Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение таких понятий, как собственный и заемный капитал торговой организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность структуры капитала;
2. изучить источники его формирования;
Введение………………………………………………….……………………..3
Глава 1. Понятие, состав и классификация собственного капитала организации…………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность собственного капитала………………………………………...5
1.2.Источники формирования собственного капитала торговой организации………………………………………………………………………………..….14
Глава 2. Понятие, состав и классификация заемного капитала организации……………………………………………………………………….…………..18
2.1. Сущность заемного капитала ……………………………………………18
2.2. Источники формирования заемного капитала торговой организации………………………………………………………………...…………………22
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………
1. Товарный (коммерческий) кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — производственных запасов товарно-материальных ценностей.
2. Он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов сырья.
З. Этот вид кредитования не рассматривает поставленные сырье, материалы и товары как имущественный залог предприятия, позволяя ему свободно распоряжаться предоставленными в кредит материальными ценностями.
4. В этом виде кредита заинтересовано не только предприятие-заемщик, но и его поставщики, потому что он позволяет им увеличивать объем реализации продукции и формировать дополнительную прибыль. Поэтому товарный (коммерческий) кредит в современной хозяйственной практике предоставляется не только первоклассным но и предприятиям, испытывающим определенные финансовые трудности.
5. Стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах).
6. Привлечение товарного (коммерческого) кредита позволяет сокращать общий период финансового цикла предприятия, снижая тем самым потребность в финансовых средствах, используемых для формирования оборотных активов. Это определяется тем, что этот вид финансовых обязательств предприятия составляет преимущественную долю его кредиторской задолженности. Между периодом оборота кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям и периодом его финансового цикла существует обратная зависимость.
7. Он характеризуется наиболее простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, привлекаемого предприятием.
Вместе с тем, как кредитный инструмент товарный (коммерческий) кредит имеет и определенные недостатки, основными из которых являются:
1. Целевое использование этого вида кредита носит очень узкий характер — он позволяет удовлетворять потребность предприятия в заемном капитале только для финансирования производственных запасов в составе оборотных активов. Прямое участие в других целевых видах финансирования этот вид кредита участия не принимает.
2. Этот вид кредита носит очень ограниченный характер во времени. Период его предоставления (не считая вынужденных форм его пролонгации) ограничивается, как правило, несколькими месяцами.
З. В сравнении с другими кредитными инструментами он несет в себе повышенный кредитный риск, так как по своей сути является необеспеченным видом кредита. Соответственно для привлекающего этот кредит предприятия он несет в себе дополнительную угрозу банкротства при ухудшении конъюнктуры рынка реализации его продукции.
Эти преимущества и недостатки товарного (коммерческого) кредита должны быть учтены предприятием при использовании этого кредитного инструмента для привлечения необходимых ему заемных средств.
Привлекая к использованию заемный капитал в форме товарного (коммерческого) кредита, предприятие ставит своей основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за этот счет формируемых производственных запасов сырья и материалов (в торговле — запасов товаров) и снижение общей стоимости привлечения заемного капитала. [3, C. 365]
Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:
1. Достаточно широкими возможностями привлечения (особенно при наличии гарантии или залога).
2. Увеличением финансового потенциала предприятия при необходимости существенного возрастания объема хозяйственной деятельности.
3. Возможностью увеличивать прирост рентабельности собственного капитала за счет обеспечения расширения хозяйственной деятельности.
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
1. Сложность привлечения, так как оно зависит от решений других хозяйствующих субъектов (кредиторов), которые при определенном имидже и финансовом положении торгового предприятия вообще могут отказать в выдаче кредита.
2. Необходимость предоставления в ряде случаев (в случаях серьезных займов) соответствующих сторонних гарантий (страховых компаний, других хозяйствующих субъектов) или залога. При этом гарантии предоставляются, как правило, на платной основе и сопровождаются обычно требованием проведения аудита хозяйственной деятельности и финансового состояния торгового предприятия.
3. Снижение уровня рентабельности активов, так как прибыль предприятия уменьшается на сумму выплачиваемых процентов за кредит.
