Роль государственных корпораций в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:45, научная работа

Краткое описание

2011 год – это очень важный год в жизни россиян, в жизни нашего правительства, в жизни страны, прежде всего это обусловлено выборами 2012 года. Сейчас много споров о том, как Россия будет развиваться дальше, какое будущее ее ждет. Особый интерес имеет Программа инновационного развития России до 2020 года. К разработке этой программе привлекаются лучшие экономические умы России, для модернизации Стратегии-2020 создана 21 экспертная группа, в их состав войдут специалисты федеральных научных институтов и университетов, представители гражданского сектора, региональные и международные эксперты.

Файлы: 1 файл

Государственные корпорации77.docx

— 40.76 Кб (Скачать)

Объем фонда Агентства  по страхованию вкладов — 109,1 млрд руб. (данные на 1 июня 2010 г.). Эти деньги агентство может инвестировать в государственные облигации и в надежные небанковские корпоративные бумаги.В 2008 году выплаты вкладчикам разорившихся банков составили 10,6 млрд руб.; чистый убыток АСВ составил 11,5 млрд руб., он стал, в основном, результатом переоценки ценных бумаг на сумму 16 млрд руб.

    Таким образом, сфера деятельности государственных  корпораций разнообразна. Некоторые  из них заняты функциями, которые  могли бы выполняться частными предприятиями, деятельность других не востребована никем, кроме членов правительства  и сводится к распределению государственных  субсидий.

    Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

    Принципиальное  отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).

    Государственная корпорации не имеют ограничения  по сделкам, если рассматривать ОАО  то ограничение на сделки составляют 25% валюта баланса, у ФГУП 10% к уставному капиталу, а у госкорпораций абсолютно никаких ограничений нет.

    Следующее отличие, что абсолютно невозможно проанализировать эффективность их деятельности, например, если рассматривать  коммерческую организацию, то эффективность  деятельности состоит в прибыли, в бюджетных организациях эффективность  меряется предоставленными государственными услугами, а в госкорпорациях опять отсутствует измеритель эффективности, а это связано с тем, что госкорпорация не обязана предоставлять никакой отчетности по своей деятельности. 

Таким образом, формируется ряд недостатков этой организационно-правовой формы:

  • Недостаточное правовое регулирование финансового контроля за их деятельностью и, как следствие, сложность и недостаточная урегулированность процедуры привлечения госкорпораций к ответственности за нецелевое использование выделенных им средств или имущества.
  • Нечеткость и расплывчатость формулирования целей деятельности каждой госкорпорации в соответствующих нормативных актах.
  • У госкорпорации нет обязанности по опубликованию постоянных отчетов о своей финансовой деятельности, кроме ежегодного отчета об использовании имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание госкорпорации. Однако, даже в системе отчетности госкорпораций не наблюдается единства, но, следует признать, что все особенности вытекают из нюансов деятельности самих корпораций.
  • Госсредства для госкомпании – даровой ресурс, который в отсутствие жесткого контроля расходуется неэффективно. При этом значительная часть этих средств неизбежно идет на нецелевое использование и раздувание административных расходов: строительство новых роскошных офисов, приобретение представительских автомобилей, загранкомандировки, приглашение высокооплачиваемых ненужных или просто безграмотных иностранных экспертов, повышение зарплат и раздувание штатов.
  • Для большинства госкорпораций законы не устанавливают среднего и                долгосрочного планирования.
  • Слабый контроль и широкие полномочия создают предпосылки вывода активов из-под юрисдикции государства

Но государственные  корпорации имеют и ряд  положительных  особенностей:

  • Большим преимуществом является широкий набор инструментов финансирования собственных проектов. Госкорпорации помимо денежных средств и активов, полученных путем безвозмездной передачи от государства, могут осваивать собственные средства, полученные от деятельности этих предприятий, а также средства привлеченные на рынке капиталов.
  • Госкорпорации имеют высокий потенциал как структуры, позволяющие мобилизовать частный капитал, который мог бы сотрудничать с государственным как на вполне рыночных началах, так и в направлениях, определяемых властями.
  • Госкорпорации должны оказаться более эффективными участниками рынка в финансовой части, т.к. имеют право привлечения отечественных и иностранных кредитов, получения гарантий и выпуска облигаций. 
  • Госкорпорации являются и более предпочтительным партнером для частного бизнеса, так как имеют возможность не только выстраивать отношения по схеме «заказчик - исполнитель», но и совместно реализовывать различные проекты, основываясь, в том числе, и на инструментарии государственно-частного партнерства

    Что касается финансового механизма  государственных корпораций, то хотелось бы отметить, что финансовый план государственной корпорации утверждается в форме локального акта, а не в форме закона, а нормы Бюджетного Кодекса РФ, касающиеся формирования доходов и расходов и бюджетно-процессуальной деятельности, не действуют в отношении госкорпораций, также как и принципы бюджетной системы.

