Состав и структура бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

•рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
•раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
•показать его роль в системе финансовых планов страны;

Оглавление

Ведение

Глава 1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета

Глава 2 Расходы федерального бюджета

Глава 3 Состав и структура расходов бюджета

3.1 Расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

3.2 Расходы на оборону страны и национальную безопасность

3.3 Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство

Глава 4 Роль бюджета в социальной политике государства

4.1 Формы и направления социальной политики

4.2 «Пенсионное обеспечение».

4.3 «Охрана семьи и детства».

4.4 «Другие вопросы в области социальной политики»

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

фин и кредит.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     – обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»);

     – отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимп-строй» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».

     С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 6).

     Таблица 6. Структура и  динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей

  2010 год * 2011 год 2012 год 2013 год
проект %% к  предыдущему году проект %% к  предыдущему году проект %% к  предыдущему году
ВСЕГО 10 232,8 10 658,6 104,2 11 237,9 105,4 12 175,6 108,3
Условно утвержденные       419,3   798,4 190,4
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 10 232,8 10 658,6 104,2 10 818,6 101,5 11 377,2 105,2
в том числе:              
Общегосударственные вопросы 800,2 863,8 107,9 794,5 92,0 771,7 97,1
Национальная  оборона 1 276,8 1 517,1 118,8 1 655,7 109,1 2 098,6 126,8
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 109,1 1 215,5 109,6 1 193,4 98,2 1 182,8 99,1
Национальная  экономика 1 600,3 1 760,2 110,0 1 747,7 99,3 1 637,8 93,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 223,3 216,5 97,0 94,3 43,6 78,7 83,5
Охрана окружающей среды 13,3 16,8 126,7 17,4 103,5 16,7 95,8
Образование 444,0 516,6 116,4 516,0 99,9 519,4 100,7
Культура, кинематография 74,6 82,0 110,0 78,8 96,0 76,0 96,5
Здравоохранение 430,1 466,1 108,4 481,7 103,3 432,9 89,9
Социальная  политика 3 316,4 2 940,5 88,7 3 185,8 108,3 3 437,5 107,9
Физическая  культура и спорт 34,0 42,5 125,0 28,8 67,8 26,0 90,1
Средства  массовой информации 54,8 61,3 111,8 62,3 101,8 56,0 89,8
Обслуживание  государственного и муниципального долга 280,3 389,9 139,1 518,4 132,9 600,7 115,9
Межбюджетные  трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 575,6 569,8 99,0 443,8 77,9 442,4 99,7
 

     С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.

     3.2 Расходы на оборону  страны и национальную  безопасность

     Увеличится  объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

     3.3 Расходы на жилищно-коммунальное  хозяйство

     Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено  сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и не программной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

     По  другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и не программной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

     В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

     Во  исполнение положений Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. №1101-р, о переходе к программно-целевому принципу представления федерального бюджета в приложении №6 к настоящей пояснительной записке представлено аналитическое распределение бюджетных ассигнований на 2011–2013 годы по государственным программам, перечень которых одобрен на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период 8 сентября 2010 года. 

     4. Роль бюджета в социальной политике государства

     4.1 Формы и направления социальной политики

     Социальная  политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

     Целью социальной политики является повышение  благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

     Поэтому задачами социальной политики являются:

     – распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.

     – ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,

     – обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,

     – предоставление медицинских и образовательных услуг,

     – расширение сети и улучшение качества транспортных услуг,

     – оздоровление окружающей среды.

     Социальная  политика исходит из того, что непременным  условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его посильное участие в этом.

     Реальная  социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными  условиями эпохи, особенностями  экономического, политического и  культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

     С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и содержание. Росли  масштабы государственного вмешательства  в общественные процессы. Теперь она  не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным.

     Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции  Российской Федерации, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что  Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

     Общество законодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи. Величина этого минимума неодинакова во времени и для разных стран. Она определяется особенностями данной страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.

     Социальная  политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.

     Денежные  доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы  путем установления минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.

     Денежные  доходы нетрудоспособных групп населения  прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает  ее участие во вторичном перераспределении  первичных доходов. Механизм перераспределения  заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных, выплат – обратная зависимость.

     В центре общественного механизма  поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.

     Обязательное  социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.). Основу социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования. Это проявление самопомощи. Система государственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.

Информация о работе Состав и структура бюджетных расходов