Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений стран содружества независимых государств (снг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

21 октября 1994 г. на заседании глав стран СНГ было подписано Соглашение о создании платежного союза.
Платежный союз предусматривается создать путем добровольного объединения стран с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы. Создание платежного союза рассматривается как поэтапный процесс: на первом этапе — путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений; на последующем этапе — на основе создания многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1. Предпосылки создания европейской валютной системы 5
1.1 Европейская валютная система 5
1.2 Механизм функционирования европейской валютной системы 9
1.4 Европейский валютный рынок 11
2. "Евро" – новая валюта Европейского союза 16
2.1. Причины европейской валютной интеграции 16
2.2. Роль Европейского центрального банка как неотъемлемой части
перехода к евро 20
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

снг.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

              Укрепление позиций российского рубля в обозримой перспек­тиве может привести к созданию рублевой зоны — не в тех формах, которые виделись в 1992—1993 гг., а валютной зоны, подобной зоне немецкой марки (ныне евро), где другие валюты региона стремятся прикрепиться к ведущей валюте. Это даст возможность создать региональную валютную систему, обеспечив в ее рамках согласованное плавание валют, необходимое для нормального функционирования таможенного союза. Бесспорно, эта зона будет носить асимметричный характер, но, как показыва­ет опыт ЕС, это не мешает в перспективе осуществлять шаги по переходу к полноценной валютной интеграции.

              Постепенная стабилизация российского рубля способствует по­явлению предпосылок для его функционирования в качестве реги­ональной резервной валюты. Эта задача, выдвинутая в Стратеги­ческом курсе РФ по отношению к странам СНГ, утвержденном Президентом России в сентябре 1995 г., имеет принципиальную направленность. Этот процесс нельзя форсировать, поскольку его осуществление при отсутствии реальных условий может оказаться тяжелым бременем для России. Так, по некоторым оценкам, по­пытка создания в начале 90-х годов рублевой зоны стоила 5 млрд долл.
Поэтому до принятия решения, необходимо оценить степень подготовки соответствующих предпосылок. Существуют традици­онные критерия отнесения валюты к резервной:
• Темпы инфляции в стране не должны превышать 3—5% годовых.
• Стабильность и емкость денежного, кредитного и финан­сового рынков, минимальные колебания валютного курса.
• Открытость рынка. В значительной степени Россией этот критерий соблюден. Однако сохраняется другая проблема: законо­дательство ряда стран СНГ ограничивает возможности выхода их хозяйствующих субъектов на российский валютный и финансовый рынки, хотя к настоящему времени применяется большое количе­ство «серых схем», позволяющих обходить эти запреты.
• Страна с резервной валютой должна предоставлять своим партнерам кредиты в национальной валюте, чтобы повысить ее привлекательность. Этот критерий также может быть выполнен.

              Придание валюте статуса резервной не может быть декрети­ровано. Это длительный процесс признания роли данной валю­ты, преимуществ ее использования. России необходимо выдер­жать конкуренцию со стороны традиционных резервных валют. Вместе с тем региональная интеграция со странами СНГ должна происходить на принципах, совместимых с дальнейшей интегра­цией в мировое сообщество. Тенденция к регионализации никоим образом не должна подавлять тенденцию к глобализации миро­хозяйственных связей. Приоритетным направлением стратегии России в сфере валютно-кредитных и финансовых отношений остаются укрепление ее позиций в системе мирохозяйственных связей, стабилизация национальной денежно-кредитной и финан­совой систем и национальной валюты. Интеграция с другими странами СНГ отвечает стратегическим интересам России по­стольку, поскольку она будет содействовать решению этой клю­чевой задачи.

              Россия — кредитор других стран СНГ. Фактически предостав­лено кредитов странам СНГ 4,3 трлн руб., что эквивалентно 6,2 млрд долл. США (на 1 февраля 1998 г.). С распадом СССР межреспубликанские хозяйственные связи были переведены на уровень межгосударственных отношений. Однако до середины 1993 г. сохранялось единое денежное пространство. Наличность эмитировал ЦБ РФ, а кредитную эмиссию осуществляли также ЦБ новых независимых государств. Проявилось также ранее скрытое субсидирование одних республик за счет других: главным донором в СССР выступала Россия. Она продолжала играть эту роль и в первые годы после распада СССР. В 1992 г. Россия выделила странам рублевой зоны так называемых «технических» беспро­центных кредитов свыше 1,5 трлн руб., что было эквивалентно 1,8% российского ВВП. В первой половине 1993 г. это кредитова­ние продолжалось, достигнув 2,3 трлн руб., в том числе 1,5 трлн руб. в форме наличных денег.
С середины 1993 г. порядок предоставления кредитов странам СНГ был изменен. В соответствии с международными нормами они стали оформляться как средне- и долгосрочные государствен­ные кредиты.
Учитывая сложную экономическую и политическую обстанов­ку в странах СНГ, а также последствия стихийных бедствий, постигших многие из них в 1992—1997 гг., Россия заключила соглашения о реструктуризации их задолженности по государст­венным кредитам на сумму свыше 2 млрд долл., что составило 48,3% фактически предоставленных Россией кредитов. Исходя из уровня развития страны, ее экономического положения были установлены индивидуальные сроки погашения кредитов и раз­личные процентные ставки на базе ЛИБОР и спрэд в среднем 1,5%.

