Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа
Цель работы - раскрыть содержание и итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации и определить проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать этапы реформирования пенсионной системы РФ.
2. Выявить проблемы пенсионного обеспечения и обосновать необходимость перехода на пенсионное страхование.
3. Провести анализ мирового опыта построения пенсионных систем и выявить возможности его использования в отечественной практике в процессе реформирования системы пенсионного страхования.
Введение 3
1 Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации 5
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России 5
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения 10
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование 14
2 Зарубежный опыт пенсионных реформ 18
3 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем 26
Заключение 34
Список литературы 36
Пенсии, которую выплачивало государство в 2007-2008 гг., в большинстве случаев хватало на обеспечение биологического существования.
По мнению депутата Госдумы, доктора экономических наук О. Дмитриевой, наша пенсионная реформа пошла по пути снижения. Если в 2001 г., до начала реформы, средний размер пенсий составлял 32% от средней зарплаты, реформа 2001г. снизила этот показатель до 24-25%. Даже в кризисном 1998 г. он достигал 37-38%, то есть был в 1,5 раза выше [10, C. 37].
В то время председатель верхней палаты российского парламента С. Миронов, касаясь размеров и порядка начислений пенсий, заявил о необходимости пересмотра самого принципа пенсионного обеспечения в стране. «Нынешнее пенсионное законодательство в корне несправедливо – наши пенсионеры получают в 3 раза меньше, чем могли бы получать» - отмечал он [1, c.40].
Понимание руководителями государства плачевного состояния российских стариков не приводило к кардинальным мерам по решению этой важнейшей социальной проблемы до 2009 г. Пенсионеры по-прежнему оставались социально не защищенными и малообеспеченными.
Российскую пенсионную системы реформируют в четвертый раз за последние 18 лет. Всего несколько лет понадобилось государству, чтобы согласиться с тем, о чем большинство независимых экспертов заявляло еще на этапе разработки действующей пенсионной системы.
Согласно принципам пенсионной реформы 2001 г. при расчете трудового стажа из него оказались изъяты и так называемые нестраховые периоды (время учебы в вузе, ухода за ребенком, службы в армии), также отменено льготное исчисление стажа (например, раньше за два, а то и за три считался год работы в блокадном Ленинграде и т.п.). Таким образом, условия начисления пенсии ухудшились, у многих людей она сразу снизилась. А «добрать» недостающие годы работы старые люди уже не в состоянии.
Более того, разработчики ввели ряд коэффициентов, которые заметно уменьшили начисленные пенсии. Например, был установлен предельный коэффициент, согласно которому максимальная пенсия не могла превышать среднюю зарплат по стране более чем на 20%. Это ударило по той же категории граждан, которые перед выходом на пенсию получали значительные доходы: высокооплачиваемый россиянин почувствовал себя обманутым [35, C. 85].
Необходимость пенсионной реформы назрела давно. Ранее существовавшая распределительная система базировалась на значительном превышении работающего населения над пенсионерами. И налогов, взимаемых с работающего населения, вполне хватало на пенсии существующим пенсионерам. Однако процесс старения населения постепенно уравнивает численность работающего населения и пенсионеров. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии. Сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих граждан. К 2030 г., по прогнозным оценкам, соотношение пенсионеров и работающих граждан может составить один к одному. В данной ситуации обеспечить достойные пенсионные выплаты невозможно. Реформа, проводимая в Российской Федерации, предполагает введение накопительного элемента.
В связи с кризисом
надежды ветеранов труда
Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, будут проиндексированы с учетом нового прогноза инфляции – записано в Антикризисной программе правительства. В 2009 г. реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 руб. в конце года). Это не такая уж значительная сумма. Особенно в период кризиса и неумеренного роста цен на продукты и лекарства, не говоря уже об одежде и обуви [19, C. 64].
В рамках нового этапа пенсионной реформы началось осуществление предложения В. Путина о «софинансировании» пенсионных накоплений. Соответствующий закон, принятый Госдумой в апреле 2008 г. и подписанный главой государства, предусматривает, что к каждой 1 тыс. руб., добровольно внесенных работником в ПФР на свой накопительный счет, столько же добавит государство, но не более 12 тыс. руб. в год.
Для работающих пенсионеров,
которые отложат получение
Только как сохранить
пенсионные накопления при высокой
инфляции? Государственные и
Очевидно, чтобы уровень российских пенсий соответствовал западным образцам, следует поднять доходы россиян. В США, Канаде, Германии, Великобритании, Финляндии, Франции и других странах зарплата неизмеримо выше российской. Напомним, что заработная плата профессора в Росси не превышает 15-20 тыс. руб. в месяц, во Франции же она достигает (в пересчете) 500тыс. С такой зарплаты и отчисления в пенсионный фонд на порядок выше, чем в России.
Когда чужая пенсионная система слепо копируется, отрываясь от уровня зарплаты, результат получается не такой, как планировался. В 2007 г. ПФР признал значительный дефицит бюджета фонда: не стало хватать денег на выплаты даже мизерных пенсий [22, с. 40].
