Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 10 вопросов по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

финансы - ответы к экзамену.docx

— 46.97 Кб (Скачать)

Важной сост. Частью финансовой политики является и политика в области  соц. страхования, кот связана с  функционирование гос. Внебюджетные фонды, обеспечивающих реализацию обязательного  пенсионного страхования и соц  защиту населения при временной  нетрудоспособности.

Эффективность реализации этой составляющей финансовой политики зависит  от многих факторов в частности.

1.Упрядочение системы  соц.пособия и льгот, которые  должны получить адресный характер  предполагающий их предоставление  социально уязвимым слоям населения.

2. Сохранение стабильности  доходов гос.внебюджетных фондов.

3. Усиление контроля за  целевым и эффективным расходованием  средств гос.внебюджетных фондов.  

Усиленная реализация финансовой политики непосредственно зависит  от последовательного привидения намеченных реформ, способности быстро реагировать  на изменение условий экономического развития.

К основные направлениям (задачам) финансовой политики Росси на современном этапе можно  отнести следующее:

- устойчивый профицит  федерального бюджета или сохранение  сбалансированности федерального  бюджета;

- снижение государственного  долга;

- стабилизация национальной  валюты и снижение темпов инфляции;

- развитие банковского  сектора, в первую очередь,  в части совершенствования законодательной  базы функционирования банковской  системы;

- переход к среднесрочному  планированию;

- продолжение налоговой  реформы и реформы межбюджетных  отношений (снижение налоговой  нагрузки и расширение налоговой  базы, внесение целого ряда поправок  в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование  схем разграничения расходных  полномочий между уровнями бюджетной  системы).

 

 

7.Основыные  элементы системы управления  финансами.

 

Объекты- финансовые ресурсы, гос. муницип. финансы, финансовые гос.субъекты.

Субъекты: органы стратегического  управления и оперативного управления.

Макро уровень – органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие участники управленческого  процесса.

Содержание процесса –  финансовое планирование, финансовый контроль, финансовое прогнозирование, организация оперативного управления.

 

 

8.Финансовое  планирование и прогнозирование.

 

В ходе финансового прогнозирования  исследуются возможное состояние  финансов в прогнозируемом периоде. Обосновываются показатели финансового  планирования. Определяется реально  возможный объем мобилизации  финансовых ресурсов, источники их образования и направления их использования.

Финансовые прогнозы позволяют  органам намечать различные варианты финансового развития политики.

Цикличность – 7-12 лет.

Прогнозированием занимаются министерства экономического развития.

На основе показателей  финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование.

Управление финансами  классифицируется

-по характеру периода  управления:

 а)стратегическое (высшие  органы исполнительной власти)

б) оперативное управление финансами (см.лекции)

 

 

9.Оперативное  управление финансами.

Осуществляется ведомствами, агентами и министерствами.

 

 Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности. 
 
         Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся: 
 
- существование границы возможностей научного предвидения развития финансовой системы, зависящей от уровня развития финансовой науки, методики планирования и прогнозирования, применения экономико-математических методов и прочих факторов; 
 
- субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потоками организации, распределению и использованию финансовых ресурсов на макроуровне; 
 
- непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей), возникшие при выполнении финансового плана, нарушающие заданный темп развития или ритм производства, как на отдельных предприятиях, так и в экономике в целом; 
 
- новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при прогнозировании экономического развития и способные дестабилизировать финансовую деятельность; 
 
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, нарушающие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов или мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; 
 
- непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов с использованием финансового рынка; 
 
- непредвиденные ситуации, вызванные переходом экономики страны к рыночным условиям хозяйствования, когда трудно прогнозировать некоторые условия, тенденции функционирования экономики из-за определенной стихийности в ее развитии. В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества особенно возрастает вследствие высокой степени стихийности рынка, основанного на свободной конкуренции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут решать определенные задачи общественного развития только будучи уверенными, что средства производства, предметы труда, население материально защищены от любых случайностей. 
 
         Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов. 
 
При обработке управленческих решений финансового характера при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах. 
 
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:  
 
- профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;  
 
- Счетная палата РФ;  
 
- Министерство финансов РФ и его органы на местах;  
 
- Центральный банк РФ;  
 
- Министерство РФ по налогам и сборам;  
 
- Федеральная налоговая служба РФ;  
 
- Государственный таможенный комитет РФ;  
 
- исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. 
 
