Состояние и особенности развития денежного рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:57, реферат

Краткое описание

Деньги - это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Оглавление

1.Введение.................................................................................................3
2.Денежный рынок....................................................................................5
3.Государственное регулирование денежного рынка...........................10
4.Особенности развития денежного рынка в РФ..................................14
5.Заключение.............................................................................................17
6.Список литературы................................................................................19

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 37.95 Кб (Скачать)

      Правильно действующая и хорошо работающая денежная система вливает жизненную энергию в кругооборот фондов, который олицетворяет всю экономику, способствует наиболее полному и эффективному использованию всех имеющихся в наличии производственных мощностей и более полной занятости всего трудоспособного населения страны. В противном случае плохо функционирующая, не отлаженная денежная система может стать (и является) главной причиной резких колебаний уровня производства, роста цен, инфляции и занятости в экономике, исказить распределение ресурсов и произведенного продукта. 
 
 

Государственное регулирование денежного  рынка

     Важную  роль в развитии институциональной  среды выполняет государство. Это  уникальный субъект, участвующий в  создании и развитии банковского  сектора, инфраструктуры денежного  рынка, формирующий законодательные  «правила игры» между участниками  рынка, регулирующий институты и  организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и  посредников рынка. Государство  выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру  денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство  регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и  реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование  воздействует на функционирование денежного  рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты  воздействия.

     Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ - это защита и  обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение  эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

     Тем самым ЦБ стремится обеспечить максимально  благоприятные условия для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование  темпов роста, смягчение циклических  колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических  связей.

     ЦБ  имеет в своем арсенале ряд  инструментов, которые закреплены законодательно. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка  России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.

     Перечисленный инструментарий уже известен в мировой  практике, Банк России не изобретает новые  виды, но существуют определенные особенности  и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного  рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает  значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной  политики.

     ЦБ  для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование  может осуществляться посредством  изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении  нормы обязательных резервов.

     Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Выступая в качестве кредитора последней  инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность банковской системы.

     Ставка  рефинансирования оказывает существенное влияние на отечественную экономику  через сигнальный эффект:

     - служит ориентиром для процентных  ставок по банковским кредитам  частному сектору; 

     - влияет на процентные ставки  по банковским депозитам.

     Банковская  система рефинансируется в основном через операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии - это продажа  валюты. Кроме того, число механизмов рефинансирования ограничено узким  кругом инструментов, принимаемых в  залог. Банк России пытается разнообразить  механизмы рефинансирования через  предложение рынку аукционов  по рефинансированию (в виде аукционов  РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.

     ЦБ  РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления  кредитования реального сектора  экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних  по размерам банков и контролем Банка  России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования.

     В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды кризисов и  высокой инфляции она повышалась, в годы экономического роста и  укрепления банковского сектора  она понижалась. Вот и сейчас мы видим рост ставки рефинансирования с целью сдерживания инфляции. Использование государственных, корпоративных и муниципальных облигаций значительно повышает эффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различные отрасли и регионы.

     Однако  сдерживающим фактором в развитии данного  инструмента являются фундаментальные  причины, связанные с неблагоприятной  структурой российской экономики, зависимой  от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы  рефинансирования, Банк России может  более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а  также на достижение долгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства.

     Следующий действенный способ - это изменение  нормы обязательных резервов. Обязательны  резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится  по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в  случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в  ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ. С целью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил норму в сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансовго кризиса, недостатка наличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %.

     Используя вышеуказанные инструменты ЦБ влияет на денежное обращение, путем изменения  величины предложения денег на рынке. Тем самым он активизирует или  понижает активность деятельности коммерческих банков. В свою очередь коммерческие банки уже непосредственно работаю  с гражданами, предприятиями и  фирмами. Состояние финансовой сферы  во многом определяет состояние всей макроэкономической ситуации в стране, поэтому государство в лице ЦБ и ряда других организаций должно регулировать денежный рынок, и денежное обращение в стране. Качественная и правильная политика в данном направлении  позволит в сегодняшнее время  с теми явлениями, который породил  финансовый мировой кризис. 
 
 
 
 
 

              Особенности развития денежного рынка в России.

      Рыночные реформы в России не смогли предотвратить или смягчить дезорганизацию экономики, в том числе и деформацию денежного рынка.

