Развитие финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Содержание понятия финансовый контроль, характеристика его видов, форм и методов, а также выявление пути совершенствования финансового контроля РФ.

Оглавление

Введение
1. Содержание, значение и задачи финансового контроля. Объект и субъект финансового контроля
2. Виды, формы, методы финансового контроля
3. Государственный финансовый контроль
4. 3.1. Финансовый контроль со стороны Счётной палаты
5. 3.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ
6. 3.3. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ
7. 3.4. Финансовый контроль со стороны специализированных органов…..22
8. Негосударственный финансовый контроль
9. Пути совершенствования финансового контроля в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие финансового контроля в России.docx

— 44.67 Кб (Скачать)

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных  сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль в  страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские  организации. Финансовый контроль в  системе пенсионного обеспечения  в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные  пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность  контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или  иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учётом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 2).

Таблица 2. «Основные  формы финансового контроля»

 
Признак классификации Формы финансового  контроля  
Время проведения контроля

Направление воздействия  субъекта на объект контроля

Место проведения контроля

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Характер источников контроля

Периодичность проведения контроля

Полнота охвата проверяемых вопросов

Повторяемость изучения источников контроля

Предварительный, текущий, последующий

Внешний, внутренний

Камеральный, выездной

Сплошной, выборочный

Документальный, фактический

Систематический, периодический, единовременный

Комплексный, тематический, встречный

Первичный, повторный, дополнительный

 
     

В зависимости  от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных  операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных  учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового  законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных  операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платёжных документов на осуществление  кассового расхода бюджета. Текущий  контроль позволяет получить необходимую  оперативную информацию, характеризующую  состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением  деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению  к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов  государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

При проведении финансового контроля используют определённые методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование  - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка  представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определённых финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки даёт наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, т.к. предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты проверки содержат конкретное документально подтверждённое определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте  охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определённому кругу вопросов) и комплексные (т.е. охватывают практически  все аспекты финансово-хозяйственной  деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии и фактические

Надзор  представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг  в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

 

3. Г о с  у д а р с т в е н  н ы й ф и н а н с  о в ы й к о н т р  о л ь

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных  заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также  эффективности предоставления и  законности использования налоговых  льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают  все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов  хозяйствования, связанные с формированием  и использованием финансовых ресурсов государства.

В соответствии с российским законодательством  государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Оперативный контроль возложен на следующие  государственные органы - Счётную  палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Эти органы обязаны  периодически осуществлять комплексные  ревизии и тематические проверки в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях и организациях, использующих государственные средства. Средства, израсходованные незаконно  или не по целевому назначению, а  также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию  органов контроля.

Непосредственно к деятельности органов государственного финансового контроля примыкает  контрольная деятельность органов  представительной власти, а также  Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии

Непосредственно к деятельности органов государственного финансового контроля примыкает  контрольная деятельность органов  государственной власти, а также  Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов  и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении  отчётов об их исполнении. В частности, комитеты Государственной Думы по бюджету  и налогам, финансам и банкам и  соответствующие подкомитеты ведут  экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений  по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

 

3.1. Финансовый  контроль со стороны Счётной  палаты РФ 

Особое место  в системе финансового контроля принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным  законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно  действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ.

Объектом контроля со стороны Счётной палаты РФ выступают  средства федерального бюджета, федеральных  внебюджетных фондов и федеральная  собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные  полномочия Счётной палаты, относятся:

1) все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные  фонды;

2) органы местного  самоуправления, предприятия, организации,  банки, страховые компании и  другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные  объединения вне зависимости  от видов форм собственности,  если они получают, перечисляют,  используют средства из федерального  бюджета или используют федеральную  собственность либо управляют  ею, а также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные  и иные льготы и преимущества;

3) общественные  объединения, негосударственные  фонды и иные негосударственные  некоммерческие организации, на  деятельность которых контрольные  полномочия Счётной палаты распространяются  в части, связанной с получением, перечислением или использованием  ими средств федерального бюджета,  использованием федеральной собственности  и управлением ею, а также в  части предоставленных федеральным  законодательством или федеральными  органами государственной власти  налоговых, таможенных и иных  льгот и преимуществ. 

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счётной палаты в отношении указанных  субъектов связана с федеральным  бюджетом, федеральными внебюджетными  фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определённых законодательством, Счётная  палата обладает организационной и  функциональной независимостью. Деятельность Счётной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых  государственных расходов. К основным задачам Счётной палаты относятся:

- организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объёмам,  структуре и целевому назначению; определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

Информация о работе Развитие финансового контроля в России