Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:45, научная работа
2011 год – это очень важный год в жизни россиян, в жизни нашего правительства, в жизни страны, прежде всего это обусловлено выборами 2012 года. Сейчас много споров о том, как Россия будет развиваться дальше, какое будущее ее ждет. Особый интерес имеет Программа инновационного развития России до 2020 года. К разработке этой программе привлекаются лучшие экономические умы России, для модернизации Стратегии-2020 создана 21 экспертная группа, в их состав войдут специалисты федеральных научных институтов и университетов, представители гражданского сектора, региональные и международные эксперты.
Объем фонда Агентства по страхованию вкладов — 109,1 млрд руб. (данные на 1 июня 2010 г.). Эти деньги агентство может инвестировать в государственные облигации и в надежные небанковские корпоративные бумаги.В 2008 году выплаты вкладчикам разорившихся банков составили 10,6 млрд руб.; чистый убыток АСВ составил 11,5 млрд руб., он стал, в основном, результатом переоценки ценных бумаг на сумму 16 млрд руб.
Таким
образом, сфера деятельности государственных
корпораций разнообразна. Некоторые
из них заняты функциями, которые
могли бы выполняться частными предприятиями,
деятельность других не востребована
никем, кроме членов правительства
и сводится к распределению
Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.
Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Государственная корпорации не имеют ограничения по сделкам, если рассматривать ОАО то ограничение на сделки составляют 25% валюта баланса, у ФГУП 10% к уставному капиталу, а у госкорпораций абсолютно никаких ограничений нет.
Следующее
отличие, что абсолютно невозможно
проанализировать эффективность их
деятельности, например, если рассматривать
коммерческую организацию, то эффективность
деятельности состоит в прибыли,
в бюджетных организациях эффективность
меряется предоставленными государственными
услугами, а в госкорпорациях опять
отсутствует измеритель эффективности,
а это связано с тем, что госкорпорация
не обязана предоставлять никакой отчетности
по своей деятельности.
Таким образом, формируется ряд недостатков этой организационно-правовой формы:
Но государственные корпорации имеют и ряд положительных особенностей:
Что касается финансового механизма государственных корпораций, то хотелось бы отметить, что финансовый план государственной корпорации утверждается в форме локального акта, а не в форме закона, а нормы Бюджетного Кодекса РФ, касающиеся формирования доходов и расходов и бюджетно-процессуальной деятельности, не действуют в отношении госкорпораций, также как и принципы бюджетной системы.
Таким образом, существует взаимосвязь бюджета и госкорпораций обусловленной категорией «расходное обязательство», так как госкорпорация несет нагрузку по финансированию расходных обязательств Российской Федерации в соответствии с целями создания государственных корпораций.
Бюджетное финансирование деятельности государственных корпораций осуществляется при их создании в виде имущественного взноса Российской Федерации и в последующем идёт в основном за счет субсидий из федерального бюджета. Иные виды бюджетного финансирования обусловлены для каждой госкорпорации спецификой ее деятельности.
Нужно отметить, что финансы государственных корпораций представляют собой децентрализованные фонды публичных финансов, хотя по общему правилу средства госкорпораций находятся в собственности их самих.
В отношении некоторых госкорпораций законодательством предусмотрен более подробный и детальный порядок распределения и использования фондов денежных средств.
Нужно подчеркнуть, что все госкорпорации должны размещать свои временно свободные денежные средства в российские ценные бумаги и иные финансовые инструменты, обладающие достаточной степенью надежности с точки зрения государства.
Налогооблажение в государственных корпораций также вызывает немалый интерес. Государственные корпорации являются специфическими субъектами финансовых правоотношений, в том числе бюджетных и налоговых.
Установлено, что государственные корпорации подчиняются общим правилам налогообложения некоммерческих организаций за некоторыми исключениями по налогу на прибыль. Налоговые льготы обусловлены спецификой формирования финансов государственных корпораций.
Но
государственная корпорация при
определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций учитывает
расходы, непосредственно связанные
с осуществлением предпринимательской
деятельности и направленные на получение
государственной корпорацией
Исходя
из выше перечисленного, нужно сказать,
что для государственных
Так же необходимо немного затронуть тему инвестиции государственных корпораций. Инвестиции государственных корпораций, как и любых других, могут рассматриваться двояко: с точки зрения источников инвестиционных ресурсов и с точки зрения использования этих инвестиционных ресурсов. Основная проблема состоит в том, что противоречивые позиции государства в отношении ГК приводит к тому, что государственные инвестиционные решения оказываются плохо обоснованными, противоречивыми и неэффективными.
Инвестирование ГК так называемых "собственных" средств порождает проблемы, в сущности они вызываются расплывчатым статусом собственности на средства, получаемые организациями государственного сектора за произведенные товары и услуги. Поступающие таким образом деньги являются выручкой от предпринимательской деятельности, которая ведется за счет средств налогоплательщиков. При этом считается, что налогоплательщики платят налоги государству только для, чтобы оно выполняло функции, свойственные именного государству как институту. То есть, в соответствии с принятой политической философией, налогоплательщик передает средства в государственную собственность условно, а государство это условие нарушает, занимаясь хозяйственной (предпринимательской) деятельностью, но деньги не возвращает.
Кроме того, постоянно воспроизводятся схемы "увода активов" ГК путем инвестирования их средств в компании и проекты, функционирование которых впоследствии осуществляется независимо от исходной компании. В случае ГК. "увод активов" облегчается тем обстоятельством, что инвестиции могут быть формально мотивированы не только получением прибыли, но и "решением социально-экономических задач" (т.е. регуляторными мотивами) либо соображениями безопасности (мобилизационный мотив).
Таким образом, на основе проведенного исследования можно предположить, что на настоящем этапе развития экономики страны госкорпорации представляют собой неоднозначный способ ответа на вызовы и потребности инфраструктурной и инновационной модернизации. что госкорпорации являются инструментом присутствия государства в экономике. Подтверждение - концентрация капитала, по грубым подсчетам более 37 млрд.дол финансовых средств и производственные активы стоимостью свыше 80 млрд.дол.
Если практика покажет
Информация о работе Роль государственных корпораций в экономике России