Состояние рынка пластиковых карт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).

Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.

Оглавление

Понятие и виды пластиковых карт, и их место в платежной

системе страны……………………………………………………………3

2. Состояние рынка пластиковых карт в России…………………………11

3. Проблемы и перспективы развития российского рынка

пластиковых карт………………………………………………………..15

4. Список используемой литературы……………………………………..18

Файлы: 1 файл

Контрольная по ДКБ.docx

— 39.23 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что любая платежная система  с использованием магнитных карт основывается прежде всего на организации  бесперебойных и надежных безналичных  расчетов между ее участниками. При  этом пластиковая карта является лишь инструментом этой организации.

Таким образом, в развитую платежную систему  входят:

банки-эмитенты карт;

банки-эквайреры  – «владельцы коммерческой сети», работающие с магазинами (от англ. Acquirer);

магазины и  другие сервисные точки;

расчетные банки;

центральные и связанные с ней региональные компании, обрабатывающие операции (процессинговые компании).

По принадлежности к учреждению-эмитенту:

- банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков;

 - коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;

 - карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.

По сфере использования:

- универсальные карты - служат для оплаты любых товаров и услуг;

 - частные коммерческие карты - служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).

По территориальной  принадлежности:

- международные, действующие в большинстве стран;

- национальные, действующие в пределах какого-либо государства;

- локальные, используемые на части территории государства;

- карты, действующие в одном конкретном учреждении.

По времени  использования:

- ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);

 - неограниченные (бессрочные).

По способу  записи информации на карту:

- графическая запись;

- эмбоссирование;

- штрих-кодирование;

- кодирование на магнитной полосе;

- чип;

- лазерная запись (оптические карты).

Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы  обслуживания клиентов на основе пластиковых  карточек, возникает комплекс технических  и технологических проблем. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в  выработке и соблюдении общих  правил обслуживания карточек, входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Правила  информационного обмена влияют на выбор  аппаратно-информационных средств, средств  связи и коммуникаций, на систему  обеспечения безопасности. Эти правила  охватывают как чисто технические  аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны  обслуживания карточек - процедуры  расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.  

2. Состояние рынка  пластиковых карт  в России.

Сейчас в России происходит становление "индустрии" пластиковых карточек. Во всем мире в сферу обращения пластиковых  карточек вовлечены миллионы торговых, гостиничных предприятий и предприятий  разнообразнейших услуг; число пользователей  таких карточек приближается к 500 миллионам. С карточками работают почти все  банки развитых и развивающихся  стран. Анализ развития этой "индустрии" показывает, что наиболее успешно  развиваются банковские пластиковые  карточки. Сама по себе карточка является платежным инструментом, увенчивающим систему, в основании которой находятся расчетно-платежные отношения, т.е. безналичные расчеты, осуществляемые на современной технической и технологической базе. Немаловажную роль играет и ресурсная база банков, позволяющая постоянно развивать и совершенствовать технологическую и техническую базу. Это, в свою очередь, дает возможность банкам постоянно совершенствовать и расширять круг услуг, предоставляемых своим клиентам.

Как известно, доминирующими  расчетно-платежными системами стали "Европей", "ВИЗА" и "Американ" экспресс, являющиеся транснациональными корпорациями. Платежные инструменты этих систем  используются во многих странах мира - и во внутреннем, и во внешнем платежном обороте.

Основная проблема в РФ - это уменьшение объемов  налично-денежного обращения за счет разных форм и методов безналичных  расчетов и его защиты. Сделать  это можно, создав специализированную систему расчетно-платежных отношений, интегрированную в западноевропейскую расчетно-платежную систему. В рамках международных систем российские банки  могут использовать международные  платежные инструменты; эти же платежные  инструменты в рублях могут использоваться во внутреннем платежном обороте, что, кстати, уже активно используют ведущие  российские коммерческие банки. Это  может стать существенным техническим  элементом практической реализации полной конвертабельности российского рубля.

Остается сложный  вопрос относительно перехода к чиповым  карточкам (то есть снабженным микропроцессорами). Бесспорно, "чиповая технология" имеет будущее, а главное - позволяет  резко расширить круг пользователей  пластиковых карточек (поскольку  на карте будут зафиксированы  предварительно внесенные деньги), не прибегать к авторизации в  разных режимах.

