Сущность и функции финансов как специфической экономической категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Изучение сущности финансов, развитие финансовых отношений и становление финансовой системы нашей страны. Специфические признаки финансов:
1. денежный характер;
2. распределительный характер;
3. всегда выражает одностороннее движение денежной формы стоимости;
4. обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

Оглавление

Введение.
1. Сущность и функции финансов как специфической экономической категории.
1.1. Финансы как историческая и экономическая категория.
1.2. Финансы в системе денежных отношений.
1.3. Финансовые потоки, их сущность, классификация и виды.
1.4. Понятие финансов, их необходимость.
1.5. Специфические признаки финансов.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Введение.

Финансы появились  вместе с государством, развивались  вместе с изменением природы государства, государственных функций и товарно-денежных отношений. Сегодня, финансовые отношения  с точки зрения многих исследователей, возникают на различных экономических уровнях. В финансовые отношения вступают все экономические единицы, причем каждая из них в ходе своей деятельности формирует денежные фонды, не­обходимые для достижения собственных экономических целей, или участвует в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства, создаваемых им с целью обеспечения общественных, публичных потребностей. Субъектами финансовых отношений являются бюджеты всех уровней бюджетной системы, внебюджетные фонды, финансы предприятий, финансы домашних хозяйств.

Под термином финансы  понимают экономическо-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств  в целях обеспечения условий  расширенного воспроизводства и  выполнения функций и задач государства. Финансы представляют собой отношения между субъектами, которые являются инструментом распределения ВВП и НД. Финансы неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.

Современная экономика  не может существовать без финансов и финансовых отношений. Они поддерживают экономическое развитие государства, стимулируют развитие производства и повышения качества жизни граждан страны. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение сущности финансов, развитие финансовых отношений и становление финансовой системы нашей страны обрело в настоящее время особую актуальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и  функции финансов как специфической  экономической категории. 

1.1. Финансы как  историческая и экономическая  категория.

Термин “финансы”  произошёл от латинского слова financia, означающего доход, платёж при сделке. Впервые он появился в торговых городах  Италии в 13 – 15 вв. Позже, получив международное  признание, термин стал обозначать систему  денежных отношений. Сегодняшнее значение термина “финансы” появилось в условиях регулярных товарно – денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера  охватываемых ими товарно – денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Каждой общественной формации и, соответственно, государству  в этой формации отвечает определённое финансовое устройство. Различие финансов разных общественно – экономических формаций обусловлено следующими причинами:

Всякой общественной формации соответствует собственная  классовая структура общества. При  этом финансы учитывают отношения  распределения национального дохода, организуя их перераспределение в пользу государства.

В любой общественно  – экономической формации финансы  подчиняются целям и задачам  государства, защищающим интересы господствующего  класса.

Новый способ производства порождает новую систему хозяйственных  отношений. Так, если рабовладельческой и феодальной формациям соответствовали натуральные отношения, то и формирование доходов государства носило преимущественно натуральный характер. Капиталистическое хозяйство является товарно – денежным. Соответственно и формирование доходов государства осуществляется в денежной форме.

Если государство  как орган управления служит задаче воспроизводства сложившихся производственных отношений и классового строя, то этим же задачам служат и финансы.

Опыт 20 века учит, что:

Не бывает государства с чётким делением на классы

В одно и тоже историческое время существуют государства  с разным общественным устройством

Переход от одной  общественно – исторической формации к другой может продолжаться веками

Возможен экспорт  не только технологии и общественного устройства, но и финансов.

Важно понять, что  финансы как экономическая категория  приобретают всеобщий характер лишь с переходом общества на товарно  – денежные отношения. Но даже в  этом случае сохраняются методы покрытия потребностей государства, не носящие денежного характера. Классический пример – всеобщая воинская обязанность. Исторический характер финансов позволяет сделать вывод, что любое государство создаёт систему формирования и использования фондов, необходимых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако источники образования фондов всегда ограничены, и ни одно правительство не может изобрести новых источников дохода для покрытия своих нужд. Речь идёт не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами всегда выступают имущество и доход.

Финансовая наука  активно развивалась в учениях  западных экономистов, однако для нас  важно рассмотреть генезис содержания понятия “финансы” в отечественной  литературе.

Первым русским  автором сочинения в области  финансов был Иван Семенович Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с  целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства  и сокращение расходов на систему наместничества, за отмену института мытарей. 