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. 
 
Министерство финансов является главным исполнительным органом в управлении финансами РФ. Всех министров назначает председатель правительства. Министерство финансов является самостоятельным финансовым учреждением, но в тоже время подведомственно правительству РФ. 
 
Министерство финансов Российской Федерации: 
 
- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; 
 
- развивает бюджетный федерализм; 
 
- разрабатывает проект федерального бюджета; 
 
- составляет отчет о выполнении федерального бюджета; 
 
- составляет консолидированный бюджет. 
 
На Минфин России возложены следующие функции: 
 
- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы; 
 
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики; 
 
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета. 
 
Федеральная налоговая служба России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией, а также осуществляет валютный контроль. 
 
Федеральное казначейство осуществляет проведение государственной базовой политики, эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета, контроль за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств. 
 
Система Центрального банка России является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет, наряду с Федеральным казначейством, кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. 
 
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства Российской Федерации и подотчетна Федеральному собранию Российской Федерации. 
 
Таможенная служба осуществляет задачи: 
 
1. Контролирует полноту и своевременность уплаты таможенных сборов и платежей в бюджет; 
 
2. Осуществляет валютный контроль; 
 
3. Проводит контроль за перемещением товаров через государственную границу. 
 
Территориальные финансовые органы создаются в областях, краях, республиках, округах. 
 
Территориальные финансовые органы решают следующие задачи: 
 
1. Участвуют в составлении проекта территориального бюджета, а после его принятия непосредственно исполняют; 
 
2. Разрабатывают проекты территориального финансового законодательства; 
 
3. Управляют территориальным, муниципальным и государственным долгом; 
 
4. Осуществляют финансовый контроль за исполнением бюджетных средств. 
 
Основной инструмент – платежный календарь (подневный план поступлений и платежей с минимальным периодом – 1 день). 
 
Сбалансированный по суммам поступлений и платежей платежный календарь является основанием для формирования реестра платежей и передачи его для исполнения. 
 
Одной из особенностей платежного календаря является его постоянная актуализация. В случае недостатка денежных средств для удовлетворения всех поступивших заявок, используются правила ранжирования платежей в зависимости от их вида и уровня приоритета. Процедуры и методики оперативного управления финансами регламентируются Положением «об оперативном управлении финансами и Регламентом процесса».

 

 

10.Органы  управления финансами в РФ.

 

Стратегическое управление:

Федеральное собрание (гос.дума и совет федерации) рассматривают  федеральный бюджет, вносят поправки в бюджет, утверждают законом и  т.д.

Утверждает счетную палату РФ Степашин.

 

Счетная палата РФ проводит аудит выделенных бюджетных средств  не являющихся органами ОРЗ

Участие президента

Главное контрольное управление ГКУ при президенте (возглавляет  константин чуиченко)

 

 

1. Сущность и содержание  финансов.

2. Понятие и сущность  финансовых ресурсов.

3. Понятие и содержание  финансовой системы.

4. Основные элементы и звенья финансовой системы, их содержание и характеристика.

5. Основные  задачи финансовой политики государства.

6. Финансовая  политика Российской Федерации  на современном этапе. 

