Роль финансов в формировании бюджета Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….

Глава I. Характеристика налогов и налоговых систем……………

1.1. Сущность и функции налогов…………………………………….

1.2. Виды налогов, взимаемых в Российской

Федерации…………………………………………………………..

1.3. Российская и зарубежные налоговые системы………………...

1.3.1. Общая характеристика и структура налоговой

системы Российской Федерации…………………………………

1.3.2. Краткая характеристика налоговых систем

экономически развитых стран……………………………………



Глава II. Анализ доходов бюджета Российской Федерации……….

2.1. Динамика налоговых доходов государства…………………….

2.2. Анализ поступления налоговых доходов в бюджет

Российской Федерации за 1999 – 2004 годы……………………..

2.3. Анализ поступления налоговых доходов в бюджет

Российской Федерации за 2005-2006 годы (при

формировании нового Налогового Кодекса РФ)…………………



Глава III. Пути развития налоговой политики

Российской Федерации……………………………………..

3.1. Основное направление налоговой политики на 2007 год………...

3.2. Основные направления развития налоговой политики

в 2008-2010 годы………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ финансы.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги: в США они формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, Японии – 75%.

В России доля налогов, примерно, соответствует жировым показателям: в 2000г. она составляла более 88%, в 2001г. – около 82%, а если взять 2005г., то более 86%.

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Однако наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер.

Но также налоги действуют и на экономику в целом. Причем иногда, они оказывают угнетающее воздействие. К примеру, у предприятий, которые полностью платят налоги, не остается достаточных средств для инвестиций, модернизации, адаптации к условиям рынка.

Формирование рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался опыт зарубежных стран. Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночной экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

Однако фискальная роль отдельных налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политика любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована, прежде всего, на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по их видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Итак, рассмотрим налоговые доходы федерального бюджета и нормативы их зачислений:

      Налог на прибыль организаций (в зависимости от организации и соглашений) – от 20% до 100%;

      НДС – 100%;

      Акцизы на различные виды спирта – 50%, 100%;

      Акцизы на табачную продукцию – 100%;

      Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д. – 40%;

      Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы – 100%;

      Акцизы по подакцизным товарам и продукции – 100%;

      НДПИ (в зависимости от вида полезного ископаемого и зоны добычи) - 40%, 95%, 100%;

      Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (в зависимости от принадлежности) – 70% и 100%;

      ЕСН – 100%;

      Государственная пошлина – 100%.

На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказывает благоприятная коньюктура мировых цен на нефть и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозаменяющей продукции, прежде всего, в легкой промышленности.

Социально-экономическое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и другие показатели. К внутренним условиям, не зависящим от политики государства, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и др. Ряд показателей находится под воздействием экономической политики Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию естественных монополий, налогообложение и др.

В абсолютном выражении, в последние годы произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван, по мнению экономистов, такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляции, усиления контрольной деятельности налоговых органов.

Несомненно, все это оказывает положительное влияние на формирование бюджета страны.

2.2. Анализ поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации за 1999 – 2004 годы.

Состав и структура доходов федеральных бюджетов за 1999-2004 г.г. приведены в Приложениях 2 и 3.

В 1999 году доходы федерального бюджета составили 473676,1 млн. руб., что выше предусмотренных доходов в бюджете на этот год. Это стало возможным в результате превышения уровня инфляции и курса рубля по отношению к доллару США, роста мировых цен на ряд сырьевых товаров российского экспорта, превышения объема ВВП.

