Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:39, реферат
Впервые ценные бумаги появились примерно четыре века назад, причем считается, что первыми ценными бумагами были облигации государственного займа (XIV - XV век), векселя и акции. Векселя были широко распространены в Великобритании, Германии и других странах, активно торговавших с Индией, Китаем и др. Вексель являлся удобным инструментом расчетов между поставщиками и покупателями.
Возникновение акций возможно лишь при образовании акционерного общества, первыми такими акционерными обществами принято считать голландскую и английскую Ост-Индийские компании, французскую компанию «Компани дез Энд оксиданталь», причем эти компании возникли в период с 1600 до 1628 года. Почти одновременно с акциями стали возникать и облигации, что способствовало дополнительному притоку инвестиционного капитала.
Введение……………………….……………………….……………….. 3
1. Понятие рынка ценных бумаг.……………………............................ 4
1.1 Структура рынка ценных бумаг.…………………………………... 6
1.2 Инфраструктура рынка…………………………………………….. 9
1.3 Инструменты рынка ценных бумаг.………………………………. 11
2. Эволюция Российского рынка ценных бумаг.……………………... 14
2.1 Зарождение и развитие рынка ценных бумаг в России…………..
2.2 Этапы формирования рынка ценных бумаг в России.……………
3.Современная ситуация на рынке ценных бумаг в России…………
3.1. Проблемы на российском рынке ценных бумаг………………….
3.2.Перспективы развития рынка ценных бумаг в России…………...
3.3.Роль РТС и ММВБ в современной экономике России и значение их слияния……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………. 32
Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809г.
Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883г. и первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже. Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.
Увеличение оборотов с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках.
Основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Так, роль индикатора, определявшего общее направление ценообразования на рынке, играла 4%-ная государственная рента, ею определялась минимальная величина заемного процента. Однако, в силу недоступности последнего, для широкой публики минимальный уровень заемного процента в России был несколько выше, чем фактическая доходность 4%-ной государственной ренты, более или менее приближаясь к доходности 4,5% по закладным листам земельных банков.
Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и на предъявителя. Первые появились на российском рынке гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. До 1895г. Министерства финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, считая, что купон дает право на получение денег тому, в чьих руках он находится. По правилам, принятым в 1895г., если владелец утраченной бумаги на предъявителя мог доказать время приобретения бумаги, время утраты и обстоятельства, при которых совершена утрата, то министерство могло выдать капитал и проценты по нему. Со временем биржевой оборот рос и вместе с ним рос спрос на предъявительские бумаги. Правительство и промышленные компании были заинтересованы в выпуске именных бумаг, которые находились бы в “твердых” руках. Финансовые и банковские круги на фондовом рынке были заинтересованы в росте оборотов.
Государственные бумаги выпускались правительством в обеих формах. Так, первый заем 1820г. был выпущен исключительно в именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906г. владелец предъявительских облигаций государственных займов, мог заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи. Они давали наивысшую гарантию прочности владения ценной бумагой, так как проценты по именной бумаге выплачивались предъявителю купона, проценты же по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на имя которого было выписано удостоверение, или его поверенному при условии предъявления удостоверения и всегда только из той кассы, которая была указана в удостоверении. Таким образом, удостоверение выводило из категории предъявительских бумаг купоны именных. В свидетельства именной записи могли быть записаны несколько бумаг одного займа. Превращение именных документов в предъявительские производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении на счет владельца бумаг.
Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространенными. А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.
Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа. В некоторых случаях уставы предусматривали, например, что в первые десять лет существования общества акции должны быть именными, а по истечении этого срока - и именными, и предъявительскими; в другом случае две трети всех акций должны были быть именными, а остальные - предъявительскими.
Поэтому доля предъявительских акций постоянно росла. Так, если в 1910 г. соотношение между именными бумагами и предъявительскими было 1:2, то в 1912 г. - уже 1:3.
2.2 Этапы формирования рынка ценных бумаг в России.
Формирование российского рынка ценных бумаг началось с выпуска акций первыми коммерческими банками в 1991-1992 гг. Отличительной особенностью этого этапа явилось возникновение огромного количества товарно-фондовых и фондовых бирж при практически полном отсутствии инструментов фондового рынка. Так, к 1993 г. было уже 63 подобные биржи. На этом этапе закладывались нормативно-законодательные основы функционирования ценных бумаг - приняты Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и о фондовых биржах в РСФСР, закон "О налоге на операции с ценными бумагами", начато государственное лицензирование деятельности на рынке.
Следующий
важный этап развития, характеризовавшийся
формированием рынка
Одновременно начался процесс приватизации государственных предприятий. Выданные гражданам России приватизационные чеки - ваучеры могли быть вложены в акции предприятия, на котором работал владелец, в ходе проводимой на нем закрытой подписки или в акции других приватизируемых предприятий на чековом аукционе, обменены на акции специализированных чековых инвестиционных фондов или просто проданы любому желающему.