Появление большого объема пластиковых карт в расчетно-платежный оборот не означает, что другие платежные инструменты стали иметь второстепенное значение.

Основной формой платежа у нас пока остаются наличные деньги. Налично-денежное обращение  порождает огромные издержки, связанные  с печатанием бумажных денег, чеканкой монет, их выпуском в обращение, обработкой, перевозкой и хранением. Сократить  налично-денежное обращение, снизить  издержки, связанные с обслуживанием  розничного расчетно-платежного оборота, можно лишь при использовании  разнообразных методов платежей в этом обороте. Это, прежде всего, предуведомленные платежи, дебетовые и кредитовые карточки, кредитные чеки (в частности "Еврочеккард"), банковские и дорожные чеки. При этом всегда нужно четко  представлять, какое пространство может  эффективно заполнять то или иное платежное средство.

Большая проблема создания "индустрии" пластиковых  карточек обеспечение ее дорогостоящим  технологическим оборудованием, закупаемым в развитых странах. Создавать это  оборудование в России по стандартам "ВИЗА" и "Европой" было бы дешевле  для российских потребителей. Для  этих целей необходима инвестиционная компания с участием западных банков и фирм для выбора из многочисленных конверсионных предприятий тех, которые могли бы изготовить соответствующее  оборудование и средства связи. Рынок  для реализации в России такого оборудования обеспечен на долгие годы вперед.

По итогам первого полугодия первая пятерка выглядела следующим образом: «Русский Стандарт» с объемом карточных кредитов 67 млрд рублей и долей рынка более 29%, далее с большим отрывом следовали ВТБ 24, ХКФ Банк, Сбербанк и Ситибанк (по сведениям аналитического агентства Frank Research Group). По данным на 1 октября, лидером рынка остался банк «Русский Стандарт», задолженность по кредитным картам у него 65 млрд (по сведениям Frank Research Group и оборотной ведомости по счетам бухучета, остальные банки представили собственные данные). Сбербанк с портфелем в 20,5 млрд рублей потеснил со второго места на третье ВТБ 24 (18,2 млрд). ХКФ Банк опустился на пятое место (12,8 млрд). Ситибанку не хватило  12,7 млрд рублей карточных кредитов, чтобы удержаться в топ-5. Альфа-Банк, увеличив портфель карточных кредитов на 3,8 млрд — до 13,3 млрд, поднялся с седьмого места на четвертое.

Наиболее значительный рост портфеля кредитных карт продемонстрировал Сбербанк — на 128%. Развитие этого направления розничного бизнеса для банка является частью стратегии. При выходе на рынок кредитных карт весной 2008 года банк планировал выдавать кредитные карты только зарплатным клиентам, однако летом текущего года «Сбербанк» начал предлагать кредитные карты всем клиентам.

Кредиты по картам являются одним из наиболее привлекательных  для банков видов потребительского кредитования с точки зрения ставки (на уровне 25—50%),

Однако значительно  увеличить объем розничного кредитного портфеля за счет карточных кредитов банкам вряд ли удастся, считают эксперты. «Сейчас кредитные карты занимают порядка 6% от розничного портфеля в  целом по банковской системе, — указывает  Слипченко, — поэтому даже при  продолжении его активного роста  наш текущий прогноз по росту  розничного портфеля на 10—15% не будет  скорректирован». Впрочем, например, у  Сбербанка розничный кредитный  портфель растет с марта, в сентябре он увеличился на 15 млрд рублей, или 1,2%, до 1,24 трлн.

Сбербанк, заявивший о масштабном выходе на рынок кредитных карт полгода назад, удвоил свои результаты в этом сегменте. Как рассказали в банке газете «Коммерсант», в первом полугодии задолженность физ.лиц по кредитным картам «СБ» увеличилась с 7,9 млрд до 15,2 млрд рублей. Эти данные приведены также в отчетности Сбербанка по российским стандартам (РСБУ). Число эмитированных Сбербанком кредитных карт за шесть месяцев того года также удвоилось: оно выросло с 451 тыс. до 949 тыс. карт.

