 |
2378,2 |
Ненефтегазовые доходы |
4207,6 |
5035,4 |
5657,0 |
Налог на прибыль организаций |
533,4 |
583,8 |
636,3 |
Удельный вес, базисный |
0,126 |
0,115 |
0,112 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ |
1404,0 |
1914,5 |
2206,5 |
Удельный вес, базисный |
0,333 |
0,380 |
0,390 |
НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ |
1284,5 |
1776,5 |
2047,2 |
Удельный вес, базисный |
0,305 |
0,352 |
0,361 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
119,5 |
138,0 |
159,3 |
Удельный вес, базисный |
0,028 |
0,027 |
0,028 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
889,0 |
1029,8 |
1182,5 |
Удельный вес, базисный |
0,211 |
0,204 |
0,209 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
860,4 |
997,0 |
1145,0 |
Удельный вес, базисный |
0,204 |
0,197 |
0,202 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимые на территорию РФ |
28,6 |
32,8 |
37,5 |
Удельный вес, базисный |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
36,6 |
39,5 |
37,3 |
Удельный вес, базисный |
0,008 |
0,007 |
0,006 |
Государственная пошлина |
32,2 |
34,5 |
36,6 |
Прочие неналоговые доходы, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
435,8 |
496,3 |
562,8 |
Прочие неналоговые доходы |
291,6 |
297,0 |
301,7 |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
1,3 |
2,1 |
2,7 |
Вывод:
В рассматриваемом примере наблюдается увеличение доходов бюджета с 34870 млрд. руб., до 44470 млрд. руб., Динамика увеличения ненефтегазовых доходов бюджета, свидетельствует о том, что к 2010 году существенно снизится зависимость экономики от цен на энергоресурсы. Значительно увеличится вливание в доходную часть бюджета от поступления налога на добавленную стоимость с 1284,5 млрд. руб., до 2047,2 млрд. руб., что на 59,2 % больше в 2010 г., чем в 2008 году, налоги на товары реализуемые на территории Российской Федерации составляют значительную долю поступлений и на 802,5 млрд. руб., больше от базисного года. Налоги на импортные товары, ввозимые и реализуемые на территории Российской Федерации, принесут в доход бюджета 293,5 млрд. руб., что составит 20,44% к удельному весу в структуре ненефтегазовых доходов за 2008 год, а в 2010 году этот показатель станет равным 20,2% в удельном весе ненефтегазовых доходов. Налог на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию Российской Федерации в 2008 году будет занимать значительную роль, т.к. удельный вес в структуре ненефтегазовых доходов составит 20,48 % в 2008 году и 20,9 % в 2010 году. Будет немного снижено поступление от налога на прибыль организаций на 1,43 %, прочих налоговых доходов, задолженностей и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и обязательным платежам на 0,6%. Доля этих поступлений в бюджет доходов Федерального бюджета в 2008 году составляла 12,68 % ,в 2010 году составит 11,25% по налогу на прибыль и 10,56 % в 2008 году по прочим налоговым доходам, задолженности, перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, а в 2010 г.-9,95 % . Это свидетельствует о том, что государство проводит линию, опирающуюся на привлечение в экономику малого и среднего бизнеса. Так как для такой категории предприятий предусмотрены различные специальные режимы налогообложения, и поступления от доходов которых являются местные администрации округов, устанавливающих ставки налогов и сборов в местные бюджеты, то этим и объясняется снижение налога на прибыль организаций. Поддержка льготным налогообложением предприятий малого и среднего бизнеса является одним из направлений концепции финансовой политики государства. Ориентация на снижение нефтегазовых доходов дает возможность снизить зависимость от энергоресурсов и отчетливо проследить увеличение ВВП на 9600 млрд. руб., что составляет 27,53 % к базисному году. Всего доходы увеличатся на 20,41 % к 2010 году, за счет увеличения ненефтегазовых доходов, что в структуре доходов будет соответствовать 70,4 %, остальную часть будут занимать нефтегазовые доходы-29,6%, хотя их доля снизится по отношению к базисному году на 3,5 %. Тенденция изменения отношения финансовых возможностей государства в экономику страны обусловлена передачей большей самостоятельности регионам и решения законодательных вопросов регулирования и хозяйственного обеспечения на региональном уровне.
Литература
«Федеральная служба государственной статистики». / [электронный ресурс