В 2000 году доходы федерального бюджета состарили 797200,9 млн. руб. В 2000 году в федеральный бюджет поступило 675039,1 млн. рублей налоговых доходов, что на 1,9 %, превышает объем, предусмотренный федеральным бюджетом. За отчетный период налоговые поступления в федеральный бюджет увеличились по сравнению с 1999 годом на 323,5 млрд. рублей, или в 1,7 раза. Вместе с тем величина налоговых доходов в сопоставимых условиях, без учета изменений, внесенных в налоговое и бюджетное законодательство, а также роста инфляции, составляет 124,5 млрд. рублей, или 136,5 % к уровню 1999 года. В 2000 году неналоговых доходов поступило в федеральный бюджет 61906,5 млн. рублей, или 95,0 % от установленного объема на год. Доходы целевых бюджетных фондов в 2000 году поступили в размере 60585,4 млн. рублей, что на 19214,5 млн. рублей, или на 48,2 %, больше ранее предусмотренных объемов. На величину доходов федерального бюджета, поступивших в 2000 году, повлияли изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство. Также в течение 2000 года в экономике страны имела место положительная динамика основных макроэкономических показателей. По данным Госкомстата России, объем валового внутреннего продукта за 2000 год составил 6946,5 млрд. рублей, или 107,7 % к 1999 году. Темп роста объема производства промышленной продукции в 2000 году относительно 1999 года составил 109,0 %.

В 2001 году в предлагаемом проекте федерального бюджета на 2001 год доходы федерального бюджета с учетом дохода целевого бюджетного фонда определены в размере 1193,48 млрд. рублей, или 15,4 % к прогнозируемому объему ВВП, против 14,9% запланированных доходов в федеральном бюджете на 2000 год. Налоговые доходы проекта федерального бюджета на 2001 год составят 64261,3 млн. рублей, или 14,42% к ВВП, что выше уровня, установленного на 2000 год, и ожидаемой его оценки, на 1,8 и 0,78 процентных пункта соответственно. Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2001 год является заметное повышение доли налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, удельный вес которых вырос на 8,77 процентных пункта. Факторами роста налоговых доходов послужили существенное повышение среднего уровня собираемости налогов и сборов (87,2% в 2001 году против 74,3 %, предусмотренных в расчетах к федеральному бюджету на 2000 год, и 84,3 %, ожидаемых в 2000 году), мобилизация реструктуризируемой налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет (5,8 млрд. рублей) и другие меры.

В 2002 году доходы проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" в объеме 2125,7 млрд. рублей (18,85% к ВВП) сформированы, исходя из прогнозируемого сохранения положительной ценовой ситуации на внешних рынках для российских экспортеров и, прежде всего, цены на нефть в пределах среднегодового уровня в размере 23,5 долларов США за баррель и оценки ВВП в объеме 10600 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета без учета поступлений от взимания единого социального налога (281,2 млрд. рублей) составят 1844,5 млрд. рублей или 16,42% к ВВП. Складывающиеся макроэкономические условия реализации федерального бюджета текущего финансового года характеризуются более положительной динамикой экономического роста, чем это предусматривалось при составлении проекта федерального закона, относительным укреплением рубля, ростом золотовалютных резервов страны. Доходы федерального бюджета сформированы с учетом принятия отдельных глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации и введения их в действие с 1 января 2002 года. Принятые изменения налогового законодательства позволят в 2002 году обеспечить снижение налогового бремени на предприятия и организации на 195,5 млрд. рублей или на 1,8% к ВВП.

В 2003 году доходы федерального бюджета составили 2417,8 млрд. рублей, или 18,5% ВВП, что составляет 113,7% к утвержденным доходам федерального бюджета на 2002 год. Однако в реальном выражении с учетом индекса-дефлятора ВВП 114,1%  в 2003 году предусматривается снижение доходов федерального бюджета по сравнению с их объемом, утвержденным в 2002 году, на 0,3% и на 2,9% к ожидаемой оценке их поступления в 2002 году. При этом доходы федерального бюджета без учета ЕСН в 2003 году уменьшаются в реальном выражении по сравнению с утвержденным на 2002 год объемом на 2,5% и ожидаемым их объемом на 2,6%. Макроэкономические условия реализации федерального бюджета на 2003 год характеризуются положительными темпами роста ВВП и промышленного производства, снижением темпов инфляции, улучшением конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и устойчивой ситуацией на валютном рынке, сокращением вывоза российского капитала за рубеж, ростом реальных доходов населения. Вместе с тем главной особенностью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год является то, что в 2002 году резервы роста, связанные с эффектом девальвации рубля и расширением импортозамещения, действовавшие в 1999 -2001 годах, в значительной мере оказались исчерпаны и темпы экономического подъема существенно замедлились. Изменение в 2003 году налогового законодательства, а также предусмотренное в законопроекте изменение нормативов распределения налоговых доходов по бюджетам различных уровней привели  к сокращению налоговых доходов федерального бюджета на 31,5 млрд. рублей (0,24% к ВВП) против ожидаемой оценки за 2002 год.

