Система бухгалтерского и статистического учета в страховых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

По российскому законодательству страховая деятельность разделяется на два вида, которые формируются по принципу однородности рисков. В каждом виде деятельности определены объекты страхования и 23 лицензируемых вида страхования, а также допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного или личного страхования, то есть комбинированное страхование.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ……………………...6
1.2 Организация бухгалтерского учета в страховых организациях
1.3 Учетная политика страховой организации ………………….9
…………………..11
Глава 2. …………………………………………………………………………...22
2.1 Организация бухгалтерского учета в страховых организациях 22
2.2 Учетная политика страховой организации …..23
2.3 ………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

страховое дело.docx

— 57.16 Кб (Скачать)

     Первичные учетные документы должны приниматься  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной  документации.

     Те  формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые  формы, должны утверждаться приказом или  письменным распоряжением руководителя. Эти документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа (формы), код формы;
  • дату составления;
  • наименование организации;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, личные подписи и их расшифровки.

     На  второй стадии учетного процесса происходят систематизация и группировка информации.

     Информация, содержащаяся в первичных учетных  документах, систематизируется в  регистрах бухгалтерского учета. Хозяйственные  операции отражаются в регистрах  бухгалтерского учета в хронологической  последовательности по соответствующим  счетам бухгалтерского учета, перечень которых приводится в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности страховых организаций.

     Планом  счетов бухгалтерского учета называют перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку  необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определяющий такую организацию  бухгалтерского учета, которая позволяет  получать эту информацию для оперативного руководства и управления, повседневного  контроля в интересах собственников, других заинтересованных лиц и исполнительной власти.

     В Инструкции по применению Плана счетов раскрыты краткое экономическое  содержание и назначение каждого  счета, определен порядок ведения  учета по каждому счету, приведена  типовая схема корреспонденции  того или иного счета с другими  синтетическими счетами.

     План  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности страховых организаций  отличается от Плана счетов нестраховых организаций. В нем отсутствуют счета, предназначенные для учета затрат в процессе производства продукции, издержек обращения, готовой продукции, товаров, реализации продукции (работ, услуг). Это связано прежде всего с тем, что предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть торгово-посредническая и производственная деятельность.

     Логическим  завершением учетного процесса является составление отчетности организации, представляемой как внешним, так  и внутренним пользователям.

     Из  регистров бухгалтерского учета  информация переносится в Главную  бухгалтерскую книгу и затем  в бухгалтерский отчет.

     Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результатах  ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета  по установленным формам.

     Бухгалтерская отчетность страховой организации  состоит из:

  • Бухгалтерского баланса страховой организации (ф. N1-с),
  • Отчета о прибылях и убытках страховой организации (ф. N2-с),
  • Отчета об изменениях капитала страховой организации (ф. N3-с),
  • Отчет о движении денежных средств страховой организации (ф. N4-с),
  • Приложения к бухгалтерскому балансу страховой организации (ф. N5-с),

     В состав бухгалтерской отчетности страховых  медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, кроме того входит ф. 2а-с «Отчет о  прибылях и убытках по обязательному  медицинскому страхованию» и ф. N4а-с «Отчет о движении средств по обязательному медицинскому страхованию».

     Бухгалтерская отчетность должна включать в себя показатели деятельности филиалов, агентств, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

     Квартальная бухгалтерская отчетность включает в себя Бухгалтерский баланс и  Отчет о прибылях и убытках.

     Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний  календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской  отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год  с 1 января по 31 декабря включительно.

     Первым  отчетным годом для вновь созданных  организаций считается период с  даты их государственной регистрации  по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных  после 1 октября, – по 31 декабря следующего года.

     Типовые формы бухгалтерской отчетности страховых организаций, а также  инструкции по их заполнению утверждаются Минфином РФ. В настоящий момент действуют Указания о порядке  составления и представления  бухгалтерской отчетности страховых  организаций, утвержденные приказом Минфина  РФ от 08.12.2003 N 113н (в редакции приказа Минфина РФ от 02.05.2006).

     Кроме бухгалтерской отчетности страховые  организации составляют по итогам деятельности за отчетный год отчетность, представляемую в порядке надзора:

  • Отчет о платежеспособности (ф. N6-с);
  • Отчет о размещении страховых резервов (ф. N7-с);
  • Отчет о страховых резервах по видам страхования иным, чем страхование жизни (ф. N8-с);
  • Отчет об использовании средств резерва предупредительных мероприятий (ф. N9-с);
  • Отчет об операциях перестрахования (ф. N10-с),
  • Информация по операционному сегменту (ф. N11-с)
  • Пояснительную записку к перечисленным формам.

     Страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, составляют ф. N7а-с «Отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию».

     При наличии у страховой организации  дочерних и зависимых обществ  помимо собственного бухгалтерского отчета организация составляет сводную  бухгалтерскую отчетность.

     Сводная бухгалтерская отчетность – это  система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Указанная  группа взаимосвязанных организаций  объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах.

     При составлении сводной отчетности страховые организации руководствуются  Методическими рекомендациями по составлению  и представлению сводной бухгалтерской  отчетности, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.1996 N 112 и Особенностями применения методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности страховыми организациями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 04.08.1997 N 60н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Учетная политика страховой организации
 

     Под учетной политикой организации  понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета  – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     К способам ведения бухгалтерского учета  относятся:

  • приемы организации документооборота,
  • способы применения системы учетных регистров,
  • способы обработки информации,
  • приемы организации инвентаризации,
  • способы применения счетов бухгалтерского учета,
  • способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
  • методы погашения стоимости активов,
  • иные способы и приемы.

     При формировании учетной политики по конкретному  вопросу ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из способов, допускаемых  законодательством и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский  учет в РФ.

     Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

     Учетная политика может быть утверждена отдельным  приказом и тремя приложениями к  нему либо оформляется тремя приказами  с приложениями.

     У налогоплательщиков должно быть три  Положения об учетной политике: «Учетная политика для бухгалтерского учета», «Учетная политика для налога на прибыль» и «Учетная политика в целях исчисления НДС». Бухгалтерская учетная политика разрабатывается в целом как  стратегия учетного процесса для организации с необходимостью соблюдения последовательности ее применения. Через учетную политику нужно прописывать, например, как начислять амортизацию: линейным методом или методом уменьшаемого остатка, это комплекс вопросов, который определяет систему ведения учетного процесса в организации, который формируется и разрабатывается в течение всего года.

     Соответствующая организационно-распорядительная документация, оформляющая учетную политику в  страховой организации для бухгалтерского учета, может содержать следующие  разделы.

     1. Организация работы бухгалтерии. Организация документооборота. Система учетных регистров. Организация самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования. Организация бухгалтерской службы включает в себя права и обязанности главного бухгалтера (или бухгалтера, выполняющего его функции), порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами, организационное построение бухгалтерии и т. д.

     2. Система ведения бухгалтерского учета и способы обработки учетной информации. На сегодняшний день наиболее распространена система ведения бухгалтерского учета при помощи программных средств с использованием журнала хозяйственных операций со сплошной нумерацией последних.

     3. Организация инвентаризации имущества и денежных обязательств. Инвентаризация – подсчет в натуре имущества компании и выверка ее обязательств.

     Количество  инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества  и обязательств, проверяемых при  каждой из них, устанавливаются руководителем  организации, кроме случаев, когда  проведение инвентаризации обязательно.

     4. Способы применения счетов бухгалтерского учета. При ведении бухгалтерского учета страховые организации руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 N 94н) совместно с инструкцией об особенностях его применения страховыми организациями (Приказ Минфина от 04.09.2001 N69н).

     Этот  План счетов является типовым. Руководитель организации утверждает Рабочий  план счетов, содержащий применяемые  в организации счета, необходимые  для ведения синтетического и  аналитического учета. При этом уточняется содержание отдельных субсчетов (счетов второго порядка), данные субсчета исключаются  или объединяются, вводятся дополнительные субсчета.

     5. Способ начисления амортизации объектов основных средств. Амортизация основных средств может производиться одним из следующих способов: линейным; списания стоимости пропорционально объему оказанных страховых услуг; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

     6. Способ погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП.

     7. Перечень нематериальных активов и нормы начисления амортизации по ним. Амортизация по нематериальным активам начисляется ежемесячно по нормам, определяемым организацией исходя из установленного срока их полезного использования, устанавливаемого организацией самостоятельно.

     8. Перечень расходов будущих периодов и сроки их списания. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности строкой как расходы будущих периодов и подлежат списанию на себестоимость страховых услуг (либо на соответствующие источники средств организации) в течение срока, к которому они относятся.

Информация о работе Система бухгалтерского и статистического учета в страховых организациях