              Можно выделить следующие основные условия предоставле­ния Россией государственных кредитов другим странам СНГ:
• государственные кредиты выдаются в приоритетном порядке странам СНГ, которые проводят согласованную с Россией поли­тику в области осуществления экономических реформ, структур­ную, научно-техническую и инвестиционную политику, а также последовательно осуществляют меры по стабилизации и конвер­тируемости своих национальных валют;
• государственные кредиты России предоставляются правите­льствам стран СНГ и не могут выделяться хозяйствующим субъ­ектам этих государств. Хозяйствующие субъекты России и других стран СНГ самостоятельно решают вопросы своих кредитно-финансовых взаимоотношений на основе национального законо­дательства и несут ответственность за выполнение принятых фи­нансовых обязательств;
• общий объем предоставляемых за календарный год кредитов определяется с учетом финансовых возможностей России. Пре­дельные размеры ассигнований для предоставления государствен­ных кредитов правительствам государств Содружества утвержда­ются в федеральном бюджете Российской Федерации;
• государственные кредиты России странам СНГ являются связанными и предоставляются для оплаты продукции и услуг российских поставщиков, в первую очередь предприятий, традици­онно поставлявших продукцию в бывшие республики Союза ССР;
• целевое направление кредитов по укрупненным показателям определяется приложением к Соглашению о предоставлении госу­дарственного кредита, а при необходимости с указанием конкрет­ных поставщиков продукции, наименований и объемов поставки отдельных видов изделий в счет предоставляемого кредита;
• государственные кредиты выдаются на условиях, принятых в международной практике (процентные ставки ЛИБОР, формы погашения кредитов, технический порядок выдачи кредита и т. п.);
• размер выдаваемого кредита конкретным государствам Со­дружества определяется исходя из экономической заинтересован­ности России в кредитовании, эффективности кредитных вложе­ний, политических факторов и финансовых возможностей России;
• эквивалент выданных государственных кредитов пересчиты­вается в доллары США. Погашение государственного кредита производится исходя из долларового эквивалента;
• в соглашениях о предоставлении кредита предусматривают­ся меры по обеспечению возвратности государственного кредита в форме залога в денежной или имущественной форме, путем оформления долговых обязательств государственными облигаци­ями правительства страны-заемщика или в других формах, со­гласованных в ходе переговоров;
• государство, получающее кредит, берет обязательство обес­печивать равное, а при определенных условиях приоритетное для России погашение внешнего долга всем кредиторам;
• погашение государственных кредитов в имущественной форме (в том числе путем передачи пакетов акций предприятий и акционерных обществ) допускается лишь при согласии Минэко­номики России, Минимущества России и Минфина России и обя­зательстве получателя имущества внести его стоимость в доходы федерального бюджета. Переговоры о погашении кредита в иму­щественной форме могут проводиться лишь при условии, что в ходе предварительных контактов определена взаимная заин­тересованность России и страны-должника в покупке-продаже имущества по конкретным объектам, а также определены источ­ники компенсации федеральному бюджету стоимости имущества, передаваемого в погашение долга. С учетом тесных экономичес­ких связей со странами СНГ возможно использование такого метода урегулирования их задолженности как конверсии долга в собственность. Тем более что в 1997 г. доля российских инвести­ций в экономику стран СНГ в общем объеме иностранных ин­вестиций составляла лишь 1%. Однако доля иностранных ин­вестиций неодинакова: в Азербайджане, Киргизии, Армении — 85—65 %, Грузии и Узбекистане — 30 %, Туркмении — 20%, на Украине и в Белоруссии — 1 % общих капиталовложений;
• выделение новых государственных кредитов производится только при условии, если страна-заемщица добросовестно выпол­няет обязательства по погашению и обслуживанию ранее получен­ных кредитов;
• реструктуризация полученных государственных кредитов мо­жет осуществляться по просьбе страны-должника в тех случаях, когда Россия считает такую просьбу обоснованной или реструк­туризация долга соответствует ее интересам.
Долг стран СНГ России нарастает. В силу тесных экономичес­ких связей со странами СНГ Россия на ближайшую перспективу будет выступать в роли их кредитора, хотя для многих стран Россия перестала выступать в качестве основного кредитора. Ее доля в сумме кредитов, полученных странами СНГ, составила 16%, а с учетом задолженности за энергоносители — 20% в начале 1997 г.

              По состоянию платежеспособности страны СНГ резко раз­личаются. К началу 1998 г. задолженность Таджикистана вдвое превысила ее ВВП, в Туркмении — в полтора раза, в Киргизии сравнялась с ВВП, а для Украины этот показатель равен 30%, Белоруссии — 11%. Считающийся критическим уровень долга (40% ВВП) превысили 7 из 12 государств. Общее состояние платежеспособности определяет и возможности стран СНГ по­гашать долг России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                  Волгина Н.А. Международная экономика". – М.: Эксмо, 2006. – 456 с.

2.                  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. К.: Маркетинг, 2003. – 587 с.

3.                  Алексеенко Л.В., Международные экономические отношения, М.: 2006. – 356 с.

4.                  Борко Ю. "Европейский союз: углубление и расширение интеграции", "МЭиМО", №8, стр. 8 – 9, 2005.

5.                  Ершов М. В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире - К.: Экономика, 2006. – 465 с.

6.                  Фомишин С.В. Международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 429 с.

Власенко И.В. Международная экономика. – Сумы, "Атом", 2006 г. – 389 с.

  1. Европейская безопасность: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 1998, № 1, С. 54 – 65

8.                  Ломакин В.К. Мировая экономика: М. Финансы, ЮНИТИ, 2005г. – 459 с.

9.                  Якименко В.И. Международная экономика. – Донецк.: ДИТБ, 2005. – 345с.

 



Информация о работе Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений стран содружества независимых государств (снг)