С XVII века до нас  дошли работы Юрия Крижанича и  Григория Котошихина. Юрий Крижанич свои взгляды на совершенствование финансовой системы России изложил в ряде работ, главной из которой является «Разговоры об владетельству» (более известное название этой работы «Политика»). Крижанич в своей работе широко использует рассуждения и высказывания европейских авторов по экономическим и финансовым вопросам и «привязывает» их к потребностям России. Основное внимание он обращает на различные способы обогащения государства, которые делит на две группы — «правильные» и «неправильные» способы обогащения, подчеркивая, что эти способы давно известны в мире и новых придумать нельзя. Прогрессивность взглядов Крижанича выражается в том, что к не­честным, несправедливым способам обогащения государства он относит доходы от кабаков, от порчи монеты, от репрессий при взимании недоимок («выдирание нещадно»), от государственных монополий. Он разъясняет вред каждой из перечисленных мер, критикует основы доходной системы в современной ему России. Крижанич предлагает для обогащения государства развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство. Если народ будет беден, государство не может быть богатым. Увеличение доходов казны за счет обеднения населения приводит, по Крижаничу, в итоге к обеднению государства. Прогрессивны и идеи Крижанича о необходимости сохранения числа государственных служащих (при одновременном увеличении им зарплаты).

Сочинение Григория Котошихина (Иван Карпович Кошихин) «О России в царствование Алексея Михайловича», написанное в 1664 году, стало известно почти двести лет спустя. В нем содержится большой фактический материал о России середины XVII века. Практически это единственная работа такого рода, многократно использованная более поздними авторами.

Наиболее крупным  теоретиком финансов начала XVIII века был  Иван Тихонович Посошков. Основная его работа «Книга о скудости и  богатстве» написана им в 72-летнем возрасте. Предложения И. Посошкова в области финансов сводятся к следующему. При взимании недоимок надо не разорять неплательщика (главным образом речь идет о купечестве), а взять с него письменное обязательство о сроках платежа. Если при этом недоимщик попросит отсрочку, то надо ее дать, взимая с него дополнительный процент. Расходы по содержанию судебных органов надо исключить из расходов казны. Он предусматривает штраф с того, кто берет сверх тарифа, и с того, кто дает. Штрафы должны поступать в казну государства. Устанавливать льготные взимания пошлин для русских купцов и, наоборот, высокие пошлины и низкие цены на привозные товары, чтобы поощрять развитие промышленности и производство товаров на Руси. Для поддержания купечества следует развивать взаимный кредит.

Ко второй половине XVIII века относится появление ряда работ в области теории финансов. Наиболее яркой работой, носящей выраженный антикрепостнический характер, было премированное Вольным экономическим обществом в 1766 году сочинение А. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России». В этой работе впервые в России применен термин «налог», доказана необходимость имущественного страхования, дан критический анализ действующей в России налоговой системы. Бедственное, рабское состояние крестьян приводит не только к их обнищанию, но наносит ущерб государству, ибо они не в состоянии платить налоги. А. Поленов считал, что если крестьяне получат землю в достаточном количестве, то в ответ они должны охотно и ревностно платить установленные налоги и сборы.

К XVIII веку относится  появление термина «финансы». В русском языке этот термин, позаимствованный из французского языка, полтора века соседствовал с термином «казна». В научный обиход термин «финансы» ввел первый русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий. В его работе «О Узаконении финанском» дано первое в отечественной науке определение финансов: «Финансы ... имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобностям доходов». Свой анализ финансовой системы С. Десницкий начинает с государственных расходов, подчеркивая, что без расходов государство вообще не может существовать. Он делит их на четыре группы:

Расходы на содержание органов управления, под которыми

С. Десницкий  понимает расходы на содержание двора. Расходы на поддержание внутреннего порядка — полиция, суд

и т.п.

Расходы на общественные нужды — строительство городов, дорог, каналов, на нужды просвещения  и «призрения», на науку и художественные промыслы

Расходы на охрану государства от внешних нападений. С. Десницкий подчеркивает, что это основной расход Русского государства.

Сюда включаются затраты на содержание армии, строительство  оборонительных сооружений, создание запасов.

