Пути повышения эффективности государственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие государственных расходов и их классификация...................................6
2. Влияние финансовой политики государства на структуру расходов бюджета......................................................................................................................10
3. Динамика расходов бюджета РФ, их сравнительный анализ с экономически развитыми странами..................................................................................................14
4. Пути повышения эффективности государственных расходов..........................18
Заключение.................................................................................................................27
Список использованной литературы.......................................................................30

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennye_raskhody_i_puti_povyshenia_ikh_eff.docx

— 3.94 Мб (Скачать)

При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики. Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйствования включает разработку основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономического развития государства.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы[3]:

  1. научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;
  2. прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;
  3. учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;
  4. четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;
  5. учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;
  6. комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;
  7. многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;
  8. учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

 

3. Динамика  расходов бюджета РФ, их сравнительный  анализ с экономически развитыми  странами

 

Анализ бюджета дает уникальную возможность по-настоящему сравнить наши национальные ценности с другими странами. Конечно, не в абсолютных цифрах (размер тут сравнивать затруднительно: бюджет Санкт-Петербурга лишь в два раза больше бюджета Колумбийского университета в США), а в процентах.

В статистических работах принято считать расходы страны в процентах от ВВП.

Одной из самых больших, по традиции, оставшейся от СССР, статьей расходов является оборона. В мире подавляющее большинство стран имеет военные расходы от 0,5 до 2 % от ВВП. Расходы свыше 2 % ВВП считаются большими, и свойственны либо воюющим странам, либо странам, участвующим в локальных конфликтах (или которым угрожает участие в конфликтах). Например, в США, держащих войска в Ираке и Афганистане, военные расходы составляют 3,1 % от ВВП. Для сравнения – в России – 4,5%. Впрочем, нам еще есть куда стремиться: в Израиле, окруженном враждебными арабскими странами, этот показатель составляет 7,7 %, а в Кувейте, пострадавшем от иракской агрессии - 11,3 %. При этом, как и в СССР, наша армия берет числом: если в Китае один военнослужащий приходится на 566 чел., в Индии - на 796 чел., в США - на 204 чел., то в России - всего на 147 чел. А ведь армия – это мужское трудоспособное население, оторванное от производственной деятельности[11].

При этом в подавляющем количестве стран мира (включая Израиль) доля военных расходов в ВВП уменьшается с каждым годом. В России тенденция обратная – ежегодно эти расходы растут, причем в этом году – более чем на 20 %. В абсолютных цифрах это так: на национальную оборону в России в 2006 году было выделено 667,26 миллиарда рублей, а на правоохранительную деятельность и национальную безопасность - 541,36 миллиарда рублей. Итого – около 1,2 триллиона рублей. Всего же на расходы федерального бюджета России в 2006 году было выделено 4,27 триллиона рублей.

На ЖКХ выделялось в бюджете 2006 года 38,63 миллиарда рублей, на образование - 201,40 миллиарда рублей, почти 150 миллиардов рублей – на здравоохранение и спорт, 201,56 миллиарда на социальную политику и 50,45 миллиарда на культуру. Складываем все это и получаем – чуть больше 640 миллиардов. Это значит – что в бюджете России военные расходы превышают расходы на образование, медицину, спорт, социальную политику и культуру вместе взятые.

Если взять все расходы государства на социальную сферу, то в развитых европейских странах это примерно 30 % ВВП. В России социальные расходы оцениваются в 16-17 % ВВП. Согласно проекту федерального бюджета России на 2007 год, общий объем расходов должен вырасти на 25% и составить 5,46 трлн. рублей. То есть примерно 26% прогнозируемого ВВП. По этому показателю Россия близка к таким развитым странам, как Италия (23,3%) и США (22,2%). А другие страны «Большой восьмерки» Россия превосходит даже очень существенно. Так, в Канаде бюджетные расходы в ВВП достигают лишь 17,4%, во Франции - 16,2%, в Германии и Японии - 9%. Впрочем, у лидера - Великобритании - показатель составляет около 48%. Причем эта страна продолжает увеличивать государственные расходы быстрее, чем растет экономика: в этом году они составили примерно 552 млрд. фунтов стерлингов, а в 2007 году планируется потратить уже 583 млрд. фунтов. Соединенное Королевство занимает первое место и по размерам бюджетных трат в расчете на одного жителя. В этом году на каждого британца в среднем придется около 9,2 тыс. фунтов стерлингов казенных расходов (то есть примерно $15,2 тыс. по паритету покупательной способности). В Америке этот показатель составит $9 тыс. на человека, в Канаде - $7,3 тыс. по ППС, в Италии - $7,1 тыс., во Франции $5,1 тыс., в Германии - около $3,7 тыс. Россия замыкает этот рейтинг с $3,3 тыс. на одного жителя.

