Система бухгалтерского и статистического учета в страховых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

По российскому законодательству страховая деятельность разделяется на два вида, которые формируются по принципу однородности рисков. В каждом виде деятельности определены объекты страхования и 23 лицензируемых вида страхования, а также допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного или личного страхования, то есть комбинированное страхование.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ……………………...6
1.2 Организация бухгалтерского учета в страховых организациях
1.3 Учетная политика страховой организации ………………….9
…………………..11
Глава 2. …………………………………………………………………………...22
2.1 Организация бухгалтерского учета в страховых организациях 22
2.2 Учетная политика страховой организации …..23
2.3 ………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

страховое дело.docx

— 57.16 Кб (Скачать)

     2. Денежные активы: денежные средства (хранящиеся на счетах предприятия в банках, в кассе), высоколиквидные финансовые вложения (затраты на приобретение акций, затраты на приобретение облигаций, вложения в займы по закладным, вложения в депозитные счета, вложения в сертификаты), дебиторская задолженность (счета к получению, векселя полученные, авансы выданные).

     К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года.

     В состав внеоборотных активов включаются:

  • основные средства (часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. К основным средствам относятся здания сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства). Согласно ПБУ 6/01 в составе основных средств учитывают находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);
  • долгосрочные финансовые вложения (преследуют цель достижения финансового контроля над организацией, в которую вкладываются инвестиции, или обеспечения стабильных доходов в течение длительного времени). Долгосрочные инвестиции, как в собственную организацию, так и в сторонние, могут обещать выгоды в будущем (капитальные вложения в незавершенное строительство или неустановленное оборудование) или приносить их в настоящее время (финансовые вложения в другие организации). В любом случае они не расходуются и их стоимость не распределяется по периодам (не амортизируются);
  • нематериальные активы (к ним относятся объекты интеллектуальной собственности: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, на селекционные достижения; исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров).

     В состав нематериальных активов также  включаются организационные расходы (издержки, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный капитал) и деловая репутация (может определяться в виде разницы между покупной ценой организации и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и принятых организацией обязательств). Положительную деловую  репутацию организации следует  рассматривать как надбавку к  цене, уплачиваемую покупателем в  ожидании будущих экономических  выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательная  деловая репутация организации  воспринимается как скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи  с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п., и она учитывается как доходы будущих периодов.

     В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку  они не отделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

     Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности страховой организации относятся руководство, учредители, участники, собственники, к внешним – страхователи, инвесторы, кредиторы, налоговые органы, государственный страховой надзор и др.;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении организацией финансово-хозяйственных операцией, а также для контроля за наличием и движением имущества, обязательств и страховых резервов организации, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

     Бухгалтерский учет фиксирует количественную сторону  хозяйственных явлений в неразрывной  связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально  обоснованной и взаимосвязанной  регистрации всех хозяйственных  операций, в натуральных показателях  и денежном выражении.

     Законодательно  устанавливаются порядок государственного регулирования бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и  меры, обеспечивающие достоверность  бухгалтерской информации.

     В системе управления коммерческой организацией бухгалтерский учет выполняет следующие  основные функции.

     Контрольная функция. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс  контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Различают 3 вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления все эти виды контроля похожи, так как имеют одну и ту же цель: способность, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только по временем проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции, текущий – во время осуществления операции, последующий – после ее совершения.

     Качественная  учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие  управленческие решения на различных  уровнях управления.

     В процессе контроля систематически проверяется  и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений  от целей, поставленных перед конкретным объектом, и в оперативном порядке  принимаются меры по их устранению.

     Обеспечение сохранности собственности. Эта  функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и  усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимо наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров.

     Научно  организованная система учета позволяет  не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок, но и предупреждать  их.

     Инструментом  для реализации этой функции является инвентаризация имущества организации, позволяющая определить изменения  в составе собственности.

     Информационная  функция. Одна из главных функций, которую  выполняет бухгалтерский учет в  системе управления в условиях формирования рыночной экономики.

     Учет  важнейший источник, поставщик фактической  информации различным объектам управления – службам организации, менеджерам, которые, используя эту информацию с другими данными, вырабатывают и принимают соответствующие  управленческие решения.

     Системный бухгалтерский учет фиксирует и  накапливает всестороннюю обобщающую и детализированную информацию о  состоянии и движении имущества, источнике его образования, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной  деятельности организации.

     Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики  и стратегии деятельности. Она  должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Бухгалтерская  информация формируется с наименьшими  затратами труда и времени.

     Функция обратной связи. Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления, тем более  ориентированной на широкую автоматизацию. Обратная связь, осуществляемая с помощью  бухгалтерской информации, отражающей фактическое значение показателей, позволяет контролировать выполнение плановых показателей, стандартов, нормативов и смет, соблюдение экономического использования всех видов ресурсов, устанавливать различные недостатки, выявлять резервы производства и степень их мобилизации и использования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу.

     Функцию обратной связи, как правило, выполняет  находящаяся на различных носителях  исходная информация, поступающая главным  образом из первичной документации.

     Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет  осуществлять анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе  анализ использования всех видов  ресурсов, затрат на производство и  реализацию продукции, правильности применяемых  цен, что имеет особо важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов. В условиях рыночной экономики  и перехода к ней организация  взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими  субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В  связи с этим появляется необходимость  финансового управления организации, и разработки определенной системы  принципов, методов и приемов  регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических  и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы организации, в частности  их размеры, источники их формирования отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов.

     Базой для принятия управленческих решений  является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений  можно разделить на 3 этапа: планирование и прогнозирование, оперативное  управление, контроль (финансовый анализ) деятельности организации. Решения  принимает не только администрация организации, но и другие внешние пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данной организации). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета в коммерческой организации.

     Основные  принципы ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации заключаются  в следующем:

  • организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
  • бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности ведется в российской валюте – рублях;
  • основанием для записи в бухгалтерских учетных регистрах служат данные первичных учетных документов, фиксирующих хозяйственные операции;
  • имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов. Допускается применение и других видов оценок в соответствии с действующим законодательством;
  • текущие затраты и капитальные вложения подлежат в учете разграничению.

     Учетный процесс предприятия (организации) состоит из нескольких стадий.

     На  первой стадии учетного процесса происходит наблюдение, измерение и запись операций в документах, так называемое документирование операций. Все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами.

     Первичные учетные документы должны быть составлены на русском языке, документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод.

     Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем и  главным бухгалтером (или уполномоченным на то лицом).

     Руководитель организации имеет право:

  • учредить в организации бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • вести бухгалтерский учет лично (в этом случае он единолично подписывает денежные документы);
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

     Руководителем совместно с главным бухгалтером (бухгалтером) подписываются финансовые и кредитные обязательства, оформляющие  финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и т. п.

Информация о работе Система бухгалтерского и статистического учета в страховых организациях