4. Снижение уровня финансовой устойчивости предприятия, а соответственно возрастание риска его банкротства. [3, 269]
Таким образом, торговое предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий потенциал своего развития и возможности прироста рентабельности собственного капитала, однако снижает свою финансовую устойчивость.
Заключение
Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т. е. его финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы предприятия – это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие предприятия, т. е. его финансовую устойчивость и платежеспособность в любой период года.
Источники финансовых ресурсов подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).
Наличие собственных и заемных средств в обороте предприятия объясняется особенностями финансирования производственного процесса. Постоянная минимальная сумма средств для финансирования потребностей производства должна обеспечиваться собственными оборотными средствами. Собственные средства предприятия — это, прежде всего, уставный капитал и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. Временная потребность в средствах, связанная с объективными и субъективными причинами, покрывается за счет заемных средств. Наиболее типичными причинами недостатка собственных оборотных средств являются просроченная дебиторская задолженность, увеличение периода производственного цикла, расширение производства, увеличение товарных запасов, увеличение стоимости предметов труда и т. д.
В случае недостатка средств из собственных источников предприятия могут привлекать заемные средства в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и ссуд банков, бюджетных ссуд и займов юридических и физических лиц.
Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:
♦ финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
♦ реальные и финансовые инвестиции;
♦ образование денежных фондов специального назначения;
♦ платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
♦ погашение кредитов и ссуд;
♦ благотворительные цели.
Финансирование части оборотных средств за счет заемных средств считается совершенно нормальной операцией. Все предприятия в той или иной мере привлекают заемные средства для финансирования кругооборота оборотных средств. Более того, каждое предприятие имеет так называемые устойчивые пассивы — не снижаемый, постоянный остаток кредиторской задолженности, состоящей из задолженности по заработной плате, перед бюджетом, по отчислениям в социальные фонды и т. п. Проблема привлечения заемных средств — это соблюдение пропорций в структуре финансирования оборотных средств. Соотношение между суммами собственных и заемных средств характеризует финансовую устойчивость предприятия.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение предприятия является результатом умелого просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.
Управление капиталом компании - прерогатива финансово-экономических служб, и финальную ответственность за управление капиталом несет финансовый директор. Одновременно с этим финансовый директор испытывает ограничения со стороны акционеров по доле собственного и заемного капитала, который может эксплуатировать компания, но опять же, одновременно с этим, перед ним стоит еще задача по поддержанию рентабельности компании. Он отвечает за распределение финансовых ресурсов и за затратную часть компании, может требовать со стороны коммерческих функциональных блоков и маркетинговых функциональных звеньев выполнения определенных норм по отгрузкам и по цене, которые позволяли бы выполнять поставленные акционерами задачи по обеспечению рентабельности текущей деятельности предприятия.
На финансовую политику компании управление капиталом оказывает очень существенное влияние, так как это связано с окончательным результатом деятельности компании в целом.
Список использованной литературы:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.)
3. Бланк И. А. Управление формированием капитала. Учебник - К.: «Ника-Центр», 2008. – 512 с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — 2-е изд., перераб. и доп.— К.: Эльга, Ника-Центр, 2007.— 656 с.
5. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с.
6. Гаврилова А. Н., Попов А. А. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. 576 с.
7. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
8. Финансы: учеб. — 2-е изд. перераб. и доп/под ред. В. В. Ковалева.— М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2007.— 640 с.
9. Колчина Н.В.Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 390 c.
10. Лупей, Н.А. Финансы торговых организаций: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Н.А. Лупей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2010.- 143с.
11. Титов В.И. Экономика предприятия : учебник /В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008. — 416 с.
12. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 479с.
13. Шуляк П.Н. финансы предприятий: Учебник. — М.: Издательский дом дашков и ко, 2007. – 357 с.
14. [эл. ресурс] // Режим доступа: http://www.spb-mb.ru/index.
15. [эл. ресурс] // Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/
16. [эл. ресурс] // Режим доступа: http://buyavets.spb.ru/?page_
17. [эл. ресурс] // Режим доступа: http://wi-korporaciya.ru/
Информация о работе Собственный и заемный капитал торговой организации