Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:38, контрольная работа
21 октября 1994 г. на заседании глав стран СНГ было подписано Соглашение о создании платежного союза.
Платежный союз предусматривается создать путем добровольного объединения стран с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы. Создание платежного союза рассматривается как поэтапный процесс: на первом этапе — путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений; на последующем этапе — на основе создания многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.
Введение 3
Раздел 1. Предпосылки создания европейской валютной системы 5
1.1 Европейская валютная система 5
1.2 Механизм функционирования европейской валютной системы 9
1.4 Европейский валютный рынок 11
2. "Евро" – новая валюта Европейского союза 16
2.1. Причины европейской валютной интеграции 16
2.2. Роль Европейского центрального банка как неотъемлемой части
перехода к евро 20
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Укрепление позиций российского рубля в обозримой перспективе может привести к созданию рублевой зоны — не в тех формах, которые виделись в 1992—1993 гг., а валютной зоны, подобной зоне немецкой марки (ныне евро), где другие валюты региона стремятся прикрепиться к ведущей валюте. Это даст возможность создать региональную валютную систему, обеспечив в ее рамках согласованное плавание валют, необходимое для нормального функционирования таможенного союза. Бесспорно, эта зона будет носить асимметричный характер, но, как показывает опыт ЕС, это не мешает в перспективе осуществлять шаги по переходу к полноценной валютной интеграции.
Постепенная стабилизация российского рубля способствует появлению предпосылок для его функционирования в качестве региональной резервной валюты. Эта задача, выдвинутая в Стратегическом курсе РФ по отношению к странам СНГ, утвержденном Президентом России в сентябре 1995 г., имеет принципиальную направленность. Этот процесс нельзя форсировать, поскольку его осуществление при отсутствии реальных условий может оказаться тяжелым бременем для России. Так, по некоторым оценкам, попытка создания в начале 90-х годов рублевой зоны стоила 5 млрд долл.
Поэтому до принятия решения, необходимо оценить степень подготовки соответствующих предпосылок. Существуют традиционные критерия отнесения валюты к резервной:
• Темпы инфляции в стране не должны превышать 3—5% годовых.
• Стабильность и емкость денежного, кредитного и финансового рынков, минимальные колебания валютного курса.
• Открытость рынка. В значительной степени Россией этот критерий соблюден. Однако сохраняется другая проблема: законодательство ряда стран СНГ ограничивает возможности выхода их хозяйствующих субъектов на российский валютный и финансовый рынки, хотя к настоящему времени применяется большое количество «серых схем», позволяющих обходить эти запреты.
• Страна с резервной валютой должна предоставлять своим партнерам кредиты в национальной валюте, чтобы повысить ее привлекательность. Этот критерий также может быть выполнен.
Придание валюте статуса резервной не может быть декретировано. Это длительный процесс признания роли данной валюты, преимуществ ее использования. России необходимо выдержать конкуренцию со стороны традиционных резервных валют. Вместе с тем региональная интеграция со странами СНГ должна происходить на принципах, совместимых с дальнейшей интеграцией в мировое сообщество. Тенденция к регионализации никоим образом не должна подавлять тенденцию к глобализации мирохозяйственных связей. Приоритетным направлением стратегии России в сфере валютно-кредитных и финансовых отношений остаются укрепление ее позиций в системе мирохозяйственных связей, стабилизация национальной денежно-кредитной и финансовой систем и национальной валюты. Интеграция с другими странами СНГ отвечает стратегическим интересам России постольку, поскольку она будет содействовать решению этой ключевой задачи.
Россия — кредитор других стран СНГ. Фактически предоставлено кредитов странам СНГ 4,3 трлн руб., что эквивалентно 6,2 млрд долл. США (на 1 февраля 1998 г.). С распадом СССР межреспубликанские хозяйственные связи были переведены на уровень межгосударственных отношений. Однако до середины 1993 г. сохранялось единое денежное пространство. Наличность эмитировал ЦБ РФ, а кредитную эмиссию осуществляли также ЦБ новых независимых государств. Проявилось также ранее скрытое субсидирование одних республик за счет других: главным донором в СССР выступала Россия. Она продолжала играть эту роль и в первые годы после распада СССР. В 1992 г. Россия выделила странам рублевой зоны так называемых «технических» беспроцентных кредитов свыше 1,5 трлн руб., что было эквивалентно 1,8% российского ВВП. В первой половине 1993 г. это кредитование продолжалось, достигнув 2,3 трлн руб., в том числе 1,5 трлн руб. в форме наличных денег.
С середины 1993 г. порядок предоставления кредитов странам СНГ был изменен. В соответствии с международными нормами они стали оформляться как средне- и долгосрочные государственные кредиты.
Учитывая сложную экономическую и политическую обстановку в странах СНГ, а также последствия стихийных бедствий, постигших многие из них в 1992—1997 гг., Россия заключила соглашения о реструктуризации их задолженности по государственным кредитам на сумму свыше 2 млрд долл., что составило 48,3% фактически предоставленных Россией кредитов. Исходя из уровня развития страны, ее экономического положения были установлены индивидуальные сроки погашения кредитов и различные процентные ставки на базе ЛИБОР и спрэд в среднем 1,5%.
