Способы контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Файлы: 1 файл

Курсачмой.docx

— 146.50 Кб (Скачать)

Министерство финансов Российской Федерации (ст.268) осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В установленных настоящим Кодексом случаях Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Возможны и иные показатели по исполнению бюджета. Постановление  Федерального Собрания РФ подписывается  представителями обеих палат  и подлежит обязательному опубликованию  в печати.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Организация  контроля исполнения  бюджета на примере Алтайского Края

Важнейший элемент  бюджетного процесса экономический  анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые  органы; ведомства; органы федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур. В условиях кризисного состояния экономики  в стране и в регионах, повышения  роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в  решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных  бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны. Особенно возрастает значимость анализа при: · переходе на прогнозное формирование бюджетов; · отработке методов максимальной мобилизации доходов и · эффективного их использования; · решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма; · реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета. Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджета, при решении любых задач. 11

 Анализ должен быть: · конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию; · системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей; · оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы; · объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции. Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. Затем проводится аналитическая обработка, то есть сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям; определение причин отклонений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа Наиболее простой метод сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, то есть показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и другие. Следующий метод группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы влияющие на изменение показателей. Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам. Исполнить бюджет по доходам значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета изыскание резервов доходов, то есть увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости. Исполнить бюджет по расходам значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Цель проведения анализа формирования средств консолидированного бюджета края по доходам заключается в изучении процесса формирования финансовых средств бюджета, определении причин, условий, факторов, влияющих на их изменение. Основными задачами указанного анализа являются: · контроль и объективная оценка поступления налогов и платежей в бюджет; · изучение в динамике состояния доходов; · содействие составлению реальных прогнозов по доходам; · выявление влияния отдельных факторов на объем поступления средств в бюджет. Прогнозирование доходов бюджета проводится поэтапно. На начальном этапе производится сбор и анализ информации об экономических, социальных процессах на территории края, влияющих на состояние финансовых ресурсов. Исследуется экономическая сторона деятельности предприятий и хозяйственных организаций для получения объективной оценки поступления налогов и других платежей в бюджет. Для этого используются экономико-статистические материалы. Указанная информация позволяет проанализировать состояние и развитие экономики территории, определить происходящие изменения в текущем году и сопоставить с соответствующим периодом прошлого года. Показатели рассматриваются в разрезе отраслей. На основном этапе проведения анализа проводится аналитическая обработка поступающей информации по доходам, строятся графики, диаграммы. Изучается динамика их поступления, устанавливаются факторы, влияющие на исполнение краевого бюджета. Анализируются поступления доходов за год, месяц и более короткие сроки по отчетным периодам в разрезе дней. Таблицы заполняются по каждому виду налога в абсолютных и относительных величинах. Относительные величины (проценты, коэффициенты, индексы) необходимы для дополнительной характеристики абсолютной величины. Количество изучаемых показателей и их сопоставимость характеризуются следующими расчетами: 12

 Фактическое поступление  доходов в отчетном периоде  Темп роста = х 100 % в % Фактическое поступление доходов в предшествующем периоде

 Удельный вес  или доля (в %) Фактическое поступление  по налогу суммы налога в  общем объеме = х 100% консолидированного бюджета Фактическое поступление доходов в бюджет (всего доходов)

 Процентное соотношение  Фактическая сумма недоимки суммы  недоимки к общему = х 100% объему доходов Фактическая сумма доходов в бюджет с начала года  