Таким образом, существует взаимосвязь бюджета  и госкорпораций обусловленной категорией «расходное обязательство», так как госкорпорация несет нагрузку по финансированию расходных обязательств Российской Федерации в соответствии с целями создания государственных корпораций.

    Бюджетное финансирование деятельности государственных  корпораций осуществляется при их создании в виде имущественного взноса Российской Федерации и в последующем  идёт в основном за счет субсидий из федерального бюджета. Иные виды бюджетного финансирования обусловлены для  каждой госкорпорации спецификой ее деятельности.

    Нужно отметить, что финансы государственных  корпораций представляют собой децентрализованные фонды публичных финансов, хотя по общему правилу средства госкорпораций находятся в собственности их самих.

В отношении  некоторых госкорпораций законодательством предусмотрен более подробный и детальный порядок распределения и использования фондов денежных средств.

    Нужно подчеркнуть, что все госкорпорации должны размещать свои временно свободные денежные средства в российские ценные бумаги и иные финансовые инструменты, обладающие достаточной степенью надежности с точки зрения государства.

    Налогооблажение в государственных корпораций также вызывает немалый интерес. Государственные корпорации являются специфическими субъектами финансовых правоотношений, в том числе бюджетных и налоговых.

    Установлено, что государственные корпорации подчиняются общим правилам налогообложения  некоммерческих организаций за некоторыми исключениями по налогу на прибыль. Налоговые  льготы обусловлены спецификой формирования финансов государственных корпораций.

    Но  государственная корпорация при  определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывает  расходы, непосредственно связанные  с осуществлением предпринимательской  деятельности и направленные на получение  государственной корпорацией дохода. При этом расходы на обеспечение  некоммерческой деятельности государственной  корпорации, то есть деятельности, не связанной  с получением дохода, для целей  налогообложения прибыли организаций  не учитываются.

    Исходя  из выше перечисленного, нужно сказать, что для государственных корпораций созданы исключительные условия  хозяйственной деятельности. Имеющиеся  у государственных корпораций преференции  делают невозможной конкуренцию  с ними со стороны частных компаний. Кроме того, включение в государственные  корпорации целых отраслей экономики  ведет к возникновению у них  монопольного положения, а это означает отсутствие для них стимулов для  повышения эффективности их работы. Итог – колоссальные полномочия, полная бесконтрольность, огромные бюджетные средства, которые не нужно возвращать. Все это выгодно отличает госкорпорации от других крупнейших российских предприятий, берущих средства в долг, выполняющих социальные функции и зарабатывающих прибыль даже (услуги). Анализ позволяет сделать вывод, что необходимо более точно определить правовой статус имущества госкорпораций. Вполне возможна разработка понятия публичной собственности.

    Так же необходимо немного затронуть тему инвестиции государственных корпораций. Инвестиции государственных корпораций, как и любых других, могут рассматриваться двояко: с точки зрения источников инвестиционных ресурсов и с точки зрения использования этих инвестиционных ресурсов. Основная проблема состоит в том, что противоречивые позиции государства в отношении ГК приводит к тому, что государственные инвестиционные решения оказываются плохо обоснованными, противоречивыми и неэффективными.

Инвестирование  ГК так называемых "собственных" средств порождает проблемы, в сущности они вызываются расплывчатым статусом собственности на средства, получаемые организациями государственного сектора за произведенные товары и услуги. Поступающие таким образом деньги являются выручкой от предпринимательской деятельности, которая ведется за счет средств налогоплательщиков. При этом считается, что налогоплательщики платят налоги государству только для, чтобы оно выполняло функции, свойственные именного государству как институту. То есть, в соответствии с принятой политической философией, налогоплательщик передает средства в государственную собственность условно, а государство это условие нарушает, занимаясь хозяйственной (предпринимательской) деятельностью, но деньги не возвращает.

Кроме того, постоянно воспроизводятся схемы "увода активов" ГК путем инвестирования их средств в компании и проекты, функционирование которых впоследствии осуществляется независимо от исходной компании. В случае ГК. "увод активов" облегчается тем обстоятельством, что инвестиции могут быть формально мотивированы не только получением прибыли, но и "решением социально-экономических задач" (т.е. регуляторными мотивами) либо соображениями безопасности (мобилизационный мотив).

    Таким образом, на основе проведенного исследования можно предположить, что на настоящем  этапе развития экономики страны госкорпорации представляют собой неоднозначный способ ответа на вызовы и потребности инфраструктурной и инновационной модернизации. что госкорпорации являются инструментом присутствия государства в экономике. Подтверждение - концентрация капитала, по грубым подсчетам более 37 млрд.дол финансовых средств и производственные активы стоимостью свыше 80 млрд.дол.

         Если практика покажет эффективность  госкорпораций, вся государственная система будет подтягиваться до уровня, заданного работой госкорпораций. В противном случае, на смену госкорпорациям придут иные организационные и институциональные формы, отвечающие современным потребностям

Информация о работе Роль государственных корпораций в экономике России