Таким
образом, можно сделать вывод, что
в рамках решения задачи по обеспечению
эффективности инфраструктуры финансового
рынка предусматривается:
- унификация
регулирования всех сегментов организованного
финансового рынка;
- создание
нормативно-правовых и организационных
условий для возможности консолидации
биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
- создание
четких правовых рамок осуществления
клиринга обязательств, формирования
и капитализации клиринговых организаций
финансового рынка, а также функционирования
института центрального контрагента;
- повышение
уровня предоставления услуг по учету
прав собственности на ценные бумаги и
иные финансовые инструменты [16, с.23].
Как
видно из перечисленных выше задач, одним
из приоритетных направлений является
развитие и повышение эффективности инфраструктуры
финансового рынка, неотъемлемой частью
которой являются фондовые биржи.
Предлагаемые
меры по усилению регулирования рынка
ценных бумаг Банком России:
- выход на
качественно новый уровень банковского
регулирования фондового рынка – создание
банковского консорциума во главе с ЦБ
РФ. В состав консорциума должны входить:
Банк России, Сбербанк РФ, Внешторгбанк,
Внешэкономбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк,
Банк Москвы и др. Задачи консорциума:
массовая скупка ценных бумаг для увеличения
спроса на них; поддержание процентных
ставок на фондовом и кредитном рынках;
стабилизация доходности государственных
ценных бумаг и курсов корпоративных бумаг;
- создание
ЦБ РФ совместно с ФСФР единой депозитарной
сети по государственным и корпоративным
ценным бумагам. Это позволит иметь полную
информацию о капиталопотоках на фондовом
рынке, обеспечить практически абсолютную
сохранность ценных бумаг, пресекать недоброкачественные
сделки на рынке;
- административные
меры в отношении участников рынка, проводимые
ЦБ РФ совместно с ФСФР: приостановление
права коммерческих банков использовать
короткую позицию по денежным средствам;
недопущение их к операциям РЕПО; отстранение
банков от торгов в случае их игры на понижение
котировок ОФЗ и корпоративных облигаций.
Предлагаемые
меры по регулированию рынка Министерством
финансов РФ:
- изменение
структуры рынка госбумаг за счет увеличения
выпуска наиболее надежных ценных бумаг
– облигаций сберегательных займов;
- разработка
рейтинга государственных и корпоративных
ценных бумаг. Присваивать рейтинги облигациям
различных эмитентов должно рейтинговое
агентство, созданное при непосредственном
участии Минфина. Правительство РФ выделило
950 млрд. руб. на поддержку банков.
Регулирование
биржевых операций ФСФР:
- наделение
ФСФР функциями антикризисного регулятора
рынка. Необходимо ввести на биржи представителей
ФСФР и наделить их функциями оперативных
регуляторов;
- варьирование
суммарной короткой позицией участников
рынка. В предкризисный период короткая
позиция по деньгам могла составлять 200-300%
собственных средств участников торгов.
Однако курсы акций в течение короткого
времени могут резко измениться;
- практика
показала, что они могут снизиться за четыре
дня на 40–60%. Если инвесторы вложили в
акции весь собственный капитал и заемные
средства в размере свыше 100% собственного
капитала, их массовое банкротство неминуемо.
Поэтому короткую позицию по деньгам целесообразно
установить в размере 50–70% от общей суммы
собственных средств участников торгов;
- важную роль
в контроле над игроками на понижение
курсов акций играет пороговое значение
короткой позиции по бумагам. Рост коротких
позиций по бумагам – это предвестник
начала крупномасштабной игры на понижение
и, как следствие, усиления кризиса. Короткую
позицию по бумагам необходимо ограничить
40–50% общей рыночной стоимости бумаг на
счетах депо;
- ограничение
сделок РЕПО. Кредиты брокеров в ряде случаев
превышали собственные средства их клиентов
в 2–3 раза. Сделки РЕПО осуществлялись
по определенной схеме. Участник рынка
производил короткую продажу (в рамках
РЕПО) акций, купленных на маржинальные
кредиты и собственные средства. На полученные
деньги приобретались новые акции, которые
также продавались в рамках операции РЕПО.
Затем вновь на полученные деньги приобретались
акции и т.д. Возникает пирамида. Подобные
сделки очень эффективны на растущем рынке.