       Выражением последней явились:

        -   снижение покупательной  способности денег как следствие  инфляционных процессов;

        -   долларизация экономики,  когда население функцию накопления денег реализует посредством обмена рублевых доходов на ключевые валюты (главным образом доллары);

       -  широкое распространение наличного  денежного оборота по сравнению  с безналичным;

       -  распространение неденежных  расчетов, вызванных неплатежами, бартером и использованием денежных суррогатов с ограниченным действием;

        -  низкий уровень трансформации  сбережений в инвестиции, поскольку  банковская сфера не охватывает  всего процесса накопления денег,  что препятствует превращению  денег в капитал;

        -  высокий уровень банковского   процента,  превышающего доходность  реального сектора, что снижает  спрос на кредит. В свою очередь  коммерческие банки ограничивают  предложение кредитов из-за недостаточного увеличения вкладов;

        -   уменьшение возможности  предложения денег из-за низкого уровня банковского мультипликатора, что вызвано дороговизной кредита и узким полем банковского оборота денежных средств;

        -  слабость возможности рынка  ценных бумаг сбалансировать уровень банковского процента,  вследствие чего не приводится в действие механизм самоорганизации денежного   рынка.   Рынок  долговых  обязательств  государства долгие годы обслуживал потребности погашения дефицита государственного бюджета. Сверхдоходность этого рынка лишала банки сбережений, что подрывало денежный рынок. Подобная дезорганизация денежного рынка стала исчезать в результате финансового кризиса 1998 г.;

          - недостаточная самоорганизация  денежного рынка в России, которая  должна компенсироваться повышением  требований к кредитно-денежной  политике Центрального банка,  к его усилиям по корректировке  денежного обращения;

          -  отсутствие необходимой гибкости  в осуществлении стабилизационной    денежно-кредитной    политики,    поскольку Центральный банк РФ, выросший на базе Госбанка СССР, не имел опыта работы в рыночных условиях;

         - высокая инфляция, в которую  была погружена Россия с переходом  к рынку, что заставляло применять  жесткую кредитно-денежную политику, политику дорогих денег. По  мере того, как прекратился спад  и наметился экономический рост в конце 90-х годов ЦБ РФ несколько увеличил предложение денег, что соответствовало «железному правилу» ,предписывающему жесткую привязку темпов предложения денег к темпам роста ВНП.       

         Состояние денежного рынка в  России характеризуется высокой долей наличных денег в структуре денежной массы. По сравнению с ситуацией денежных рынков развитых стран это объясняется: отсутствием материальной базы (компьютеризации) торговой сети, требуемой для функционирования кредитных карточек; недоверием населения к финансовым институтам, что повлияло на его склонность хранить деньги «в чулке» в наличной форме; существованием теневой экономики, в условиях которой наличные деньги обеспечивают более высокую анонимность по сравнению с вложениями на депозитные счета.

          Широкое распространение бартера  в России накануне либерализации цен было связано с тотальным товарным дефицитом. Приобрести товар на деньги было достаточно трудно, и выходом из создавшегося положения являлся взаимный товарообмен без посредничества денежных средств или с использованием «товарных денег» (ходовых, дефицитных товаров).

        После либерализации цен дефицит  стал исчезать, но бартер сохранился. У него появилась новая причина — платежный кризис предприятий. Экономический спад на фоне высокой инфляции привел к массовому финансовому кризису предприятий: их неконкурентоспособность обусловила небывало высокую долю убыточного производства. В 1999 г. до начала экономического роста эта доля таких предприятий в промышленности достигала половины общего количества предприятий. В рыночной экономике убыточные предприятия объявляются банкротами, но в России механизм банкротств не был запущен. Потенциальные банкроты держались на плаву, при этом они не располагали ликвидными средствами и не могли расплатиться с поставщиками «живыми деньгами».

       Угроза  кризиса сбыта для поставщиков  и отсутствие ликвидных средств  у партнеров привели к маркетинговым  схемам прямого товарообмена, когда  продавец и покупатель обмениваются только своей продукцией. С возобновлением экономического роста неплатежи  стали сокращаться, однако, бартер сегодня  искусственно консервируется многими рыночными субъектами, так как он позволяет руководству уклоняться от налогов и получать неучтенные средства для личного обогащения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Состояние и особенности развития денежного рынка в России