Результаты, продемонстрированные Сбербанком на рынке кредитных карт, позволили ему войти в пятерку лидеров этого сегмента. Вместе с тем объем задолженности по кредитным картам у традиционных лидеров этого рынка — банка «Русский Стандарт» (первое место) и ХКФ Банка (второе место) сокращался: у «Русского Стандарта» — с 38,5 млрд рублей на 1 января 2011 года до 36,9 млрд на 1 июля, у ХКФ — с 20,0 млрд до 17,4 млрд.

По итогам года Сбербанк планирует еще вдвое  увеличить портфель кредитных карт — до 30 млрд рублей. Если банку удастся выполнить намеченные планы, то он займет второе место по объему портфеля кредитных карт, уступив лишь «Русскому Стандарту». По мнению гендиректора «Интерфакс ЦЭА» Михаила Матовникова, удвоение портфеля кредитных карт не представит проблемы для Сбербанка. «При активном развитии этого направления он станет лидером рынка не позже чем через два года, причем с большим отрывом от других игроков», — допускает эксперт. 

3. Проблемы и перспективы  развития российского  рынка пластиковых  карт.

С пластиковыми карточками связано несколько вполне реальных возможностей злоупотребления. Со стороны пользователей это  неуплата по счетам, для кредитной  карточки - привычная отсрочка платежа, завершающаяся появлением в счетах неподъемного размера процентов, а  также пользование краденными карточками и карточками, по которым исчерпан кредитный лимит. Ввиду возможных  неуплат по счетам, платежная система  должна быть надежно защищена, в  том числе должны существовать отработанные судебные процедуры взыскания долгов и уверенность в исполнении судебных решений, чего у нас нет (наши банки, впрочем, застраховались на этот случай требованием полной предоплаты по карточкам). Ввиду возможности всплывания краденых и исчерпанных карт, должны существовать надежные непрерывно пополняемые базы данных и соответствующее оборудование, позволяющие включать в стоп листы  не только карточки, о потере которых  заявлено владельцем, и карточки, закрытые клиентами, а также обеспечивать сведения о карточках по которым  необходимо получать разрешение банка  на проведение операций, например по картам, по которым достигается кредитный  потолок.

Число преступлений за изготовление и сбыт поддельных пластиковых карт банков (ст. 187 УК) в  первом полугодии того года составило всего 1,6 тыс., что более чем в 2 раза меньше числа таких преступлений за первую половину 2010-го (3,5 тыс.), пишет в пятницу газета «РБК daily» со ссылкой на данные МВД РФ.

Ущерб от подделок карт сократился в 20 раз: за первые 6 месяцев 2011 года он составил всего 1,9 млн против 38,6 млн рублей за аналогичный период прошлого года. Мошенникам стало дешевле воровать данные банковских карточек и снимать по ним деньги в Интернете, чем тратиться на оборудование по изготовлению поддельного пластика, говорят опрошенные газетой банкиры.

«Для оплаты через Интернет целесообразно использовать отдельную пластиковую карту  банка, поддерживать на ней нулевой  остаток и пополнять лишь перед  конкретными покупками. И никогда  не стоит расплачиваться в Интернете  зарплатной или кредитной картами  — это позволяет обезопасить  себя».

В заключении можно  сказать, что рынок банковских услуг  претерпевает серьезные изменения  и в последние годы приобрел все  черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

 На рынке  представлено множество типов  карточек. Банки-эмитенты активно  конкурируют между собой, стремясь  привлечь больше клиентов. В результате  конкурентной борьбы снижаются  стоимость карты и взимаемые  комиссионные за пользование  ими. Возможен вариант, когда  банки распространяют свои карты  в виде подарка.

 Большое значение  приобрели льготы держателям  карточки: скидки при оплате товаров  и услуг, билетов в кассах  аэрофлота, туристических путевок  ит.д.

Современная стратегия  поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые  с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности  клиентам использовать пластиковые  карты банков-конкурентов. Цены в  ряде случаев устанавливаются с  учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих  к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает  от темпов выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном  количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

Информация о работе Состояние рынка пластиковых карт в России