Социальные внебюджетные фонды: проблема их трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время произошли координальные изменения в основных функциях социальных внебюджетных фондов, поэтому целью курсовой работы является сущность современных социальных фондов и проблема их развития в рыночной экономике.

Оглавление

Введение 3

1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы 6

Российской Федерации (РФ)

1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, 6

причины их возникновения

1.2 Источники формирования, виды и задачи внебюджетных фондов 11

2 Анализ функционирования социальных внебюджетных фондов 21

2.1 Пенсионная реформа, ее сущность и проблемы развития 21

2.2 Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов и перспективы их решения 25

Заключение 29

Список использованных источников и литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

__________________________

9 Евстигнеев Е.Н. «Основы налогообложения и налогового права»: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 345с.

Бюджет  Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления.

          Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях Центрального Банка РФ (ЦБ РФ). Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета. Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

          Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Федеральной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

          Третьим социальным фондом является фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Он предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

          Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

          На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает частные лица и местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Они обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

          Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

          Основными задачами федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

          - обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";

          - обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

          - участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

          - обеспечение ее финансовой устойчивости.

          Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

          а) осуществляет выравнивание условий деятельности территориального фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

          б) проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

          в) вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

          г) осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

          д) участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

          е) осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;

          ж) аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

          Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

          - аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

          - осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

          - проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

          - выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

          - совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

          - согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

          Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

          - часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

          - взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

ассигнования  из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного  медицинского страхования;

          - добровольные взносы;

          - доходы от использования временно свободных финансовых средств;

         - нормированные страховые запасы финансовых средств федерального и территориальных фондов

          - средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          2 Анализ функционирования социальных внебюджетных фондов 

          2.1 Пенсионная реформа, ее сущность и проблемы развития 

          Принимаемые оперативные меры по стабилизации ситуации с пенсионным обеспечением в Российской Федерации не могут заменить необходимости глубинного реформирования пенсионной системы в целях ее адаптации к формирующимся рыночным отношениям. Поэтому необходим переход от действующей перераспределительной системы к накопительным принципам финансирования пенсий, дабы предотвратить углубление кризиса пенсионной системы страны и одновременно создать предпосылки для быстрого и устойчивого экономического роста. Поэтому наряду с государственным пенсионным фондом образуются негосударственные, в них в качестве страховщика выступают страховые компании. Но более четко статус, права и обязанности последних в процессе формирования накопительной составляющей трудовой пенсии регламентированы специальными законами, в первоначальной версии названными «Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» и др..

          Общим источником пенсионных денег был единый социальный налог. В настоящее время социальный налог заменен страховыми отчислениями в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

          Пакет законопроектов по пенсионной реформе предполагает, что к моменту выхода человека на пенсию его пенсионные права, накопленные на присвоенном именном счете каждого гражданина, будут конвертироваться в реальные деньги. Новое российское пенсионное законодательство представляет пенсию как результат пенсионного страхования. Между тем никаким страхованием эта система не является. Государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам даже в том случае, если ПФР не сможет собрать ни копейки взносов. Страхование, даже если оно обязательно в силу закона, подразумевает договорные отношения. В последние годы действует программа софинансирования пенсионных накоплений граждан. Ее суть состоит в том, что любой гражданин имеет право зачислять деньги на свой страховой номер, а государство удвоит ее. В течение года можно вкладывать деньги, но не более 12 тысяч рублей в год.

          Каждая из подчиненных ПФР управляющих компаний может иметь до 10% акций одного эмитента. Руководителю ПФР достаточно передать просьбу в шесть «своих» управляющих компаний, чтобы получить при голосовании в акционерном обществе большинство. Тем не менее, анализируя итоги расходов и доходов ПФ РФ нынешнего года по сравнению с предыдущим, можно сказать, что доходы ПФ РФ увеличились в 1,6 раза, причем поступление страховых взносов (а это основная составляющая часть доходов фонда) увеличилось на 51,5% при одновременном увеличении и финансирования из федерального бюджета (возросло также на 51,5% ).

          Конечно, предполагать, что государственные ценные бумаги преумножат вложенные в них пенсионные средства, ведь на сегодняшний день многие из этих ценных бумаг имеют отрицательную реальную (с поправкой на инфляцию) доходность. А ведь в системе накопительных пенсионных фондов доходность крайне важна, так как те деньги, которые откладывают сейчас молодые, будут использоваться как нынешними пенсионерами, так и самими вкладчиками в будущем.

          Доходность вкладов в государственные фонды едва ли сможет превысить 15%, инфляция же в стране 12%. Получается, что никакой прибыли от размещения пенсионных денег не получится. Пенсионные деньги реально работать не будут и просто покроются инфляцией.

          Одним из путей решения проблемы инвестирования пенсионных накоплений можно представить вложения в недвижимость. В России имеется сектор, требующий долгосрочных инвестиций и обещающий высокую отдачу вложенных средств. Проблема лишь в отсутствии длинных денег, каковыми и являются пенсионные накопления.

          Негосударственные пенсионные фонды вкладывают средства пенсионных накоплений в недвижимость (не в прямую, а в виде ипотеки), в виде предоставления жилищных кредитов. Существует мнение, что в этом случае можно уменьшить размер платежа по ипотечному кредиту с 15 до 8-10%.              

          Только с середины 2003 года каждый пенсионер может самостоятельно выбирать инвестиционный портфель, в который будут направляться средства, накопленные им за предыдущий год. При этом с 2004 года каждый человек может направлять свои средства в негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, если пенсионер хочет получать более высокий доход при более высоких рисках, он сможет вкладывать средства в негосударственные управляющие компании. Если же он выберет более консервативный вариант в лице государственного ПФР, то его риски будут минимизированы при одновременном снижении доходности бумаг.

          Предприниматели полагают, что государству дано слишком много полномочий по введению на инвестирование пенсионных средств. С одной стороны, пенсионеру вроде бы разрешается самостоятельно выбирать объект инвестирования своих сбережений, а с другой стороны, строго оговаривается перечень разрешенных для этого активов.

          Государство формирует некоторое количество практически безрисковых инвестиционных портфелей, куда гражданин посредством специального уполномоченного органа может направлять свои сбережения. Существует закрытый список разрешенных к инвестированию активов, который включает федеральные ценные бумаги, акции и облигации российских предприятий, ипотечные ценные бумаги, ценные бумаги иностранных компаний и государств. Также в законе прописан перечень активов, в которые запрещено размещать средства пенсионных накоплений. Это, прежде всего, векселя и производные ценные бумаги. Здесь также необходимо отметить, что государственные ценные бумаги являются приоритетным элементом любого инвестиционного портфеля. А в ценные бумаги иностранных эмитентов можно разместить лишь не более 20% всех пенсионных накоплений.

          Другая важная тема - выбор негосударственных структур – страховщиков по обязательному накопительному страхованию. В первую очередь это, как отмечено выше, негосударственные пенсионные фонды – специализированные финансовые институты социальной защиты, исключительным видом деятельности, которых является организация негосударственного пенсионного обеспечения. Исходя из социального характера деятельности данных институтов, к ним предъявляют повышенные требования со стороны государства, детально разрабатываемая нормативно-правовая база обеспечивает гарантии, которых нет ни у одного финансового института.

Информация о работе Социальные внебюджетные фонды: проблема их трансформации