Повышение скудных пенсий россиян в разы должно стать главной целью новой пенсионной реформы, о необходимости которой Д.Медведев заявил в Мурманске в ходе своей предвыборной кампании. Но третий президент так и не указал виновников безуспешности пенсионных реформ.
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование
Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех, кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой [31, с. 121].
В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.
Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.
Трудовая пенсия включает: начисленные суммы трудовой пенсии и накопительную часть, причем, источники финансирования этих частей различны. Базовая составляющая финансируется федеральным бюджетом, а страховая и накопительная формируются из средств Пенсионного фонда России (конкретно – из страховых взносов, перечисляемых работодателем).
Некоторые категории граждан обладают правом получения государственной пенсии (федеральные госслужащие; военные; нетрудоспособные лица; ветераны Великой Отечественной войны; лица, пострадавшие от техногенных либо радиационных катастроф). Пенсионное страхование вышеуказанных лиц осуществляется из средств федерального бюджета [9, c.65].
На сегодняшний день
законодательством
Добровольное пенсионное страхование по сути, - один из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки, компании выплачивает ему дополнительную пенсию [13, с.80].
На сегодняшний день разработана масса программ дополнительного пенсионного страхования, и право клиента – выбрать ту, что ему больше по душе. Взносы в пенсионный фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи – ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). А сам договор может быть заключен на срок до 99 лет. Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию Федерального Закона о негосударственных пенсионных фондах, получили толчок к развитию как пенсионное страхование на предприятиях и в крупных корпорациях, так и пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста [10, c.58].
Основная цель пенсионного страхования - гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни. В идеале – не хуже, чем тот, которого они достигли до момента выхода на заслуженный отдых. Действительно, если пронаблюдать в динамике средний размер пенсии россиян, то можно отметить, что соотношение средней пенсии к месячному доходу медленно, но все же подрастает, и уже готово приблизиться к 50%. И в то же время, нам в этом смысле далеко до развитых европейских стран, где эта пропорция составляет 75-80% (Германия).
Дополнительное пенсионное страхование призвано выправить эту ситуацию. На самом деле, дополнительная пенсия намного эффективнее банковского вклада, где деньги кладутся под небольшой процент. Просто должно, видимо, пройти время, чтобы россияне окончательно поняли: с помощью страховой компании или негосударственного пенсионного фонда можно гарантировать себе достойную старость. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что дополнительное пенсионное страхование успешно решает эту задачу. Каждый из нас имеет возможность обеспечить себя пожизненной дополнительной пенсией, - причем, размер ее можно определить с учетом собственных возможностей [17, с.50].
Дополнительное пенсионное страхование позволяет гражданину и не дожидаться наступления критического возраста. В зависимости от конкретной программы, начало выплат может наступить задолго до перехода в официальный статус пенсионера. Иногда дополнительное пенсионное страхование позволяет сразу получить всю накопленную сумму.
Но существуют ситуации, когда человек не может воспользоваться преимуществами обязательного пенсионного страхования – например, получающие зарплату в конвертах, неофициально самозанятые (специалисты, ведущие частную практику), представители малого бизнеса, сдающие пустые балансы, - в общем, все те, чьи доходы не документированы. В этом случае, о своей пенсии нужно позаботиться самому.
Для таких личностей, а также для тех, кому обязательного пенсионного страхования мало, в России существует система добровольного пенсионного страхования.
Добровольное пенсионное страхование (ДПС) называют также негосударственным. Из этого следует, что добровольное пенсионное страхование осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ).
Суть ДПС заключается в том, что работник заключает договор с НПФ и выплачивает взносы. После достижения оговоренного договором добровольного пенсионного страхования срока, НПФ начинает производить выплаты застрахованному лицу [20, с. 72].
По своей сути ДПС очень похоже на накопительное страхование жизни и здоровья. Так что даже затруднителен ответ на вопрос, к какой части инвестиционного портфеля его отнести: к пенсионной или к страховой.
Для использования этого
инструмента в своей
Стоит отметить, что заключить договор можно не только в свою пользу, но и в пользу любого третьего лица, – то есть пенсию будет получать застрахованный, например, родственник.
Таким образом, пенсионная система России, как и любого другого государства, далека от совершенства.
Основные проблемы пенсионного обеспечения, выявленные еще в период планово-административной экономики, а также новые проблемы рыночного периода хозяйствования России ускорили переход на систему страхования, когда финансовые ресурсы Пенсионного фонда создаются с участием всех заинтересованных сторон:
- самих граждан, пенсионеров и будущих пенсионеров;
- работодателей, от
которых зависит уровень
- государственных и муниципальных органов власти, поскольку бюджетные средства являются тем ресурсом, благодаря которому удается решать чрезвычайные проблемы и покрывать кассовый разрыв между доходами и расходами в пенсионной системе [14, с. 87].
2 Пенсионные реформы: зарубежный опыт