Он считал, что  сумма расходов является определяющей, и сообразно исчисленной сумме  расходов должны быть изысканы необходимые источники (доходы). Такой подход характерен для современной западной науки и практики. При анализе отдельных налогов и принципов их взимания С. Десницкий стоит на прогрессивных позициях. Он за отмену налогов на предметы первой необходимости. Так, он считал, что хлеб должен быть свободен от обложения. В то же время С. Десницкий подчеркивал, что предпочтение надо отдавать тем налогам, которые касаются «всех государственных жителей и которые простираются на предметы роскоши». С. Десницкий требовал, чтобы налог учитывал имущественное положение плательщика и взимался по прогрессивным ставкам. Взимание налогов должно производиться с наименьшими издержками. С образованием в 1802 году Министерства финансов термин «финансы» прочно входит в научный оборот. Так, в изданном Академией наук толковом словаре указывается: «Финансы, фр. Государственная казна, собираемая с подданных для содержания Государства и всех частей оного, как то: Государева дома, армии, флота, государственных Министерств и других статских чинов и пр. пр.».

XVIII век завершается  работами крупнейшего ученого,  первого идеолога и теоретика  народной революции в России  Александра Николаевича Радищева. К наиболее интересным экономическим  работам А. Радищева относятся  «Письмо о Китайском торге», «Описание мо­его владения», «Записка о податях Петербургской губернии» и неоконченная рукопись «Торговля», одна часть которой — «Записка о податях...» — полностью посвящена налоговой политике государства. А. Радищев впервые в русской науке исследовал сущность налогов, их природу, описал все виды налогов, отделив прямые от косвенных, налоги с городского и сельского населения. А. Радищев предлагает устанавливать величину налога исходя из реальных экономических условий отдельных регионов страны. В налогах важным принципом является определенность — плательщикам необходимо знать, кто должен сколько платить, чтобы защищаться от незаконных налогов и поборов.

Медленное развитие финансовой науки в России можно  объяснить застойным характером экономики, неизменностью производственных отношений. Не случайно с развитием экономики России последней четверти XIX — начала XX века совпадает и бурное развитие финансовой науки, сопровождаемое огромным количеством публикаций по различным аспектам финансовой науки.

К числу оригинальных произведений в области финансов следует отнести финансовый план графа Сперанского, первый русский учебник по теории финансов И. Горлова, исследования по истории развития финансов Ю. Гагемайстера, В. Кури, Д. Толстого, Н. Мордвинова, работу о государственном кредите М. Орлова. Ю. Гагемайстер и Д. Толстой в своих исследованиях не ставят проблем совершенствования налоговой системы. 

Большой вклад  в становление финансовой науки  России периода империализма внес профессор  И. Озеров, сформулировавший новый подход к финансам: финансы не средства и ресурсы, а отношения. «Финансовая наука изучает финансовое хозяйство, т.е. совокупность отношений, которые возникают на почве добывания союзами публичного характера материальных средств: она изучает те способы, посредством которых эти союзы добывают себе нужный средства, и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую — другие».

Профессор Л. Ходский  значительно расширяет границы  финансовой науки, включая в нее и вопросы денежного обращения (точнее, бумажные деньги), считая, что бумажные деньги представляют собой вид займовой операции: «Разница между выпущенными в обращение банкнотами и суммою разменного фонда, т.е. сумма фактически не покрытых звонкою наличностью банковых билетов, представляет орудие кредита». Он правильно подошел к анализу бумажно-денежной эмиссии. Бумажные деньги могут быть использованы государством как активный финансовый источник при значительных бюджетных дефицитах. Этот процесс стал обычным явлением в капиталистических государствах с началом первой мировой войны. Однако использование денег как доходного источника бюджета не дает основания считать деньги финансовой категорией. Деньги — самостоятельная экономическая категория, имеющая специфическое общественное назначение, самостоятельные функции, и их количественный рост вследствие политики государства в итоге влияет лишь на покупательную способность, т.е. приводит к их обесцениванию. Оправдывая в целом налоговую политику («право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц»), Л. Ходский правильно указывает на некоторые отрицательные стороны косвенных налогов. В частности, он обращает внимание на неравномерность обложения косвенными налогами отдельных классов: «Во всех случаях, когда ими обложены предметы первой необходимости, эти налоги падают от­носительно сильнее на бедных, чем на богатых». Л. Ходский считал, что для обеспечения потребностей государства «кроме хорошей организации прямых налогов, необходимо, чтобы косвенные налоги не составляли главной основы финансовой системы страны, чтобы нормы обложения ими были не высоки и чтобы они не затрагивали предметов первой необходимости».

Информация о работе Сущность и функции финансов как специфической экономической категории