Российские затраты на оборону в следующем году (в 2008 г.) увеличатся примерно на четверть. На эти цели государство готово выделить 821,2 млрд. рублей. По данным стокгольмского Peace Research Institute, по абсолютным размерам расходов на оборону Россия в прошлом году занимала только десятое место в мире, пропустив вперед США, Великобританию, Францию, Японию, Китай, Германию, Италию, Саудовскую Аравию и Южную Корею. Однако при пересчете сумм бюджетов военных ведомств по ППС Россия вышла уже на четвертую позицию с $64,4 млрд. Картина будет еще отраднее для российского министерства обороны, если сравнивать доли оборонных бюджетов в общем объеме государственных расходов. Россия с показателем 15% опережает почти всех партнеров по странам «Большой восьмерки». За ней идут Франция (около 14%) и Япония (10,4%). У остальных же этот показатель не превышает 10%: в Германии - 9,4%, в Великобритании - 5,25%, в Италии - 5,1%. Единственная страна, где военные получают более толстый кусок бюджетного «пирога», - это США. Там их доля в суммарных расходах превышает 16%. На оборону в 2006 году американцы выделили 3,7% ВВП. А в 2007 году расходы Пентагона могут вырасти еще на 6,9% и составить $439,3 млрд. Плюс $120 млрд., которые в 2006 и 2007 годах предполагается отдельно потратить на военные операции в Ираке и Афганистане. Также на 5% предполагается увеличить расходы на обеспечение безопасности внутри страны. Для сравнения можно взглянуть на доли расходов на образование и науку в разных странах. Согласно проекту российского бюджета на 2007 год, сумма затрат должна вырасти на 33,5% и составить 277,7 млрд. рублей. Это примерно 5,1% от общей суммы расходов. Аналогичный показатель во Франции в текущем году ожидается на уровне 30%, в Италии - 16%, в Великобритании - 13%, а в Японии - 11,4% ВВП. Гораздо ближе к российскому оказался показатель США и Германии: там, на образование и проведение научных исследований уйдет 2% и 3% бюджетов соответственно.

Таблица 1. Показатели стран «Большой восьмерки» 2006 году

 

 

ВВП, млрд. долл.

Расходы бюджета, млрд. долл. по ППС

% от ВВП

США

12486

2707

21.7%

Япония

4571

368

8.1%

Германия

2797

304

10.9%

Великобритания

2201

911

41.4%

Франция

2106

306

14.5%

Италия

1776

411

23.1%

Канада

1130

232

20.5%

Россия

776

57

7.3%


 

Палата представителей Конгресса США большинством голосов утвердила военный бюджет Соединенных Штатов на 2007 финансовый год в размере 512,9 миллиардов долларов, что составляет около 4% от ВВП страны. Почти в это же время в России состоялось заседание вновь воссозданной Военно-промышленной комиссии страны, где также шли разговоры о планировании военных расходов на будущий год. Эти расходы составят, по утверждению министра обороны Сергея Иванова, 2,6-2,7% от ВВП или чуть больше 20 млрд. долларов США, то есть военные расходы России в 25 раз меньше, чем в США. Однако российские военные утверждают, что они способны достичь паритета с США, и не намерены втягиваться в гонку вооружений. У Пентагона это соотношение составит один к трем. То есть, в 2007 году содержание личного состава обойдется Пентагону в 108 миллиардов долларов.

Пентагон на закупку новых вооружений предполагает затратить 84 миллиарда долларов (на 8 миллиардов больше, чем в прошлом году), 73 миллиарда пойдут на исследовательские работы по перспективным видам вооружений, ВМС получит 127 миллиардов, Сухопутные войска - 110 миллиардов, ВВС - 106 миллиардов долларов. В России же в 2007 году на закупки ВВТ предполагается истратить менее 5 млрд. долларов США, деньги на ремонт вооружений планируются в размере 2 млрд. долларов, а на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будет истрачено чуть более 3 млрд. долларов.

Кроме того, 0,5 млрд. долларов предполагается выделить на оснащение Внутренних Войск и органов Внутренних дел. В бюджет Пентагона не включают десятки миллиардов долларов, которые затрачиваются на ядерное оружие по линии министерства энергетики. В России это в военном бюджете выделено отдельной строкой. В бюджете Пентагона также не учитываются чрезвычайные расходы на войны. В сравнении с прошлым годом оборонный бюджет США вырос на семь процентов. В 2005 году армия США потратила в общей сложности 447 миллиардов долларов. С 2001 года военный бюджет США увеличился на 48 процентов.

 

4. Пути повышения  эффективности государственных  расходов

 

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя[7].

 

Рис 1. Динамика межбюджетных

Рис 2. Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном выражении трансфертов в относительном выражении

Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными:

 

Таблица 1. Состав и структура межбюджетных трансфертов

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2008 г

2009 г

2010 г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Всего:

2 281,56

100,00%

2 423,12

100,00%

2 720,97

100,00%

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

375,54

16,46%

392,67

16,21%

411,07

15,11%

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

317,19

13,90%

300,74

12,41%

234,25

8,61%

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

163,74

7,18%

175,97

7,26%

191,01

7,02%

Иные межбюджетные трансферты

69,75

3,06%

37,83

1,56%

43,86

1,61%

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

1 355,34

59,40%

1 515,90

62,56%

1 840,79

67,65%

Информация о работе Пути повышения эффективности государственных расходов