Рисунок
3.4 - Удельный вес
обязательного / добровольного
страхования в
общей сумме страховых
взносов, %
Добровольное
страхование сейчас развивается
в основном благодаря разрешению включать
некоторые расходы по добровольному страхованию
в себестоимость, а также в силу развития
сопутствующего бизнеса (рост потребительского
кредитования способствовал развитию
страхования авто-каско, а лизинга - страхованию
имущества предприятий), внедрения добровольно-принудительного
страхования (например, при аренде помещения,
при грузоперевозках).
Ниже
представлено деление обязательного
и добровольного видов страхования
по сегментам. Среди обязательных видов
страхования более половины (51.7%) составляет
страхование ответственности, велика
доля личного страхования (43.6%). Напротив,
в добровольном страховании наиболее
развитый сегмент - имущественное страхование
(69.5%) (рис. 3.5).
Рисунок
3.5 - Удельные доли сегментов
обязательного и добровольного
страхования, 2007 г.
Сегмент
долгосрочного страхования традиционно
является доминирующим в структуре страховых
премий большинства развитых стран. В
Беларуси доля страхования жизни и пенсий
в структуре полученных премий составила
по итогам 2007 г. всего 5%. Около 97% заключенных
договоров по страхованию жизни приходится
на корпоративное страхование, и лишь
3% - на индивидуальное страхование. Преференции
в Беларуси по долгосрочному страхованию
предусмотрены пока только для корпоративных
страхователей. В случае долгосрочного
страхования снова существуют неравные
условия для государственных и частных
страховщиков. Взносы предприятий по страхованию
жизни и дополнительных пенсий включаются
в затраты по производству и реализации
продукции только если договоры заключены
с государственным страховщиками. От сумм
страховых взносов по этим договорам не
делаются отчисления в Фонд социальной
защиты населения.
Уровень
убыточности страхования (отношение
суммы страховых выплат к сумме полученных
страховых взносов) составил в 2007 г. 0.52
и практически не изменился по сравнению
с 2006 г. По добровольному страхованию уровень
убыточности снизился за год с 0.5 до 0.44,
что связано с более быстрым ростом страховых
взносов (33.8%) по сравнению со страховыми
выплатами (18.4%). По обязательному страхованию
уровень убыточности увеличился с 0.55 до
0.57, что объясняется более быстрым ростом
страховых выплат (16.1%) по сравнению с ростом
страховых взносов (12.6%).
По
итогам 2007 г., как и девяти месяцев
2008 г., финансовый результат деятельности
у всех белорусских страховых компаний
сложился положительным (в 2006 г. у пяти
страховых компаний он был отрицательным).
Отношение финансового результата страховых
компаний к среднегодовой величине их
собственного капитала в 2007 г. уменьшилось
на 4.6 процентного пункта, однако осталось
на достаточно высоком уровне - 23.6 % (для
сравнения, рентабельность собственного
капитала банков в 2007 г. составляла 10.7%).
За
январь – сентябрь 2009 года действующими
страховыми организациями республики
получено страховых взносов по прямому
страхованию и сострахованию на сумму
811,3 млрд. рублей. Прирост поступлений
за январь – сентябрь 2009 года по сравнению
с аналогичным периодом 2008 года составил
115,5 млрд. рублей, или 16,6 %.
По
добровольным видам страхования
получено страховых взносов в
размере 375,8 млрд. рублей. Удельный вес
добровольных видов страхования
в общей сумме поступлений
составляет 46,3 %. По обязательным видам
страхования получено страховых взносов
435,5 млрд. рублей. Удельный вес обязательных
видов страхования в общей сумме поступлений
составляет 53,7 %.
Заключение
На
основании изученного материала
необходимо сделать следующие выводы:
- В наиболее
общем виде определение национальной
экономики дал лауреат Нобелевской премии
В. Леонтьев: "Национальная экономика
— саморегулирующаяся система, состоящая
из большого числа взаимосвязанных различных
видов деятельности".