Но в условиях падения курсов акций кредиторы
начинают принудительно погашать маржинальные
кредиты, если они превышают собственные
средства заемщика. Чтобы расплатиться
с кредиторами, заемщики продают «репованные»
акции по любой цене. В результате курсы
акций еще сильнее падают и т.д.
В
целом можно сделать вывод, что,
несмотря на многие проблемы, с которыми
столкнулся в настоящее время российский
рынок ценных бумаг, следует отметить,
что это молодой, динамичный и перспективный
рынок, который развивается на основе
массового выпуска ценных бумаг в связи
с приватизацией государственных предприятий,
быстрого создания новых коммерческих
образований и холдинговых структур, привлекающих
средства на акционерной основе. Кроме
того, рынок ценных бумаг играет важную
роль в системе перераспределения финансовых
ресурсов государства и необходим для
нормального функционирования рыночной
экономики. Поэтому восстановление и регулирование
развития фондового рынка является одной
из первоочередных задач, стоящих перед
правительством, для решения которой необходимо
принятие долгосрочной государственной
программы развития и регулирования фондового
рынка и строгий контроль за ее исполнением.
Заключение
Результаты
исследования в рамках курсовой работы
показали, что вложение финансовых
ресурсов в ценные бумаги являются хорошим
источником для получения прибыли. При
наличии свободных денежных средств хозяйствующим
субъектам не стоит пренебрегать возможностью
приобретения ценных бумаг различных
эмитентов и различных видов.
Работая
на рынке ценных бумаг, инвестор должен
придерживаться принципа диверсификации
вкладов: стремиться к разнообразию приобретаемых
финансовых активов с целью уменьшения
риска потери вкладов. Если инвестор придерживается
принципа диверсификации, то он обязательно
связан с совокупностью принадлежащих
ему ценных бумаг различных видов, которая
называется инвестиционным (фондовым)
портфелем.
Риск
– это вероятность наступления
какого-либо события. Риск связан с неопределенностью
результатов той или иной деятельности
или бездеятельности. Экономическая деятельность
вся «пронизана» рисками. Ведь субъекты
экономической деятельности – предприятия,
банки, отдельные люди находятся в определенных
отношениях друг с другом, между ними устанавливаются
связи и зависимости. Предприятие, например,
зависит от поставщиков и от потребителей
своей продукции, от банка, через которые
осуществляются расчеты, от государства,
которое устанавливает «правила игры»,
то есть для него всегда существует элемент
неопределенности в связи с деятельностью
контрагентов, а также и в связи с воздействием
других факторов: природных, социальных,
политических и т.д.
Риск
присутствует во всех сферах человеческой
жизни, поэтому точно и однозначно
сформулировать его невозможно, т.к.
определение риска зависит от сферы
его использования.
Сущность
хеджирования заключается в покупке
или продаже фьючерсных или опционных
контрактов одновременно с продажей или
покупкой базисного актива с тем же сроком
поставки, а затем проведения обратной
операции с наступлением дня поставки.
Хеджирование способно оградить хеджера
от больших потерь, но в то же время либо
полностью лишает его возможности воспользоваться
благоприятным развитием коньюктуры,
либо снижает его прибыль.
В
ходе решения задач курсовой работы,
были достигнуты следующие результаты:
Диверсификация
способна снизить риск вложений, но
не способна полностью избавить от
него. Она основана на различиях в колебаниях
доходов, цен и риска вложений. Необходимость
диверсификации не возникает в следующих
случаях:
1.
На финансовом рынке присутствует
только один наиболее привлекательный
для инвестора объект, приносящий стабильный
доход с умеренным риском (например, акции
Газпрома).
2.
Инвестор преследует стратегические
цели, покупая только акции интересующих
его компаний.
3.
Рыночная ситуация стабильна,
характеристики активов постоянны
на протяжении долгого времени.
В этом случае составляющие инвестиционного
портфеля также не претерпевают изменений.
4.
Меняющаяся ситуация на рынке
(например, рост ВВП) в одинаковой
степени влияет на цены объектов
инвестирования.
Нормативная
база регулирования рисков на рынке
ценных бумаг расширяется и обновляется,
давая тем самым больше перспектив развития
для фондового рынка, и помогая снижать
риск для инвесторов.
Целью
хеджирования является не извлечение
дополнительной прибыли, а снижение риска
потенциальных потерь от неблагоприятного
изменения цен в будущем. При принятии
решения о хеджировании важно оценить
величину потенциальных потерь, которые
компания может понести в случае отказа
от хеджа.
