Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:41, курсовая работа
Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
возможность корректировки.
Корректировка показателей
выборочный характер
контрольно-стимулирующей
В бюджете развития, чаще всего, фиксируются лишь интегральные стоимостные величины, например, валовый объем реализации, общая смета затрат подразделения и пр.;
наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет). Структура сводного бюджета промышленного предприятия (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) является однотипной и не зависит от длительности бюджетного периода. Другое дело, что при составлении инвестиционного бюджета на текущий период (месяц или квартал) планирование освоения средств по долгосрочным инвестиционным программам производится от достигнутого уровня (на начало периода) в соответствии с инвестиционным бюджетом, включенным в бюджет развития.
В рамках краткосрочного
(месячного либо квартального) бюджета
собственно как «
Таким образом,
инвестиционный доход, строго
говоря, является параметром лишь
долгосрочного бюджета
Индикативный «скользящий»
бюджет (1 год). Это бюджет особого
рода. Он принимается в начале года
и полностью аналогичен бюджету
развития (то есть в начале года принимаются
всего два бюджета — бюджет
развития на 1 год и краткосрочный
бюджет на I квартал). После истечения
I квартала к «скользящему» бюджету
добавляется еще один квартал (I квартал
следующего года), после истечения II
квартала — II квартал следующего года
и т.д. Этим обеспечивается непрерывное
12-месячное планирование. Данное обстоятельство
очень существенно для
не только не является
обязательным, но и по определению
никогда не выполняется и служит
для сугубо аналитических целей.
Контрольно-стимулирующая
детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.
Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.
Сводный бюджет[18] — план деятельности предприятия на установленный период времени , выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие ее организационную структуру. В отечественной и переводной литературе также часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Сводный бюджет состоит из трех подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.
Операционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов ( выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.
Операционный
бюджет фокусируется на
Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго уровня:
бюджета продаж;
бюджета производства;
бюджета запасов готовой продукции (товарных остатков);
бюджета постоянных
(общехозяйственных и общих
бюджета закупок.
Инвестиционный бюджет
— подбюджет 1-го уровня, входящий в
состав сводного бюджета предприятия
и являющийся планом капитальных затрат
и долгосрочных финансовых вложений предприятия
на бюджетный период.6
Инвестиционный
бюджет рассматривает вопросы
обновления и выбытия
Финансовый бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. В литературе встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».
Цель финансового бюджета — планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле — баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.7
Структура сводного
бюджета промышленного
«Выходными» результатами
бюджетного процесса являются
плановые формы сводной
отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «выходная» форма операционного бюджета;
отчет о движении
денежных средств и отчет об изменении
финансового состояния — «
отчет об инвестициях — «выходная» форма инвестиционного бюджета;
баланс — интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.
В свою очередь,
некоторые бюджеты второго
Каждый из подбюджетов различных уровней занимает свою, строго определенную «нишу» и играет свою четкую роль в технологии составления сводного бюджета компании.
Итак, основой составления
сводных бюджетов является стратегический
план, который определяет основные
приоритеты и цели развития (в том
числе в количественном выражении)
и намечает механизмы достижения
поставленных целей. На основе стратегического
плана разрабатываются три
8
3. Способы контроля исполения бюджета.
Исполнение бюджетов находятся под постоянным контролем органов власти. Полномочия органов представительной власти по контролю за использованием бюджетов можно подразделить на две группы: во-первых, это полномочия по организации контроля, а во-вторых – контрольные полномочия.
Согласно 9 раздела
Бюджетного кодекса контроль осуществляется
законодательными (представительными)
органами, представительными органами
местного самоуправления, Федеральными
казначейством, Счетной палатой
РФ, Министерством финансов РФ, главными
распорядителями бюджетных
К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджетов; организации аудиторской проверки исполнения бюджета.
Ко второй группе относятся конкретные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с использованием бюджета.9
В целях повышения эффективности контроля за исполнения бюджета органы представительной власти могут образовывать в своей структуре специальные органы, осуществляющие эту конкретную функцию.
Статья 101 п.5 Конституции
Российской Федерации предусматривает
образование Советом Федерации
и Государственной Думой
Деятельность Счетной палаты регламентируется специальным Законом РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 года ст.2-14. Согласно ст.2 в задачи Счетной палаты входит:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза
;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета;
контроль за законностью движения средств федерального бюджета;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.
Организация составления отчета об исполнении бюджета возлагается на соответствующее Правительство либо администрацию территории. Непосредственно составлением отчетов об использовании бюджетов занимаются финансовые органы.
Бюджетное законодательство регламентирует сроки рассмотрения проекта отчета об исполнении бюджета органами представительной власти разного уровня (ст.24 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»)
Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета оформляется постановлениями (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ) либо решениями органов местного самоуправления.
В постановлении (решении) об исполнении бюджета в обязательном порядке отражаются:
показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов;
статьи доходов и расходов, по которым бюджет не был исполнен, суммы и причины этого неисполнения;
показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы;
показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и бюджету текущих расходов.
Федеральное казначейство
осуществляет предварительный и
текущий контроль за ведением операций
с бюджетными средствами главных
распорядителей, распорядителей и получателей
бюджетных средств, кредитных организаций,
других участников бюджетного процесса
по исполняемым бюджетам и бюджетам
государственных внебюджетных фондов,
взаимодействует с другими