 Аналитическая  работа начинается с осуществления  оперативного анализа, который  позволяет детально рассмотреть  зачисление средств в консолидированный бюджет края в течение месяца. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения бюджетных назначений с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс для обеспечения своевременного и полного поступления налоговых доходов. Оперативный анализ охватывает: - определение отклонений от плана по основным качественным и количественным показателям работы за сутки, пятидневки, декады, осуществляется по собственно краевому бюджету; - оценку степени влияния различных факторов на отношения от плана по этим показателям; - выяснения конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновников недостатков; - быструю разработку и осуществление мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространение передового опыта. Источниками информации для проведения такого анализа являются: первичная документация, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, а также материалы личного наблюдения. Чаще в этих документах экономические показатели даются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей отличительная черта оперативного анализа. Периодический анализ исполнения консолидированного бюджета края по доходам проводится за отчетные периоды: месяц, квартал, год, позволяет проанализировать ход поступления налогов в бюджет. Главная задача периодического анализа объективная оценка результатов деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников. Периодический анализ осуществляется по важнейшим периодам, по которым подводятся итоги хозяйственной деятельности. Этот вид анализа имеет и существенный недостаток выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. Особенность методики периодического анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов. Периодический анализ наиболее полный анализ, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа. Важным качественным показателем структуры доходов является «удельный вес в структуре бюджета», который отражает процент зачисленной суммы по каждому виду налога в объеме консолидированного бюджета за отчетный период. При анализе бюджетных показателей по формированию и исполнению бюджета используются отчетность, аналитические данные контролирующих, статистических органов, отраслевых департаментов, занимающихся вопросами экономики: · по краевому комитету государственной статистики - информация «О социально-экономическом положении в крае»; · по управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю - отчетность по форме: - № 1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации»; - № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате штрафных санкций»; - № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов»; · департамента экономики и прогнозирования администрации края данные о: фонде оплаты труда, численности работающих, среднемесячной заработной плате, индексе роста заработной платы за предшествующий год; · департамента по финансам, бюджету и контролю: - бухгалтерская отчетность по доходам (месячная и годовая); - динамика поступлений по налогам за ряд лет, в целом по годам и помесячно; - анализ макроэкономических показателей; - расчеты ожидаемого поступления налогов; - расчет цепного индекса поступлений по налогам; - анализ недоимки по налогам; - анализ влияния произведенных безденежных зачетов по налогам на выполнение плана и корректировка прогноза на предшествующий год с учетом произведенных безденежных зачетов и другие показатели. Цель проведения анализа исполнения краевого бюджета по расходам заключается в изучении процесса управления финансовыми средствами бюджета, согласно установленным объемам государственных расходов. Основными его задачами являются: 1) контроль и объективная оценка расходов бюджета; 2) анализ целевого использования средств; 3) анализ полноты объема использования бюджетных средств. Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета. Этот документ своеобразный отчет о работе соответствующего финансового органа, ведомства, так как свидетельствует о мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам; выявление резервов; мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Таким образом, проведение комплексного анализа бюджетного процесса позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод  о кризисе бюджетной политики, проводимой в России на уровне как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Причем основной проблемой российской бюджетной политики является дефицит государственного бюджета. Основные проблемы таковы: начиная с 1993 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться, дефицит российского федерального бюджета до сих пор имеет постоянную тенденцию к росту; экономический кризис, которым характеризуется сегодняшнее состояние российской экономики, деформирует систему налогов, а значит и систему бюджетов, поэтому сегодняшние тенденции в сфере государственных финансов характеризуются нарастанием бюджетного кризиса; несбалансированность государственных доходов и расходов связана, в основном, с падением объемов производства и его эффективности, увеличением расходов на социальные программы и с расширением различных социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы, позволяющей налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, одним  из наиболее существенных недостатков  современной бюджетной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в Российской Федерации является непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логическиобосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и населения.14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.           Аньшин В.М., Царьков И.Н., Яковлева А.Ю. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2005. – 238 с.

2.           Балабанов И.Т. Основы финансового  менеджмента. – М.: Финансы и  статистика, 2006 г. – 395 с.

3.           Бартониш М., Р.Найт. Управление денежными потоками. [пер. с англ. Е.Бугаевой] – СПб.: Питер, 2004 – 240 с.

4.           Басовский   Л.Е.,   Басовская   Е.Н.   Комплексный   экономический

анализ хозяйственной  деятельности: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2004. -

366с.

5.           Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 240 с.

6.           Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев, Эльга Ника-Центр, 2004 г. – 527 с.

7.           Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2004 – 218 с.

8.           Букаяков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. – М.: Инфра-М, 2005. – 312 с.

9.           Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами: Учебное пособие/ Кураков Л.П. и [др. ] – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Университета, 2002. – 298 с.

10.       Бюджетирование шаг за шагом/ Е.Добровольский [и др.] – Спб.: Питер, 2005. – 446 с.

11.       Виноградова М.В., Панина З.И. Организация  и планирование деятельности  предприятий сферы сервиса: Учебное  пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2007. -  с.398

12.       Владимирова Л.П. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка: Учебное пособие. – 5-е  изд., перераб. и доп. – М.: Издательской-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – с.306

13.Игнатова Т.В., Хлыпалов В.М., Чернядьев М.А. О специфических условиях внедрения бюджетирования на российских предприятиях//http://www.financepress.ru

14.Молвинский А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования// http://www.fd.ru/article/9665.html


Информация о работе Способы контроля