Список использованных
источников
- Гражданский
кодекс Российской Федерации. - М.: КОДЕКС,
2009. – 957с.
- Федеральный
закон «О рынке ценных бумаг» - М.:,2009. –
79с.
- Распоряжение
Правительства Российской Федерации от
29 декабря 2009 г. № 2043-р «Стратегия развития
финансового рынка Российской Федерации
на период до 2020 года».
- Абрамов,
А. Стратегия и вектор движения фондового
рынка в России / А. Абрамов // Рынок ценных
бумаг. – 2010. - №13. – С.13-22
- Агибалов,
А. Открывая новые резервы / А. Агибалов
// Биржевое обозрение. – 2009. – №4. – С.23-29
- Алехин, Б.И.
Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые
операции: учебник / Б.И. Алехин.- М.: Финансы
и статистика. - 2010. – 250 с.
- Анискин,
Ю.П. Управление инвестициями: учебник/
Ю.П. Анискин. - М.: ИКФ Омега-Л, 2009. – 467 с.
- Астахов,
В.П. Ценные бумаги:учебник / В. П. Астахов.
- М.: ПРИОР, 2009. – 667с.
- Бахрамов,
Ю.М. Финансовый менеджмент: учебник/ Ю.М.
Бахрамов. – М.: Приор. – 2010. – 400с.
- Галанова,
В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / В.А. Галанова,
А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика.
– 2007. – 448 с.
- Грачев, С.
Государство заинтересовано в развитии
биржевой торговли / С. Грачев // Биржевое
обозрение. – 2009. - №5. – С.30-38
- Дегтярева,
О. И. Рынок ценных бумаг и биржевое дело:
учебник/ О. И. Дегтярева. М: ЮНИТИ-ДАНА,
2009. – 600 с.
- Демчук, О.
Эволюция и тенденции Российского биржевого
рынка / О. Демчук // Теория и практика. –
2011. - № 2. – С.3-21
- Драчев, С.П.
Фондовые рынки/ С.П. Драчев// Рынок ценных
бумаг. – 2009. - №6. – С.12-21
- Ещенко, Р.С.
Биржа: задачи и функции / Р.С. Ещенко// Вопросы
экономики. – 2010. - №.3. – С.14-25
- Зайцев, М.
Консолидация и повышение капитализации
российской финансовой инфраструктуры
/ М. Зайцев // Рынок ценных бумаг. – 2009.
- №15 – С. 21-32
- Инфраструктура
рынка ценных бумаг: итоги 2009 года и перспективы
// Депозитариум. – 2010. - №1. – 57 с.
- Инфраструктура
рынка ценных бумаг: итоги 2010 года и перспективы
// Депозитариум. – 2011. - №1. – 61 с.
- Кавецкий,
И.М. Фондовый рынок / И.М. Кавецкий// Банковское
дело. – 2010. - №9. – С.13-21
- Калашников,
А.В.Продавец - биржа – покупатель. / А.В.
Калашников// Банковское обозрение. –
2010. - №7. – С.25-33
- Килячков,
А. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело:
учебник / А. А. Килячков. - М.: Юристъ, 2010.
– 530 с.
- Коваленко,
П.А. Международный рынок ценных бумаг:
учебник /П.А. Коваленко. – М.: Диалог. -
2010 . – 450 с.
- Курочкина,
С.С. Ценные бумаги: учебник /С.С. Курочкина.
- М.: Диалог. - 2009. – 310 с.
- Лансков,
П. В. Неидеальные черты фондового рынка
России / П. Лансков // Рынок ценных бумаг.
– 2010. - №5. – С.15-21
- Лансков,
П. В. Развитие инфраструктуры финансового
рынка и оптимизация его регулирования
/ П. Лансков // Рынок ценных бумаг. – 2011.
– №3. – С.35-39
- Лукашев,
А. Популярные в России зарубежные фондовые
биржи / А. Лукашев // Финансовый форум.
– 2009. – №8. – С.14-29
- Марич, М.
Мы хотим развивать российский срочный
рынок / М. Марич // Биржевое обозрение.
– 2010. – №7. – С.28-35
- Модель инфраструктуры
рынка ценных бумаг в Российской Федерации
// Биржа. – 2010. – №8. – С.25-31
- www.cbr.ru –
официальный сайт Центрального банка
Российской Федерации