  1. Основные элементы системы управления финансами.
  2. Финансовое планирование и прогнозирование.
  3. Оперативное управление финансами.
  4. Органы управления финансами в Российской Федерации.
  5. Источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
  6. Финансы домашних хозяйств.
  7. Доходы домашних хозяйств.
  8. Расходы домашних хозяйств.
  9. Государственные и муниципальные финансы.
  10. Понятие бюджета и бюджетного устройства РФ.
  11. . Бюджетная система РФ.
  12. Консолидированные бюджеты, их характеристика.
  13. Основные принципы бюджетной системы.
  14. Бюджет и бюджетная классификация.
  15. Бюджетный федерализм и его базовые принципы.
  16. Основные модели бюджетного федерализма.
  17. Вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов.
  18. Участники бюджетного процесса.
  19. Основные стадии бюджетного процесса.
  20. Составление проектов бюджетов.
  21. Рассмотрение и утверждение бюджетов.
  22. Исполнение бюджетов.
  23. Содержание и классификация доходов бюджетов.
  24. Налоговые доходы федеральных, региональных и местных бюджетов.
  25. Неналоговые доходы федеральных, региональных и местных бюджетов.
  26. Собственные доходы федеральных, региональных и местных бюджетов.
  27. Регулирующие доходы региональных и местных бюджетов.
  28. Содержание и классификация расходов федеральных, региональных и местных бюджетов.
  29. Принципы распределения расходов между бюджетами различных уровней.
  30. Обязательные расходы бюджетов.
  31. Расходы,    совместно    финансируемые    из    бюджетов   муниципальных образований и бюджетов вышестоящих уровней власти.
  32. Функциональные расходы федеральных, региональных и местных бюджетов.
  33.   Сбалансированность бюджетов.
  34. Дефицит   бюджета,   причины   его   возникновения   и   его   влияние   на экономику.
  35. Профицит  бюджета,   причины его   возникновения   и его влияние на экономику.
  36. Стабилизационный фонд, Фонд будущих поколений, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния.
  37. Кредит и его роль в рыночной экономике.
  38. Кредитная система.
  39. Банковский кредит: классификация, организация и особенности кредитования.
  40. Коммерческий кредит.
  41. Потребительский кредит.
  42. Государственный кредит.
  43. Международный кредит.
  44. Понятие государственного долга, и причины его возникновения.
  45. Формы государственного долга Российской Федерации.
  46. Государственный внешний долг.
  47. Государственный внутренний долг.
  48. Понятие и основные принципы межбюджетных отношений.
  49. Формы предоставления финансовой помощи региональным и местным бюджетам.
  50. Фонды финансовой помощи субъектам РФ.
  51. Фонды финансовой помощи местным бюджетам.
  52. Пути совершенствования межбюджетных отношений.
  53. Пенсионный   фонд   Российской   Федерации,   его   основные   функции, источники формирования и направления использования средств.
  54. Фонды социального страхования Российской Федерации  их  функции, источники формирования и направления их использования.
  55. Фонды обязательного медицинского страхования их функции, источники формирования и направления их использования.
  56. Назначение и специфика функционирования целевых бюджетных фондов.

63. Понятие  и сущность страхования.

64. Основные  функции страхования.

65. Субъекты  страхования.

66. Страховой  рынок.

67. Основные  формы страхования.

68. Личное  страхование.

69. Имущественное  страхование.

70. Страхование  финансовых рисков.

71. Страхование  предпринимательского риска.

72. Страхование  иных видов риска. 

73. Перестрахование.

74. Сущность финансов предприятия  как экономической категории.

75. Функции финансов предприятия.

76. Принципы организации финансов  предприятия.

77. Основные факторы, влияющие  на финансы предприятий и организаций.

78. Структура системы управления  финансами предприятия.

79. Финансовый менеджмент.

80. Функции, задачи и цели финансового  менеджера.

81. Риск и его роль в управлении финансами предприятия:  сущность риска, виды, методы оценки, основные способы противодействия

82. Финансовый риск-менеджмент.

83. Анализ и планирование в системе управления финансами предприятия.

84. Информационное обеспечение анализа и планирования.

85. Система аналитических  коэффициентов: ликвидность и  платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, прибыль и  рентабельность.

86. Источники финансирования предприятия.

87. Основные фонды и источники  финансирования капитальных вложений.

88. Оборотный капитал и источники  его формирования.

89. Управление собственным  капиталом.

90. Управление заемным  капиталом.

91. Лизинг как источник  финансирования.

92. Управление инвестиционной  деятельностью.

93. Доходы и расходы:  понятие, сущность, виды.

94. Управление прибылью  и рентабельностью.

95. Управление расходами.

96. Основные обязательства  предприятий и организаций.

97. Контрагенты и конкуренты.

98. Денежный оборот и система расчетов на предприятии: принципы организации безналичных расчетов, расчеты платежными поручениями, расчеты аккредитивами, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

99. Анализ и прогнозирование денежных потоков на предприятии

100. Система внутреннего финансового  контроля.

101. Сущность финансов некоммерческой организации.

102. Особенности функционирования  финансов некоммерческой организации

103. Финансовый  контроль,  осуществляемый Счетной  Палатой Российской Федерации.

  1. Финансовый    контроль,    осуществляемый    Министерством    финансов Российской федерации.
  2. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством.
  3. Налоговый контроль как составная часть финансового контроля.
  4. Ответственность за финансовые правонарушения.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"