В
конце 1994 - начале 1995 г. на рынке ценных
бумаг приватизированных
В 1995 г. приватизированные предприятия начали проводить дополнительные эмиcсии акций, формировались инвестиционные компании, специализировавшиеся на работе с данными финансовыми инструментами. Необходимо отметить, что на данном этапе курсы ценных бумаг были подвержены значительным колебаниям, вызванным, в том числе такими со-бытиями политического характера, как президентские выборы 1996 г.
Наряду с рынком ГКО и рынком акций развитие получил рынок облигаций субъектов Федерации и муниципальных органов власти.
Необходимо
отметить, что развитие рынка ценных
бумаг приобретало
Этот рост, вполне обусловленный в 1995 г., приобрел к 1997 г. откровенно спекулятивный характер. Рост ценных бумаг происходил одновременно со снижением объемов производства и стремительным сокращением инвестиционно-инновационного потенциала российской экономики. Привлечение государством всех имеющихся инвестиций на покрытие бюджетного дефицита вело к недостаточности средств на инвестиции в реальный сектор.
Быстрое развитие рынка ценных бумаг на указанном этапе было предопределено следующими факторами:
значительный выпуск государственных краткосрочных облигаций;
приватизация крупнейших предприятий, в том числе стратегически важных для экономики страны;
массовый приход на российский рынок иностранных инвесторов, вызванный бурным ростом фондовых рынков в странах с переходной экономикой;
создание в короткие сроки элементов инфраструктуры рынка, отвечающих по ряду параметров самым высоким технологическим стандартам.
Окончанием этапа стремительного роста стала осень 1997 г., когда на рынке произошел первый серьезны затяжной спад. Считается, что кризис осени 1997 г. был вызван главным образом кризисом в Юго-Восточной Азии, что является отчасти верным.
Значительное распространение, начиная с 1998 г. получил выпуск векселей. Векселя стали использовать в расчетах не только частные предприятия, но и государственные и муниципальные органы власти. Рост обращения векселей был вызван ослаблением национальной валюты, кризисом долговой экономики. Суррогаты составляют параллельную денежную систему теневой (т.е. не платящей налоги) экономики, недоступную для государства.
К отрицательным можно отнести следующие моменты, связанные с вексельным бумом последних лет:
векселя стали инструментом ухода от налогообложения;
большинство российских векселей не отвечает требованиям международных конвенций (по разным параметрам);
активно развивается криминализация вексельного обращения;
вексельный оборот в его настоящем виде создает угрозы экономической безопасности страны.
В до кризисной ситуации, характеризовавшейся сравнительно дешевыми и легкодоступными международными кредитами, в стране стала формироваться тенденция непродуманных заимствований на внешнем и внутреннем рынках и последующего их низкоэффективного использования. Кризис привел к переоценке инвесторами рисков на развивающихся рынках, усложнил привлечение новых инвестиций. В качестве основных составляющих кризиса можно выделить следующие:
1) бюджетный кризис, вызванный низкой собираемостью налогов и зависимостью бюджета от привлечения краткосрочных ресурсов с целью покрытия бюджетного дефицита;
2) платежно-долговой кризис, вызванный необеспеченностью реального сектора наличными средствами и разрушивший платежно-расчетную систему страны;
3)
абсолютный перевес сырьевой
составляющей в экспорте, который
при снижении мировых цен на
сырье крайне негативно
Наряду с перечисленными выше тенденциями, обострившими и ускорившими общую кризисную ситуацию, глубинной причиной кризиса российских ценных бумаг является отсутствие эффективной государственной экономической политики, в первую очередь современной программы промышленного роста, развития реального сектора, что способствовало:
Апофеозом развития кризиса стал август 1998 г., когда правительство отменило валютный коридор и объявило о реструктуризации рынка ГКО. С августа до конца 1998 г. рынок ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных, находился в самом тяжелом кризисе за все время функционирования.
В 1999 г. начался новый этап развития рынка ценных бумаг - этап его восстановления и проведения серьезных изменений с учетом накопленного опыта. Перелом в кризисной ситуации связан с инвестициями, однако, инвестиционная сфера в наибольшей мере пострадала от кризиса, что проявилось в сокращении абсолютных объемов накоплений, снижении их доли в национальном доходе, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.
Активизация рынка ценных бумаг, направленного на поддержание инвестиционной активности, требует создания соответствующих предпосылок, к важнейшим из которых относятся: политическая и социально-экономическая стабилизация, увеличение емкости внутреннего рынка на основе роста платежеспособного спроса, разрешение кризиса неплатежей, формирование эффективной банковской системы, восстановление и развитие хозяйственных связей с государствами СНГ.