Способы контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Файлы: 1 файл

Курсачмой.docx

— 146.50 Кб (Скачать)

возможность корректировки. Корректировка показателей бюджета  развития является обычным делом  притом, что корректировка бюджетных  показателей текущего квартала, как  правило, не допускается. Это вызвано  тем обстоятельством, что за период, равный 1 году, неопределенность макроэкономической конъюнктуры весьма высока и играет важную роль в достижении первоначально  намеченных показателей. В этой связи  квартальный бюджет на 4-й квартал  является разницей скорректированного бюджета развития и суммарных  плановых показателей за I-III кварталы;

выборочный характер контрольно-стимулирующей функции. За достижение и перевыполнение годовых  показателей, как правило, премируются  руководители структурных подразделений (высший и средний менеджмент), а  не рядовые сотрудники подразделений.5

В бюджете развития, чаще всего, фиксируются лишь интегральные стоимостные величины, например, валовый объем реализации, общая смета затрат подразделения и пр.;

 наличие доходной  составляющей в инвестиционном  бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет). Структура сводного бюджета промышленного предприятия (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) является однотипной и не зависит от длительности бюджетного периода. Другое дело, что при составлении инвестиционного бюджета на текущий период (месяц или квартал) планирование освоения средств по долгосрочным инвестиционным программам производится от достигнутого уровня (на начало периода) в соответствии с инвестиционным бюджетом, включенным в бюджет развития.

 В рамках краткосрочного (месячного либо квартального) бюджета  собственно как «инвестиционное  планирование» можно определить  локальные закупки оборудования  с коротким сроком монтажа,  вызванные текущими (данного бюджетного  периода) бюджетными планами по  производству и сбыту. По этой  составляющей инвестиций присутствует  финансово-экономическое обоснование,  проистекающее из бюджетных планов  краткосрочного же периода. Включение же показателей планового освоения средств или сроков ввода в строй объектов долгосрочного капитального строительства в краткосрочный бюджетный план производится на основе графика освоения средств с общей продолжительностью, выходящей за рамки краткосрочного бюджетного периода (разумеется, с корректировкой на текущую ситуацию, как то наличие финансовых ресурсов сверх текущих производственных потребностей и пр.).

 Таким образом,  инвестиционный доход, строго  говоря, является параметром лишь  долгосрочного бюджета развития, когда в рамках одного бюджетного  периода можно сопоставить произведенные  затраты и полученный доход,  то есть оценить величину эффекта  от инвестиций. Притом, что инвестиционный  доход по вводимым в строй  объектам капитального строительства  включается в краткосрочный бюджетный  план, его величина не учитывается  при сопоставлении финансовых  результатов деятельности предприятия  отчетного и предыдущего краткосрочных  бюджетных периодов. Здесь в расчет  принимаются только финансовые  результаты по текущим операциям.  Это вполне естественно, так  как полученный результат от  инвестиций обусловлен затратами,  которые могли производиться  на протяжении многих краткосрочных  бюджетных периодов.

Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Это бюджет особого  рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету  развития (то есть в начале года принимаются  всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный  бюджет на I квартал). После истечения I квартала к «скользящему» бюджету  добавляется еще один квартал (I квартал  следующего года), после истечения II квартала — II квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности  управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета. Так, подвергая ревизии  объемы инвестиций в III квартале бюджета  развития, управленцы должны знать  ситуацию не только до конца года, но и на год вперед (считая с начала этого квартала), иначе корректировка  инвестиционной политики может быть недостаточно обоснованной. Индикативный «скользящий» бюджет:

не только не является обязательным, но и по определению  никогда не выполняется и служит для сугубо аналитических целей. Контрольно-стимулирующая функция  в нем отсутствует;

 детализация бюджетных  показателей такая же, как и  в бюджете развития.

Таким образом, сочетание  двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет  проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны  стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях, где дополнительные издержки по ведению  планово-аналитической работы оправданы  в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Сводный бюджет[18] —  план деятельности предприятия на установленный  период времени , выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие ее организационную структуру. В отечественной и переводной литературе также часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Сводный бюджет состоит из трех подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов ( выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.

 Операционный  бюджет фокусируется на моделировании  будущих расходов и доходов  от текущих операций за бюджетный  период.

Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго  уровня:

бюджета продаж;

бюджета производства;

бюджета запасов  готовой продукции (товарных остатков);

бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов;

бюджета закупок.

Инвестиционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.6 

 Инвестиционный  бюджет рассматривает вопросы  обновления и выбытия капитальных  активов (основных средств и  вложений, долгосрочных финансовых  вложений), что составляет основу  инвестиционного цикла.

Финансовый бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. В литературе встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

Цель финансового  бюджета — планирование баланса  денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле —  баланса оборотных средств и  текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.7

Структура сводного бюджета промышленного предприятия  показана на схеме

 «Выходными» результатами  бюджетного процесса являются  плановые формы сводной финансовой  отчетности:

отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) —  «выходная» форма операционного  бюджета;

отчет о движении денежных средств и отчет об изменении  финансового состояния — «выходные» формы финансового бюджета;

отчет об инвестициях  — «выходная» форма инвестиционного  бюджета;

баланс — интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

 В свою очередь,  некоторые бюджеты второго уровня  складываются из бюджетов третьего  уровня, бюджеты третьего уровня  могут распадаться на бюджеты  четвертого уровня и т.д., в  зависимости от масштабов и  многообразия хозяйственных операций  предприятия. Таким образом, для  сводного бюджета промышленного  предприятия характерна многоступенчатая  иерархическая структура (схема ).

 Каждый из подбюджетов различных уровней занимает свою, строго определенную «нишу» и играет свою четкую роль в технологии составления сводного бюджета компании.

Итак, основой составления  сводных бюджетов является стратегический план, который определяет основные приоритеты и цели развития (в том  числе в количественном выражении) и намечает механизмы достижения поставленных целей. На основе стратегического  плана разрабатываются три сводных  бюджета: один краткосрочный бюджет и два долгосрочных бюджета (бюджет развития и индикативный «скользящий» бюджет). Бюджеты различаются по срокам, функциям, степени обязательности исполнения, возможности корректировки.

8 
 
 
 
 
 

3. Способы контроля исполения бюджета.

Исполнение бюджетов находятся под постоянным контролем  органов власти. Полномочия органов  представительной власти по контролю за использованием бюджетов можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых – контрольные полномочия.

Согласно 9 раздела  Бюджетного кодекса контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления, Федеральными казначейством, Счетной палатой  РФ, Министерством финансов РФ, главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами субъектов  РФ и муниципальных образований

К первой группе относятся  полномочия по определению организационных  форм контроля; установлению порядка  и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджетов; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.

Ко второй группе относятся конкретные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С  этой целью представительный орган  власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его  финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с  использованием бюджета.9

В целях повышения  эффективности контроля за исполнения бюджета органы представительной власти могут образовывать в своей структуре  специальные органы, осуществляющие эту конкретную функцию.

Статья 101 п.5 Конституции  Российской Федерации предусматривает  образование Советом Федерации  и Государственной Думой Счетной  палаты, предназначенной для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета.

Деятельность Счетной  палаты регламентируется специальным  Законом РФ «О Счетной палате РФ»  от 11 января 1995 года ст.2-14. Согласно ст.2 в задачи Счетной палаты входит:

организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза ; 

анализ выявленных отклонений от установленных показателей  федерального бюджета;

контроль за законностью движения средств федерального бюджета;

регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

Организация составления  отчета об исполнении бюджета возлагается  на соответствующее Правительство  либо администрацию территории. Непосредственно  составлением отчетов об использовании  бюджетов занимаются финансовые органы.

Бюджетное законодательство регламентирует сроки рассмотрения проекта отчета об исполнении бюджета  органами представительной власти разного  уровня (ст.24 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РФ»)

Утверждение проекта  отчета об исполнении бюджета оформляется  постановлениями (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ) либо решениями  органов местного самоуправления.

В постановлении (решении) об исполнении бюджета в обязательном порядке отражаются:

показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов  и по общей сумме расходов;

статьи доходов  и расходов, по которым бюджет не был исполнен, суммы и причины  этого неисполнения;

показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы;

показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и бюджету  текущих расходов.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и  текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу (ст.267 Бюджетного кодекса РФ).

Информация о работе Способы контроля