Современные теории денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является составление единого, общего представления о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека.
При написании курсовой работы была использована научная экономическая
литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………1
I.
1. Возникновение денег……………………………………………...................2
2. Теории денег………………………………………………………………….5

3. Денежные системы…………………………………………………………..6

II.

4. Функции денег………………………………………………………………..8
5. Виды денег……………………………………………………………………9
6. Цели выпуска денег………………………………………………………….11
7. Сущность денег…………………………………………………....................12
8. Виды денежной эмиссии…………………………………………………….13
9. Монетаризм…………………………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

К.Р. по Финансам и кридиту.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

сверх имеющихся средств.

·        Полная или частичная замена денежных знаков в связи с проведением

денежных реформ или вследствие деноминации, заключающейся в укреплении

денежной единицы при одновременном изменении нарицательной стоимости денежных

знаков.

Количество  имеющихся в обращении денег зависит от денежной политики

государства и центрального банка.  Спрос на деньги определяет уровень цен,

процентные ставки, реальные доходы населения, домашних хозяев. Но

одновременно действует и первый фактор в виде цен, с которыми связаны

расходы. В связи с этим спрос подразделяется на категории:

Операционный спрос – спрос на деньги со стороны сделок  (потребность в

деньгах для осуществления сделок, приобретения товаров и услуг); деньги,

необходимые предприятиям для оплаты труда, закупки оборудования и  т. п.;

домашним хозяйствам – для приобретения товаров потребления. В масштабе страны этот вид спроса на деньги пропорционален ВНП.

Спрос на деньги со стороны финансовых активов – вытекает из функции денег как средства сбережения. Деньги нужны не только для покупки товаров и услуг, но и для приобретения финансовых активов в виде акций, облигаций, хранения в виде денежных сбережений. Величина данного спроса зависит от уровня банковских процентных ставок по вкладам, процентов, выплачиваемых по облигациям, дивидендов, полученных на акции, а также риска, инфляции, других факторов.

Другой источник информации делит спрос на деньги на операционный (отражает потребление в деньгах, необходимых для движения товаров и охватывает параметры М0 и М1. Зависит от уровня цен, количества произведенных товаров, скорости обращения денежной единицы) и спекулятивный спрос (отражает потребность в деньгах как средствах, способных сохранять и увеличивать свою стоимость. Включает в себя спрос на денежные агрегаты М2., М3.

Установить реальный спрос нелегко в связи с многочисленностью и разнообразием влияющих факторов, поэтому денежный срос во многом рассматривается как теоретическая категория.

7. Сущность денег.

 

Деньги являются неотъемлемым составным элементом, товар­ного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории то­варного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

Экономическое понятие «товар» подразумевает любой про­дукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается по­средством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собст­венного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регу­лярного обмена продуктами труда, привело к становлению товар­ного хозяйства, при котором продукты стали производиться спе­циально для продажи и таким образом становились товарами.

Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:

·                   он должен производиться не для собственного потребле­ния,

а для продажи;

·                   он должен удовлетворять определенным потребностям, т.е.

обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для его покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;

·                   он должен обладать стоимостью. Стоимость товара — это

некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные за­траты

производителя (себестоимость), а затраты, признанные об­ществом, что также

должно быть подтверждено посредством купли-продажи.

Только совокупность всех этих трех условий делает продукт то­варом.

Отсутствие любого из них означает, что данный продукт товаром не является.

Например, когда какой-либо продукт произ­водится для личного потребления или его невозможно купить или продать — тогда этот продукт товаром не является.

Общая тенденция экономического прогресса общества сопря­жена с

последовательным превращением на протяжении опреде­ленных исторических периодов всех продуктов в товары, обраща­ющихся на соответствующих рынках.

С точки зрения полезности невозможно найти единую меру, с помощью которой можно было бы сравнить различные товары. Например, сигареты для курильщика обладают определенной ценностью, тогда как для некурящего человека они абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по-разному оценить полезность того или иного товара. Так, для фотомодели одежда имеет первостепенное значение, большую ценность, чем калорийные продукты питания, а для спортсмена — наоборот.

Стоимость товаров делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. С позиции стоимости можно сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все другие товары. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. В обмене участвуют с одной стороны продав­цы — владельцы товаров, а с другой стороны покупатели, готовые приобрести эти товары. Товары обмениваются друг на друга в оп­ределенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара стано­вится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.

Тот факт, что покупатель как представитель общества купил какой-либо товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаро­владельцем и продавцом данного товара. До момента продажи то­вары являлись продуктами частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли- продажи, товар становится составной частью общест­венного богатства.

Появление товаров и развитие товарного обращения повлекло за собой появление и развитие денег. Движущей силой развития денег служит прогресс товарных отношений. Каждая новая сту­пень развития денег порождается потребностями соответствующей ступени зрелости товарных отношений. В современных условиях товаром являются не только продукты материального производст­ва и услуги, но и факторы производства, а также сами предпри­ятия как хозяйственные ячейки.

Новым условиям соответствует развитие новых форм денег.

С экономической точки зрения деньги можно определить как средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеоб­щий эквивалент множества стоимостей товаров. Используя день­ги в качестве всеобщего эквивалента, мы можем измерить стои­мости всех товаров, присутствующих на рынке, и сравнить их между собой.

    

 

8. Виды денежной эмиссии.