Можно выделить следующие основные условия предоставления Россией государственных кредитов другим странам СНГ:
• государственные кредиты выдаются в приоритетном порядке странам СНГ, которые проводят согласованную с Россией политику в области осуществления экономических реформ, структурную, научно-техническую и инвестиционную политику, а также последовательно осуществляют меры по стабилизации и конвертируемости своих национальных валют;
• государственные кредиты России предоставляются правительствам стран СНГ и не могут выделяться хозяйствующим субъектам этих государств. Хозяйствующие субъекты России и других стран СНГ самостоятельно решают вопросы своих кредитно-финансовых взаимоотношений на основе национального законодательства и несут ответственность за выполнение принятых финансовых обязательств;
• общий объем предоставляемых за календарный год кредитов определяется с учетом финансовых возможностей России. Предельные размеры ассигнований для предоставления государственных кредитов правительствам государств Содружества утверждаются в федеральном бюджете Российской Федерации;
• государственные кредиты России странам СНГ являются связанными и предоставляются для оплаты продукции и услуг российских поставщиков, в первую очередь предприятий, традиционно поставлявших продукцию в бывшие республики Союза ССР;
• целевое направление кредитов по укрупненным показателям определяется приложением к Соглашению о предоставлении государственного кредита, а при необходимости с указанием конкретных поставщиков продукции, наименований и объемов поставки отдельных видов изделий в счет предоставляемого кредита;
• государственные кредиты выдаются на условиях, принятых в международной практике (процентные ставки ЛИБОР, формы погашения кредитов, технический порядок выдачи кредита и т. п.);
• размер выдаваемого кредита конкретным государствам Содружества определяется исходя из экономической заинтересованности России в кредитовании, эффективности кредитных вложений, политических факторов и финансовых возможностей России;
• эквивалент выданных государственных кредитов пересчитывается в доллары США. Погашение государственного кредита производится исходя из долларового эквивалента;
• в соглашениях о предоставлении кредита предусматриваются меры по обеспечению возвратности государственного кредита в форме залога в денежной или имущественной форме, путем оформления долговых обязательств государственными облигациями правительства страны-заемщика или в других формах, согласованных в ходе переговоров;
• государство, получающее кредит, берет обязательство обеспечивать равное, а при определенных условиях приоритетное для России погашение внешнего долга всем кредиторам;
• погашение государственных кредитов в имущественной форме (в том числе путем передачи пакетов акций предприятий и акционерных обществ) допускается лишь при согласии Минэкономики России, Минимущества России и Минфина России и обязательстве получателя имущества внести его стоимость в доходы федерального бюджета. Переговоры о погашении кредита в имущественной форме могут проводиться лишь при условии, что в ходе предварительных контактов определена взаимная заинтересованность России и страны-должника в покупке-продаже имущества по конкретным объектам, а также определены источники компенсации федеральному бюджету стоимости имущества, передаваемого в погашение долга. С учетом тесных экономических связей со странами СНГ возможно использование такого метода урегулирования их задолженности как конверсии долга в собственность. Тем более что в 1997 г. доля российских инвестиций в экономику стран СНГ в общем объеме иностранных инвестиций составляла лишь 1%. Однако доля иностранных инвестиций неодинакова: в Азербайджане, Киргизии, Армении — 85—65 %, Грузии и Узбекистане — 30 %, Туркмении — 20%, на Украине и в Белоруссии — 1 % общих капиталовложений;
• выделение новых государственных кредитов производится только при условии, если страна-заемщица добросовестно выполняет обязательства по погашению и обслуживанию ранее полученных кредитов;
• реструктуризация полученных государственных кредитов может осуществляться по просьбе страны-должника в тех случаях, когда Россия считает такую просьбу обоснованной или реструктуризация долга соответствует ее интересам.
Долг стран СНГ России нарастает. В силу тесных экономических связей со странами СНГ Россия на ближайшую перспективу будет выступать в роли их кредитора, хотя для многих стран Россия перестала выступать в качестве основного кредитора. Ее доля в сумме кредитов, полученных странами СНГ, составила 16%, а с учетом задолженности за энергоносители — 20% в начале 1997 г.
По состоянию платежеспособности страны СНГ резко различаются. К началу 1998 г. задолженность Таджикистана вдвое превысила ее ВВП, в Туркмении — в полтора раза, в Киргизии сравнялась с ВВП, а для Украины этот показатель равен 30%, Белоруссии — 11%. Считающийся критическим уровень долга (40% ВВП) превысили 7 из 12 государств. Общее состояние платежеспособности определяет и возможности стран СНГ погашать долг России.
Список использованной литературы
1. Волгина Н.А. Международная экономика". – М.: Эксмо, 2006. – 456 с.
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. К.: Маркетинг, 2003. – 587 с.
3. Алексеенко Л.В., Международные экономические отношения, М.: 2006. – 356 с.
4. Борко Ю. "Европейский союз: углубление и расширение интеграции", "МЭиМО", №8, стр. 8 – 9, 2005.
5. Ершов М. В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире - К.: Экономика, 2006. – 465 с.
6. Фомишин С.В. Международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 429 с.
Власенко И.В. Международная экономика. – Сумы, "Атом", 2006 г. – 389 с.
8. Ломакин В.К. Мировая экономика: М. Финансы, ЮНИТИ, 2005г. – 459 с.
9. Якименко В.И. Международная экономика. – Донецк.: ДИТБ, 2005. – 345с.