- Национальная
экономика состоит из двух крупных сфер:
производство товаров и производство
услуг. В совокупности они составляют
реальный сектор экономики.
- Наряду с
перечисленными легальными сферами экономики
существует нелегальная, или "теневая
", экономика — часть национальной экономики,
продукт которой создан в результате незаконной
или не учитываемой государственными
органами деятельности криминального
и некриминального характера.
- Результатом
функционирования экономики является
национальный продукт, т. е. все товары
и услуги, созданные в данной стране за
определенный период времени (обычно за
год).
- В самом общем
виде валовой внутренний продукт представляет
собой совокупную стоимость всей произведенной
в народном хозяйстве страны конечной
продукции за год. Конечный продукт —
это товар, который покупается для конечного
пользования.
- Для расчета
ВВП и других макроэкономических показателей
в СНС используются, в частности, счета
секторов экономики. Они подразделяются
на текущие счета, счета накопления и балансы
активов и пассивов.
- Национальное
богатство— один из важнейших показателей
экономической мощи страны, представляющий
собой денежное выражение всей совокупности
потребительных стоимостей, накопленных
обществом за весь предшествующий период
но состоянию на определенную дату.
- Количественные
соотношения между различными подразделениями
и сферами производства, отраслями, территориально-производственными
частями национальной экономики образуют
макроэкономические пропорции.
- В настоящее
время планирование как форма государственного
регулирования экономики используется
практически во всех странах, причем оно
вполне уживается с рыночными принципами
ведения хозяйства.
- Наличие
общих признаков в сущности всех финансовых
отношений не исключает различия форм
организации и их внешнего проявления.
Здесь уместно говорить о системе финансов,
представляющей собой совокупность различных
звеньев финансовых отношений, каждое
из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в общественном
воспроизводстве. По вопросу относить
ли к общегосударственным финансам фонды
имущественного и личного страхования,
финансы предприятий государственной
формы собственности также существуют
различные точки зрения.
Список
использованных источников
- Анисимов
С. А. Бюджетная политика как источник
экономического роста // Финансы. 2006. №
1. С. 16-18.
- Бабич А.М.
Государственные и муниципальные финансы:
Учебник для вузов / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова.
2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
703 с.
- Брюммерхофф
Д. Теория государственных финансов: Пер.
с 7-го нем. изд. / Д. Брюммерхофф; Под общ.
ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева. Владикавказ:
ПИОНЕР-ПРЕСС, 2003. 471 с.
- Бюджетно-налоговый
сектор в 2008 году (Сайт Минфина) http://ncpi.gov.by/minfin/SDDSr/M_R.html
- Воронин,
Ю. От дефицита начала реформ к профициту
"дерегулирования" // Экономист. 2003.
N12. С.3-12.
- Горегляд
В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики//
Экономист. 2001. №5. С.53-60.
- Городецкий
Д. Концепция бюджетной сбалансированности//
Экономист. 2001. №4. С.14-27.
- Государственные
и муниципальные финансы: Учебник / Под
ред. И.Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2005.
676 с.
- Государственные
финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.К.
Мультана. Мн.: БГЭУ, 2006. 166 с.
- Государственный
бюджет: Учеб. Пособие. Заяц Н.Е., Ханкевич
Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк.,
1995. 240 с.
- Сорокина
Т.В. Государственный бюджет. Мн., 2003. –
125 с.
- Сорокина
Т.В. Бюджетный процесс Республики Беларусь.
Мн., 2000. – 36 с.
- Рудый К.В.
Финансовые, денежные и кредитные системы
зарубежных стран: Учебное пособие / К.
В. Рудый. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание,
2005. - 399 с.
- Ханкевич
Л.А. Финансовое право Республики Беларусь.
Мн., 2004. – 81 с.
- Ханкевич
Л.А. Финансы: Практическое пособие. Мн.,
2000. – 133 с.