Сущность и функции финансов в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.
Предмет исследования сущности финансов актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.

Оглавление

Введение ....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретическая часть……………………………………………………8
1.1 Сущность финансов……………………………………………………………8
1.2. Понятие и необходимость финансов…………………………………………9
1.3.Функции финансов……………………………………………………………..16
1.4.. Распределительная функция………………………………………………….18
1.5.. Контрольная функция……………………………………………………… ..20
1.6. экономическая функция………………………………………………………22
Глава 2.Аналитическая часть работы……………………….. ………………. 24
2.1.Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов…………………..24
2.2.Анализ и планирование финансов…………………………………………….31
Глава 3.Рекомендательная часть… ..…………………………………………..34
3.1.Функции финансов как проявление их сущности……………………………34
3.2. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества…………..37
3.3. Органы управления финансами, их функции …………….…………………39
Заключение ………………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам и кредиту.docx

— 72.10 Кб (Скачать)

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, а также  источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс  перераспределения доходов между  различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция  финансов заключается в реализации  контроля рублем за реальным  денежным оборотом, участником которого  является государство, формированием  централизованных фондов денежных  средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется  система санкций и поощрений, использующая меры принудительного  или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение  изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных  и муниципальных финансов реализуется  по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным  и своевременным перечислением  средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным  и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция  тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных  и муниципальных финансов заключается  в обеспечении развития различных  сфер общественной жизни через систему  льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли  хозяйства. Она осуществляется с  помощью множества методов и  приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

 

 

 

 

3.2. РОЛЬ ФИНАНСОВ  В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  ОБЩЕСТВА

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. В рыночных условиях предприятия  наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении  с помощью финансов создаются  фонды возмещения потребленных в  процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

После вычета из денежной выручки  фонда возмещения расходов, уплаты определенных налоговых платежей на предприятиях создается фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки  представляет собой чистый доход(прибыль)предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

В ходе вторичного распределения  или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные  программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается  концентрация денежных ресурсов на главных  направлениях научно-технического прогресса. Обслуживая процесс распределения  национального дохода, финансы действуют  как важный экономический рычаг  совершенствования пропорций между  фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью финансов происходит перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Осуществляя перераспределение между отраслями производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей, обеспечивающих, в свою очередь, развитие научно-технического прогресса. Перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так  как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при  распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется  вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом  развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

– активизация политики накопления отечественного капитала;

– использование бюджетной  и налоговой политики в целях  развития экономики и ее укрепления;

– государственная поддержка  производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

– использование для целей  производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

– усиление социальной направленности государственного бюджета;

– достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

 

 

 

 

3.3.ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ФУНКЦИИ

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее  управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство  РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает  федеральный закон о федеральном  бюджете России, подготавливает и  направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон  о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный  бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее  управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также  политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, добычи, производства, переработки  драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач  Министерство осуществляет следующие  основные функции: – разработка проекта  федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

 

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство  в этой сфере, а также в области  составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной  политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное  казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в  районах, городах и городских  районах. При контроле всех поступлений  и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре  исполнительной власти Казначейство реализует  функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и  Правительству РФ объективно оценивать  работу органов государственного управления и оптимизировать распределение  бюджетных потоков по министерствам  и ведомствам.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений  и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и  контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций  есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в  процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих  субъектов и граждан стабильные условия в экономических и  социальных отношениях.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает  необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности финансов. Более глубокое знание экономической  природы финансов, присущих им свойств  позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

Таким образом, в курсовой работе я  попыталась раскрыть следующие вопросы в теоретической части: понятие финансов, необходимость финансов, функции финансов.

В аналитической части работы рассмотрели наличие дискуссионных вопросов сущности и функций финансов и анализ и планирование финансов.

В Рекомендательной части  рассмотрели функции финансов как проявление их сущности ,роль финансов в социально-экономическом развитии общества, и органы управления финансами, их функции ,сделала выводы по данной курсовой что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирман А. М.; Финансы в системе стоимостных категорий; журнал Вопросы экономики. 2008 г. №10

2. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2010.

3. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.

4. Ковалева А.А. «Финансы и кредит». - Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2008г.

5. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. - Москва 2009.

6. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2010.

7. Родионова В.М. «Финансы. М., Финансы и статистика, 2008.

8. Сабанти Б.М. «Теория финансов.; Менеджер 2009г

9. Справочник финансиста предприятия. - 2-е издание, доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2009.

10. Чантландзе. «Вопросы теории финансов». Тбилиси, 2010г.



 


Информация о работе Сущность и функции финансов в условиях рыночной экономики