В 2004 году доходы проекта федерального бюджета на 2004 год составили 2742,9 млрд. рублей или 17,9 % к ВВП. В структуре доходов проекта федерального бюджета на 2004 год налоговые доходы занимают 75,5 %, что ниже утвержденного уровня 2003 года (78,3 %), неналоговые    доходы – 8 % (6 %), доходы целевых бюджетных фондов – 0,5 % (0,6 %)  и доходы от поступлений по единому социальному налогу – 16 % (15,1 %) . Снижение роста проектируемых доходов федерального бюджета в 2004 году в значительной мере обуславливается проведением налоговой реформы, обеспечивающей в 2004 году снижение налоговой нагрузки на экономику на 1 % ВВП, что может позволить увеличить темпы роста ВВП на 0,3 процентного пункта. Важной причиной проектируемого снижения роста доходов федерального бюджета в 2004 году является также прогнозируемое падение мировых цен на нефть с 26,0 доллара США за баррель в 2003 году  до 22,0 доллара США за баррель в 2004 году.

Анализ данных, приведенных в Приложении 3, показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2004 г. составила 75,52%. Основную массу налоговых доходов образуют косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы, лицензионные платежи (в 2004 г. их доля составила 78,3%).

              Анализируя удельный вес налога на добавленную стоимость, можно сказать, что его доля за весь период оставалась примерно неизменной (36%), а доля акцизов значительно снизилась (с 18,4% в 1999 г. до 3,6% в 2004 г.). В последние годы с 2002 г. по 2004 г. вырос удельный вес таможенных пошлин и сборов и платежей за пользование природными ресурсами на 4,2% и 1,6% соответственно. Доля налога  на прибыль предприятий и организаций с 2001 г. по 2004 г. снизилась с 14,47% до 6%, т.е. упала на 8,47%. Уровень доходов целевых бюджетных фондов за анализируемый период значительно упал – с 8,77% до 0,51%, т.е. почти на 8%. Доля единого социального налога, введенного с 2001 г., выросла с 2002 г. по 2004 г. на 2,75%. Уровень неналоговых доходов за последние годы тоже вырос: с 4,9% в 2002 г. до 8% в 2004 г. В целом удельный вес налоговых доходов снизился с 1999 г. по 2004 г. с 84,34% до 75,52%.

Анализ показателей показывает, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 2004 г. составили 8%. В предыдущие годы их удельный вес постоянно менялся, в 2002 г. он снизился до 4,9%, а затем начал снова расти. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюджета произошли существенные изменения. Так, удельный вес доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, возрос с 24% в 1999 г. до 75,6% в 2004 г. При этом в 2004 г. произошло существенное снижение удельного веса неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (с 70,6% в 1999 г. до 20,6% в 2004 г.). В связи с внесение изменений в бюджетную классификацию РФ начиная с 2001 г. отдельной строкой выделяется плата за пользование водными и биологическими ресурсами, в 2004 г. ее удельный вес составил 7%.

 

 

2.3. Анализ поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации за 2005 – 2006 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Пути развития налоговой политики Российской Федерации.

3.1. Основные направления налоговой политики на 2007 год.

Основные направления налоговой политики на 2007 год сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Информация о работе Роль финансов в формировании бюджета Российской Федерации