 

·        Налично-денежная – выпуск бумажных денег и чеканка монет. В странах

с централизованной управляемой экономикой размер налично-денежной эмиссии

определяется кассовыми планами банков и финансовыми пропорциями

государственного плана.

·        Депозитная – предполагает открытие дополнительных источников

безналичных денег в форме ссуд  или др. Размер депозитной эмиссии

определяется кредитными планами.

Реально на процесс налично-денежной эмиссии влияют  Центральный банк,

казначейство, правительство в лице его высших исполнительных и

законодательных органов. Выпуск в обращение денежных средств характеризует

денежно-кредитную политику государства. При наличии инфляции дополнительный выпуск объективно обусловлен ростом цен.  Если масштабы эмиссии превышают потребности экономики в денежных средствах для обращения, происходит “перегрев” экономики и возбуждается инфляция, но одновременно он может стимулировать повышение экономической активности.

В случае недостаточной эмиссии наблюдается “охлаждение” экономики, нехватка денежных средств, снижение деловой активности.

Предложение денег осуществляется Центральным банком – через эмиссию денег, регулирование ставки процента по кредитам, операций по купле-продаже ценных бумаг.

9. Монетаризм.

Монетаризм - экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии 1976 г. М. Фридмен. Монетаризм возник в 50-е годы. Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х - начала 80-х годов, а также в начале 90-х годов при переходе к рыночной экономике в России.

Вершиной теоретических разработок монетаризма стали концепция стабилизации американской экономики и известная "рейганомика", реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар. После кейнсианства концепции чикагской школы стали вторым примером эффективного использования экономической теории в экономической практике США.

В соответствии с монетаристской концепцией современные рыночные отношения представляют собой устойчивую, саморегулируемую систему, обеспечивающую экономическую эффективность. Важно также, что вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов кейнсианскими методами регулирования совокупного спроса, а для создания условий активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики. В зависимости от реакции рынка на манипулирование денежной массой Фридмен и его последователи рассматривают две модели - краткосрочную и долгосрочную.

В краткосрочном плане увеличение денежной массы ведёт к понижению процентных ставок и расширению спроса, сокращению безработицы.

Цель долгосрочной денежной политики – стабилизация инфляции и превращение её в полностью прогнозируемую.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Деньги представляют собой всеобщий эквивалент, выступающий в качестве

реальной связи хозяйствующих субъектов в рамках национального рынка. Их

эволюция внешне выступает в виде перехода от одного типа всеобщего

эквивалента к другому, что предопределено эволюцией рыночных отношений.

Элементы информационного общества начинают складываться в высокоразвитых странах на рубеже 70-х-80-х годов. В качестве таковых выступают национальный банк, информационных данных, усилении роли информационных технологий, наличие обратной связи, позволяющей оптимизировать производственный процесс в каждой организационной единице бизнеса. Эти исторические этапы характеризуются тремя

ведущими формами собственности: индивидуальной частной собственностью на орудия и условия труда; индивидуальной частной собственностью на средства производства; акционерной собственностью на факторы производства в совокупности с общественной собственностью на знания.

Становление информационного общества вызывает ряд существенных изменений в обращении кредитных денег. Это проявляется в первую очередь в расширении роли депозитных денег. Во-первых, всё большее число видов банковских обязательств начинают выполнять денежные функции и превращаться в агрегаты денежной массы.

Во-вторых, у депозитных денег появляется новый носитель. Вместе с чеком им становится электронный трансферт – важный составной элемент информационных систем.

Во многих высокоразвитых странах денежные знаки доживают свои последние годы.

Если в стране хорошо развита банковская система, правительство  пользуется

доверием у населения, нет никакой необходимости носить с собой кучи бумажных денег и монет. Можно перейти на безналичный расчет. Это во много раз удобнее и практичнее. Люди могут приходить в магазин с пластиковой пластинкой в кармане, и покупать сколько угодно товаров, если конечно позволяет счет, могут позвонить и заказать товары по телефону или через Internet. Почти все крупные сделки проводятся по безналичному расчету.

Но такой вид расчета может быть перспективным только при стабильной

экономике, развитой банковской системе и абсолютному доверию населения

государству. Если хоть один из этих компонентов не выполняется,  полный

переход на безналичную систему просто невозможен. К сожалению, в нашей стране не выполняется ни одно условие. Следовательно, пока не будет доверия к правительству, не будет развита банковская система  и не стабилизируется экономика этот вид расчета крайне не перспективен.

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги:

"Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся.

Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список использованных источников.                   

 

1.     Фишер  С.,  Дорнбуш  Р.,  Шмалензи  Р.  "Экономика"  М.,"Дело"  1993

2.     Поляков В.П.,  Л.А.Московкина "Основы денежного  обращения  и кредита"

М., "Инфра-М" 1996

3.     Красавина Л.Н.  "Денежное обращение и кредит капиталистических стран"-

М., 1989

4.     Жуков Е.Ф.  "Общая теория денег и кредита" М., "Банки и биржи", 1995

5.     Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика - М., 1997

6.     Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – М.,

1993

7.     Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р., Деньги, банковское дело и денежно

кредитная политика. М., - Л., 1991.

8.     Харрис Л. Денежная теория - М., 1990

9.     Хейне П. Экономический образ мышления - М., 1993.

10. Макконнелл К., Брю С. Экономикс – М.1992.

    

 



Информация о работе Современные теории денег